Как правильно разрешить детские конфликты в школе?

Конфликт в школе у детей может возникнуть из-за незначительных разногласий по поводу успехов в учебе, поведения, отношения друг к другу, одежды и т. д. Конфликты между обучающимися самые распространенные в школе. Конфликты ученик-ученик разрешаются участниками спора самостоятельно, но часто требуется помощь либо классного руководителя, либо психолога, либо родителей. Нередко можно наблюдать в школе вербальную агрессию со стороны детей или открытые физические столкновения. Такое происходит в силу возраста, воспитания, темперамента. Дети еще не так осознают границы общения друг с другом. Нередко причиной конфликта служит борьба за лидерство, личное соперничество, этнические конфликты. В данном случае очень важна роль и реакция педагога, как посредника между детьми, который может разрешить конфликт на начальной стадии. Если изначально конфликт не был разрешен, то разногласия между детьми могут нарастать. Школьный конфликт между учениками — это явление обычное, где каждый учится отстаивать свою точку зрения, учится жить по законам детского общества. Максимальное количество конфликтов приходится на подростковый возраст. Желание самоутвердиться, стать лидером может стать причиной конфликта. Оскорбления и обиды, которые дети наносят друг другу являются также причинами конфликта. Существует такое понятие как буллинг, которое является выражением психического насилия с участием учащихся.

Бу́ллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом.

Как проявления травли специалисты расценивают оскорбления, угрозы, физическую агрессию, постоянную негативную оценку жертвы и её деятельности.

Буллинг может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.

Буллинг приводит к тому, что жертва теряет уверенность в себе. Также это явление может приводить к разной тяжести психическим отклонениям, а также психосоматическим заболеваниям, и может явиться причиной самоубийства. В этом случае важно объяснить человеку, что его травят, и показать, как действовать в сложившейся ситуации (https://ru.wikipedia.org/wiki/Травля).

Жертвами в школе чаще всего становятся:

  • двоечники, неуспевающие учащиеся;
  • отличники, вундеркинды;
  • физически слабые дети;
  • дети, гиперопекаемые родителями;
  • дети с ОВЗ, физическими недостатками;
  • дети, не имеющие электронных новинок или, имеющие самые дорогие из них.

Мальчики чаще являются жертвами и инициаторами школьного буллинга.

Необходимо отметить, что существуют типологические особенности участников буллинга. Если ребенок агрессивен или наоборот является объектом нападок, то стоит пересмотреть его общение и действия в соответствии с данной типологией.

1. «Преследователи» — такие дети отличаются авторитарностью. «Преследователи», не смотря на свою роль, считают себя слишком добрыми, т. е. хотят быть ещё менее добрыми, чем они есть. Также «преследователи» не являются и не стремятся быть терпеливыми. В целом у «преследователей» достаточно высокая самооценка и уровень притязаний.

2. «Жертвы». У «жертв» самый низкий социометрический статус и коэффициент удовлетворённости общением, что говорит об их низком положении в классе. «Жертвы» зависимы, «слабы» по сравнению с другими участниками буллинга. Самооценка у «жертв» самая низкая по сравнению с другими группами, а уровень притязаний довольно высокий, т. е. «жертвы» очень недовольны собой, не принимают сами себя и, возможно, хотят меняться. Уровни тревожности, трудностей в общении и конфликтности также самые высокие у «жертв».

3. «Помощники» — помогают «преследователям», они не добиваются уважения в классе. «Помощники» очень зависимы, благодаря чему их подчиняют «преследователи», но одновременно они и достаточно авторитарны, что создаёт у них внутренний дискомфорт. По активному прямому буллингу, самые высокие показатели именно у «помощников», т. к. часто именно они обзывают, бьют и т. д., а «преследователи» лишь выбирают цель и продумывают план. «Помощники» чаще всего испытывают острый дефицит общения с отцом.

4. «Защитники» в целом довольны занимаемой позицией, которая к тому же достаточно высока. Они реже всех проявляют буллинг по отношению к одноклассникам и подвергаются буллингу, что подтверждает правильность деления на группы. У «защитников» довольно высокая самооценка, особенно по надёжности и пониманию. Эти особенности позволяют им понимать «жертв», сочувствовать и помогать им.

Дети оценивают уровень насилия в школе значительно выше, чем в семье. Поэтому школа должна быть местом, где сохраняется безопасная среда (по материалам социологического исследования кафедры социологии молодежи социологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова «Проблема насилия в отношении подростков»). Больше детей, указывающих на высокую и среднюю степень насилия в школе, наблюдается среди детей, в семьях которых существуют прохладные и отчужденные или плохие отношения, равнодушие, безразличие или постоянное недовольство, раздражение; в бедных и малообеспеченных семьях; среди детей, которые учатся на тройки и двойки и почти на одни тройки, активно включены в молодежные субкультуры, курят, регулярно употребляют алкоголь, состоят на внутришкольном учете. Таким образом, борьба с насилием в школе должна быть направлена в первую очередь на детей из семей с плохими отношениями в семье, детей с плохой успеваемостью и отклоняющимся поведением (активно включенных в молодежные субкультуры, курящих, регулярно употребляющих алкоголь, состоящих на внутришкольном учете).

Каким образом закон охраняет права детей в образовательном учреждении и семье?

Обратимся к Федеральному закону от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об Основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  • В образовательной организации, при осуществлении деятельности в области образования и семье права ребенка не могут ущемляться.
  • Обучающиеся старше 8 лет могут быть инициаторами создания общественных объединений в образовательной организации.
  • Обучающиеся вправе самостоятельно или через своих выборных представителей обращаться в конфликтную комиссию.
  • Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляют множество различных органов. Различные общественные объединения по защите прав детей могут в судебном порядке оспаривать неправомерные действия родителей, педагогических, медицинских работников.
  • Если ребенок нуждается в социальной, психологической, педагогической помощи, социальной реабилитации, то соответствующие органы обязаны принять меры по оказанию такой помощи.

Право на защиту обучающихся закреплено и в Федеральном законе № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации». При возникновении конфликта между учащимися и серьезных последствиях конфликта, в целях защиты прав обучающихся родители могут направлять обращения, жалобы. Родители могут обращаться в конфликтную комиссию. Родители могут использовать все средства для защиты прав своего ребенка в школе, которые не противоречат законодательству.

Особенности разрешения конфликтов в школе

Если учитель стал свидетелем межличностного конфликта или к нему обратились обучающиеся, то педагог должен разобраться в ситуации.

Педагог должен быть объективен ко всем сторонам конфликта.

Необходимо разбирать конфликт индивидуально и только с теми детьми, которые являются участниками конфликта.

Разрешить конфликт нужно постараться не привлекая третьих лиц. Если педагог сможет справиться с конфликтной ситуацией без помощи директора, заместителя директора, психолога, то это только поднимет авторитет самого педагога.

Педагог общается с участниками конфликта максимально конкретно, без лишних эмоций и воспоминаний о плохом поведении, плохих оценках и т. д.

Педагог создает предпосылки к тому, чтобы обучающиеся самостоятельно определили предмет конфликта и постарались самостоятельно найти пути выхода из конфликтной ситуации.

Учитель должен дать возможность каждой стороне конфликта высказаться, внимательно выслушать каждого обучающегося, не реагировать на раздражение сторон участников конфликта.

Не стоит забывать и про правила педагогической этики педагог должен доброжелательно, тактично общаться с учащимися.

Если конфликт не удается разрешить педагогу, то возможно привлечь других специалистов школы. Возможно, обратиться к психологу за консультацией, социальному педагогу, если конфликт обострился и есть признаки агрессивного поведения.

Написать комментарий

Уважаемые читатели!

Ответы на вопросы, поступившие в период с 15 июля по 14 августа, будут даны после 15 августа.

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 12

  • фото
    Ирина 01.02.2017

    Здравствуйте у меня сын учится в 1 классе ему 7 лет раньше в садике его обижали и мы с мужем стали говорить ему чтобы давал сдачу но никогда не жаловался .сейчас же когда он поспорит с каким нибудь мальчиком он всегда дает сдачу , а дети бегут и жалуются учителю на то что их побил мой сын . Родители звонят мне и жалуются на моего сына хотя виноваты оба ребенка ,а мой никогда ни на кого не жалуется сам справляется , и как быть ведь пишут на него родители докладные директору . Как в такой ситуации защитить своего мне ребенка? Помогите подскажите что делать мне .

    • фото
      Нурия Сафиулина 02.02.2017

      Дело в том, что Ваш ребенок применяет физическое насилие в отношение других детей и на него не могут не жаловаться. В данном случае вопрос скорее к вам и к тому как правильно и конструктивно научиться разрешать конфликты. Если Ваш ребенок нанесет травму другому ребенку, то это будет очередная жалоба. Поэтому следует научить ребенка общаться не при помощи драк , а при помощи слов.

  • фото
    игорь 05.02.2017

    Здравсвуйте. Ребёнок 15 лет пропускала уроки в школе. Ранее учились в Москве затем переехали, купив квартиру, Балашиху. С трудом в дали от дома, так как в ближайших школах не было мест нам отказывали. У ребёнка возникли проблемы с учителями, в Москве проблем небыло. Вызвали в школу. В кабинете директора находились 3 педагога, не представившись стали вести себя некорректно. При попытке записать разговор, начались обвинения угрозы. Дело передали инспектору по делам несовершенолетних детей. Теперь инспектор собирается прийдти в гости, которого я не приглашал. На основании какой статьи собирается прийдти в гости и какие действия имеет право совершать.

    • фото
      Нурия Сафиулина 13.02.2017

      Вы имеете право не пускать к себе в квартиру инспектора. Инспектор совместно с социальным педагогом посмотрят условия проживания обучающегося и составят соответствующий протокол. Если в семье все благополучно, то опасаться нечего.

  • фото
    Алина 04.05.2017

    Здравствуйте у меня дочь в 5 кл учиться хорошо немного не дотягивает до отличницы .Проблемы со зрением носит очки,сама она как бы не скромная отпор может дать любому я думаю.Но в классе начались конфликты практически со всем классом.Из за чего не могу понять из за учебы либо из за зрения,то ли характер не такой.Чем можно помочь чтобы научилась дружить с одноклассниками?

    • фото
      Нурия Сафиулина 16.05.2017

      Вам лучше обратиться к классному руководителю или школьному психологу, чтобы выяснить ситуацию. Желательно. присутствовать на собеседовании с психологом и узнать в чем проблема. Скорее всего, особенности характера или поведения Вашего ребенка не дают возможности завести друзей или наладить контакт с одноклассниками.

  • фото
    Сардана 29.10.2017

    Здравствуйте, сыну 11 лет. Учится в 5 классе. В последнее время начал хандрить, все время хочет найти причину для того что бы не учиться. Выяснилось, что его и нескольких его одноклассников бъют компания из трех его же одноклассников. Физически слабее тех мальчиков. А в последнее время узнала что ''главарь шайки'' всех тибритирует, оскорбляет, бъет. Что делать я незнаю. Пожаловалась учителю, разговар вала с родителями тех мальчиков. Толку нет. Ситуация накалена до предела. Некоторые родители собрались при первом же случае обратиться в ПДН ПОМОГИТЕ, пожалуйста

    • фото
      Нурия Сафиулина 31.10.2017

      Вся ответственность за то, что обучающийся получил травмы в школе несет образовательная организация. если случай не первый, есть еще прецеденты с другими детьми, то необходимо написать жалобу директору школы обо всех случаях получения травм. Детей, которые систематически нарушают правила поведения в школе могут поставить на ВШУ. Соблюдение дисциплины в школе - это прямая обязанность педагогов.

  • фото
    Жанна 26.01.2018

    сын пошел в первый класс. никогда не было ранее конфликтов даже с мальчиками., а в школе уже пару месяцев конфликт с девочкой, точнее она его тыкает карандашами и постоянно дергает. он и говорил ей, что так нельзя, и я с учителем говорила на эту тему. в результате мой сын сорвался и толкнул ее...как быть??? не понимаю как решить эту проблему(

    • фото
      Нурия Сафиулина 07.02.2018

      Обсудите данную проблему с классным руководителем, она должна решить данный вопрос!

  • фото
    Назира 13.01.2019

    Спасибо за статью,но если можно ссылку где законодательно закреплены обязанности учеников и их родителей

  • фото
    Татьяна 26.05.2020

    Здравствуйте на моего сына 11 лет и еще на 4 человек написала заявление в полицию одна мамочка сказала, что они издеваются над ее ребёнком сегодня разбирались в школе пока, но она уехала резко в другой город сказала что в разборках участвовать не будет. Сами разбирайтесь. Что делать в такой ситуации есть видеозапись на которой видно, что мой ребёнок подрезал ее на велосипеде и никаких угроз не было он просто вынудил этим действием ее остановиться и слезть с велосипеда, мимо проходила ее знакомая она спросила кто эти дети девочка ответила, что одноклассники села на велик и уехала. Как быть нам теперь. Помогите пожалуйста советом