Как должно быть организовано обучение в школе ребенка с интеллектуальными нарушениями?

Современное образование предполагает обучение для различных категорий детей. Дети с умственной отсталостью нуждаются в особом подходе, особом внимание со стороны педагогов и специалистов службы сопровождения. Для того, чтобы обеспечить детей с ОВЗ необходимыми условиями обучения, требуется огромная подготовительная работа со стороны образовательной организации. Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями школа должна организовать учебный процесс таким образом, чтобы он максимально соответствовал множеству нормативных актов, например:

  • Федеральному Закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;
  • Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
  • Письму Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»;
  • Письму Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» и другим нормативным актам.

Оптимальные условия обучения для лиц с умственной отсталостью можно создать в специализированной школе. В соответствии с частями 4 и 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Это означает, что дети с ОВЗ могут обучаться и в обычной школе.

Когда родители приносят в школу заключение ПМПК, подтверждающее выявленные интеллектуальные нарушения, образовательная организация начинает процесс создания специальных условий обучения. Это и подготовка кадров, и изучение нормативной документации, и разработка адаптированной программы, и составление индивидуального плана для обучающихся с ОВЗ.

Существуют сроки реализации АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 9 до 13 лет. Срок обучения может быть сильно увеличен, так как умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие органического поражения центральной нервной системы. В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени умственной отсталости: легкая (IQ — 69–50), умеренная (IQ — 50–35), тяжелая (IQ — 34–20), глубокая (IQ<20).

Одним из основных локальных актов для лиц с ОВЗ является адаптированная программа, разработанная специалистами школы (АООП для лиц с интеллектуальными нарушениями). Примерные адаптированные и рабочие программы можно найти на сайте fgosreestr.ru.

В реализации АООП для лиц с интеллектуальными нарушениями может быть выделено два или три этапа:

  • I этап ― (1 дополнительный первый класс) 1–4 классы;
  • II этап ― 5–9 классы;
  • III этап ― 10–12 классы.

Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Примерный учебный план образовательных организаций Российской Федерации (далее ― Учебный план), реализующих АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации, который устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в течение 9–13 лет годовой и недельный учебные планы могут быть представлены в 4-х вариантах:

  • 1 вариант ― I–IV; V–IX классы (9 лет);
  • 2 вариант ― подготовительный первый (I 1)- IV; V–IX классы (10 лет);
  • 3 вариант ― I–IV; V–IX; X–XII (12 лет);
  • 4 вариант ― подготовительный первый (I 1)- IV; V–IX; X–XII (13 лет).

Выбор вариантов сроков обучения школа осуществляет самостоятельно с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, сформированности у них готовности к школьному обучению и имеющихся особых образовательных потребностей. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Информация с сайта Министерства просвещения Российской Федерации.

изображение

План начального уровня образования включает в себя 1 дополнительный класс. Особенности плана в том, что предметы сильно отличаются от стандартного учебного плана. Это необходимо учитывать при составлении расписания, закупке специализированных учебников.
Примерный недельный учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для V–IX классов отличается тем, что особе внимание уделяется предмету «Профильный труд», «Основы социальной жизни».

изображение

Количество учебных занятий по предметным областям для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) за 9 учебных лет составляет не более 8 377 часов, за 12 учебных лет — не более 11 845 часов, за 13 учебных лет — не более 12 538 часов.

Если обучающийся по ФГОС УО (вариант 9.1) не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) он может быть переведен на обучение по СИПР (СИПР — это специальная индивидуальная программа развития). Для обучающихся по ФГОС О УО — повторное обследование по желанию родителей (законных представителей) может быть организовано перед завершением образования (максимальный срок — 13 лет обучения), а также при необходимости для определения динамики обучения или при несогласии с рекомендованными специальными условиями — в любое время по факту обращения.
Особенностью учебного плана для лиц с интеллектуальными нарушениями является обязательная «Коррекционно-развивающая область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов.
Количество часов, выделяемых на реализацию коррекционно-развивающей области учебного плана для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), составляет за 9 учебных лет не более 1 830 часов, за 12 учебных лет — не более 2 442 часов, за 13 учебных лет — не более 2 640 часов. Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется организацией исходя из особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании рекомендаций ПМПК.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:

  • учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
  • увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
  • введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
  • введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.

Предельная наполняемость отдельного класса (группы), группы продленного дня для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается в зависимости от нозологической группы для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) — 12 человек.

Какой документ получит ребенок по итогам обучения по программе для лиц с умственной отсталостью?

По окончании обучения по АООП НОО, АООП ООО вариант 9.1 (программа обучения для лиц с интеллектуальными нарушениями) ребенок получает свидетельство об обучении на основании п.13 ст.60 Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с п. 9–10. ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0