Каких специалистов должен пройти ребенок в рамках обследования ПМПК?

Посещение родителями и детьми психолого-медико-педагогической комиссии очень волнительный момент. Многие переживают относительно того, как будет проходить обследование, не растеряется ли ребенок, сможет ли ответить на вопросы незнакомых людей. Педагоги в рамках обследования стараются создать максимально комфортную атмосферу, чтобы ребенок смог сделать все на что способен.

Для чего дети проходят ПМПК?

ПМПК необходимо для того, чтобы:

  • выявлять детей и подростков с отклонениями в развитии;
  • проводить комплексные диагностические обследования несовершеннолетних и разработать рекомендации, направленные на определение специальных условий для получения детьми с ОВЗ образования и сопутствующего медицинского обслуживания;
  • установить наличие ОВЗ у ребенка и потребность в создании специальных условий обучения и воспитания.

Какие специалисты входят в состав психолого-медико-педагогической комиссии?

Комиссию ПМПК возглавляет руководитель. В состав комиссии входят: педагог-психолог, учителя-дефектологи (по соответствующему профилю: олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог), учитель-логопед, социальный педагог. При необходимости в состав комиссии включаются и другие специалисты.

Включение врачей в состав комиссии осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере здравоохранения.

Особенности деятельности специалистов комиссии регламентируются множеством нормативных актов, наиболее подробно они указаны в следующих нормативных актах:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогических комиссиях»;
  • Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 23.05.2016 г. № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».

Каким образом проводится обследование детей?

Обследование детей проводится индивидуально каждым специалистом или несколькими специалистами одновременно, что определяется психолого-медико-педагогическими показаниями. Обследование не должно привести к психотравмирующим и неэтичным ситуациям. По результатам обследования каждый специалист составляет собственное заключение.

На основании заключений специалистов составляется итоговое заключение ПМПК, которое является документом, подтверждающим право ребенка на обеспечение специальных условий для получения им образования.

Итоговое заключение представляет собой обоснованные выводы о наличии (отсутствии) у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии, отклонений в поведении, так и необходимость (отсутствие необходимости) в организации специальных образовательных условий. Поэтому каждый специалист должен обращать внимание на те особенности физического и психического состояния ребенка, которые в итоге позволяют профессионально и адекватно определить образовательную программу и потребности в коррекционной работе.

Cпециалисты ПМПК не вправе рекомендовать определенную образовательную организацию, но должны проинформировать родителей (законных представителей) о возможностях удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка в образовательных организациях, находящихся на определенной территории.

Особенности обследования учителя дефектолога в рамках ПМПК

Основная задача учителя-дефектолога на ПМПК — определить общую осведомленность, обученность и, соответственно, обучаемость ребенка.

При подборе подходящего ребенку диагностического инструментария, учитель-дефектолог (как и все остальные специалисты) опирается на данные анамнеза и медицинские документы, жалобы родителей, сведения из психолого-педагогической характеристики.

Учитель-дефектолог обязательно обращает внимание на соответствие возрасту внешнего вида ребенка, на характер его взаимодействия с предметами и людьми, на адекватность поведения во время нахождения ребенка в ПМПК и, естественно, в первую очередь на включение ребенка в ситуацию собственного обследования, целенаправленность его деятельности во время решения учебно-познавательных задач.

Например, у ребенка 7 года жизни учитель-дефектолог оценивает готовность к школьному обучению:

  • способность воспроизвести графический образец;
  • выполнять задание под диктовку (графический диктант);
  • проводить звуковой анализ слова;
  • соотносить количества (путем попарного сравнения);
  • отвечать в плане заданного на вопросы взрослого;
  • понимать формулировки, отражающие квазипространственные отношения (Пример: Собака бежала за охотником. Кто шел впереди?);
  • решать адекватные для возраста логические задачи, понимая тексты со скрытым смыслом.

По итогам обследования составляется краткая характеристика и дается заключение, отражающее уровень обученности и обучаемости ребенка. В заключении ПМПК должны быть приведены конкретные рекомендации по направлению деятельности учителя-дефектолога.

Особенности обследования учителя-логопеда в рамках ПМПК

Немаловажное значение для учителя-логопеда ПМПК может иметь представленное заключение учителя-логопеда, входящего в консилиум образовательной организации или независимого эксперта. Однако это заключение носит предварительный характер, решающим является диагностический вывод специалиста ПМПК.

Для детей школьного возраста критерии (показатели) определения специальных образовательных условий будут несколько отличаться от соответствующих критериев у дошкольников, что обусловлено спецификой образовательной программы. Недоразвитие речи является одним из мощных факторов риска школьной неуспешности и неуспеваемости по отдельным предметам, поэтому, уровень развития речи будет определять организационную форму обучения.

Выбор между различными вариантами обучения производится на основе учета тяжести речевого дефекта. Обучение по основной образовательной программе вместе со здоровыми сверстниками доступно детям, имеющим недоразвитие речи с уровнем речевого развития при ОНР не ниже III, а также наличием элементарных навыков звукового анализа.

Дети, на момент поступления в школу имеющие ОНР II и I уровней, должны обучаться по адаптированной основной образовательной программе для детей с ТНР, так как у них еще не сформированы ни вербальные, ни невербальные предпосылки обучения грамоте. Им необходимы специальные методы обучения, иной порядок предъявления материала, следовательно, специальные учебники.

Таким образом, для обучающихся, имеющих ФНР и ФФНР, имеющих в совокупности другие специфические нарушения, препятствующие обучению грамоте, также могут обучаться по АООП для детей с ТНР (вариант 1).

Для того, чтобы получить достоверные данные об уровне развития языковых средств и характере речевой деятельности, учитель-логопед, прежде всего, должен установить доверительный контакт с ребенком.

Особенности обследования педагога-психолога в рамках ПМПК

Первоочередная задача педагога-психолога ПМПК — сделать обоснованный вывод о том, есть ли у ребенка личностный и интеллектуальный потенциал, чтобы овладеть вариантом образовательной программы, который рекомендуется в соответствии с клиническим диагнозом и потенциально может быть усвоен за счет уже имеющихся знаний, умений и навыков.

Деятельность педагога-психолога на ПМПК условно может быть разделена на два этапа. Первый представляет собой оценку поведения, характера деятельности, особенностей коммуникации, в том числе, специфики взаимодействия с взрослыми и другие подобные показатели, что осуществляется в процессе внешнего наблюдения. Это происходит и в те моменты, когда ребенок как бы предоставлен сам себе, и когда с ним работают другие специалисты, в первую очередь учитель-дефектолог. Именно в ходе такого наблюдения у педагога-психолога выстраивается диагностическая гипотеза.

Второй этап деятельности педагога-психолога представляет собой собственно психологическое обследование. При этом на первый план выходят когнитивные (внимание, память, мышление, речь, воображение) показатели, поскольку, несмотря на то, что все основные специалисты ПМПК (в особенности, дефектологи) дают оценку уровню и специфике интеллектуального развития ребенка, педагог-психолог же обязан оценить в совокупности актуальный уровень и зону ближайшего развития познавательной деятельности.

При обследовании школьников традиционно используется составление рассказа по серии сюжетных картинок, а также проверка степени понимания рассказов со скрытым смыслом, пословиц, метафор, заданий, требующих установления связей, отношений, закономерностей и вербального обоснования испытуемым своих умозаключений. Выполнение таких речевых заданий имеет значение и для учителя-логопеда.

В данном случае задача педагога-психолога на этапе обследования в ПМПК — оценить возможности нахождения ребенка в детском коллективе, участия в групповых и подгрупповых занятиях. Как и другие специалисты ПМПК, педагог-психолог в работе с детьми с выраженными интеллектуальными нарушениями использует преимущественно метод наблюдения. Чаще всего в оценке мышления используются разные варианты предметной классификации, зависящие от достигнутого возраста ребенка, установление последовательности событий, исключение лишнего.

Особенности обследования социального педагога в рамках ПМПК

Социальный педагог изучает условия жизни обучающихся, пришедших в Комиссию, их микросреды. С этой целью он беседует с родителями, выясняя дату их рождения, социальный статус (образование, профессия, занимаемая должность, жилищные условия, уровень доходов). Для более полной характеристики социально-экономического статуса семьи уточняется ее состав (полная/неполная, приемная, благополучная/неблагополучная и пр.).

Социального педагога интересует также динамика семьи: форма брака (законный/гражданский), разводы, смерти членов семьи, рождение детей, проживание с неродными родителями и сводными братьями/сестрами. Сведения собираются также о всех лицах, проживающих вместе с ребенком.

Особое значение имеет, если семья имеет статус беженцев, проживает без гражданства, имеется несоответствие между пропиской и реальным местом жительства и т. п.

Подробно характеризуются бытовые условия жизни ребенка (питание, одежда, наличие индивидуального места для сна, наличие условий для учебных или игровых занятий и т. п.).

Существенное значение имеет подозрение на жестокое отношение к ребенку. Последнее может проявляться в разных формах: отвержение, унижение, терроризирование, изоляция, игнорирование. Родители, склонные к жестокому обращению с ребенком, обычно активно отрицают факты использования наказаний. Известно, что продолжительное пребывание в подобных психотравмирующих условиях вполне способно вызвать вторичное нарушение не только в эмоционально-волевой, но и в когнитивной сфере.

В этом случае специалист обязан в доступной для родителя форме с соблюдением этических норм прокомментировать результаты и ответить на возможные вопросы.

Следует отметить, что в рамках обследования ПМПК, в зависимости от особенностей ребенка может быть организовано обследование тифлопедагога и учителя-сурдопедагога.

Оценка особенностей развития ребенка с нарушенным слухом и нарушенным зрением является сложной проблемой.

При глухоте, частичной потери слуха, снижении интеллекта, речевых нарушениях особенности психического развития могут иметь сходные внешние проявления с некоторыми другими вариантами отклонений в развитии (коммуникативные проблемы, отсутствие или недоразвитие речи). В этой ситуации глухие дети иногда квалифицируются как с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а иногда и как дети с аутистическими расстройствами, слабослышащие — как дети с задержкой психического развития или речевыми нарушениями (сенсорной/моторной алалией, дизартрией и т. д.). Сурдопедагог в процессе обследования (в том числе, и другими специалистами ПМПК, в первую очередь, учителем-логопедом) должен оценить и уровень речевого развития ребенка.

В данном случае оценка особенностей речи включает изучение понимания устной речи (естественных жестов), уровень развития самостоятельной речи (естественных жестов) ребенка, степень овладения им письменной речью.

Тифлопедагог составляет собственные рекомендации по необходимым специальным образовательным условиям с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии.

На каждого ребенка, прошедшего обследование ПМПК, заводится карта. Карта состоит из документов, которые предъявили родители, документов, которые были оформлены в процессе обследования ребенка. Карта хранится 10 лет после достижения ребенком возраста 18 лет.

Родители/законные представители детей должны помнить, что они имеют право присутствовать при обследовании детей в комиссии, присутствовать при обсуждении результатов обследования и вынесении комиссией заключения, высказывать свое мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей. После прохождения комиссии родители также могут получать консультации специалистов комиссии по вопросам обследования детей в комиссии и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, в том числе информацию о своих правах и правах детей.

После того, как родители получили заключение ПМПК, они могут выбирать формы получения образования и формы обучения, а также образовательную организацию, в которой захотят продолжит обучение.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 3

  • фото
    Гульназ 22.03.2020

    Здравствуйте, может ли ребенок с соматическими заболеваниями в 9 классе сдавать экзамен в форме ГВЭ? То есть может ли он расчитывать на облегчённую форму экзамена?

    • фото
      Нурия Сафиулина 07.04.2020

      Чтобы сдавать ГВЭ ребенок должен обучаться по адаптированной программе до 9 классе и иметь статус ОВЗ, подтвержденный ПМПК.

  • фото
    Людмила 01.06.2020

    Здравствуйте.Можно ли оспорить вариант 7.2 на вариант 7.1.