Какую помощь может оказать тьютор детям с ограниченными возможностями здоровья?

Многие родители детей с ограниченными возможностями здоровья интересуются, в каком случае их ребенку положен тьютор. Что это за специалист, каким образом он может помочь ребенку с ОВЗ? У многих складывается мнение, что тьютор может заменить педагога или должен будет следить за ребенком с ОВЗ на протяжении всего учебного дня. Что на самом деле должен делать тьютор, какие именно обязанности на него могут быть возложены при взаимодействии с детьми с ОВЗ выясним исходя из следующих нормативных актов.

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  4. Письмо Министерства образования и науки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным и общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».
  6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“.

При необходимости в процессе реализации АООП НОО для обучающихся с ОВЗ возможно временное или постоянное подключение тьютора, который должны иметь высшее профессиональное педагогическое образование и удостоверение о повышении квалификации по соответствующей программе установленного образца. При необходимости в процессе реализации АООП возможно временное или постоянное участие тьютора.

Тьютор является педагогическим работником, обеспечивает индивидуализацию учебного процесса для обучающегося с ОВЗ, участвует в реализации АООП, обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимся уровней образования (образовательных цензов), осуществляет взаимодействие с участниками образовательного процесса. Должность „тьютор“ предусмотрена для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, кроме образовательных организаций высшего образования.

Должность тьютора официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования. Таким образом, указанная штатная единица может быть введена и оплачена из бюджетных средств. Финансирование деятельности тьютора может осуществляться из суммы повышающего коэффициента на реализацию образовательной услуги для детей с инвалидностью или с ограниченными возможностями здоровья, через внесение нагрузки тьютора во внеаудиторную нагрузку педагогов по тарификации в рамках новой системы оплаты труда, через стимулирующие доплаты работникам образовательной организации.

Особенности деятельности тьютора

Работа тьютора ориентирована на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития и учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

Задача тьютора состоит в организации обучения (подготовка дидактических материалов для урока, транслирование заданий учителя, сопровождение и организация занятости ребенка при необходимости покинуть класс) и воспитании (организация коммуникации с одноклассниками на переменах, включение ребенка с учетом его интересов и особенностей в социальные проекты).

В инклюзивном образовании тьютор — это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду образовательного учреждения. В тесном активном сотрудничестве с учителем, специалистами и родителями тьютор может создать для ребенка благоприятную среду для успешной учебы и социальной адаптации.

Согласно ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС для детей с умственной отсталостью, построение образовательного процесса ориентировано на учет индивидуальных возрастных, психофизических особенностей обучающихся, в частности, предполагается возможность разработки индивидуальных учебных планов. Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора.

ПМПК может в своих рекомендациях указать, что обучающемуся при освоении адаптированной программы необходим тьютор. Например, обучающемуся с расстройствами аутистического спектра или с тяжелыми и множественными нарушениями, независимо от того, обучается он по адаптированной основной образовательной программе начального общего образования в школе или в отдельном классе или обучается в условиях инклюзивного образования по адаптированной образовательной программе. В данном случае тьютор должен будет находиться с ребенком все свое рабочее время. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся тьютора, ассистента (помощника) предусмотрен на каждые 1-6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5-8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.

Должностные обязанности тьютора

  • Тьютор может создавать условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий).
  • Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.
  • Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов.
  • Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования.
  • Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности.
  • Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона.
  • Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения. Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.
  • Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим). Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).
  • Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т. ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

Тьютор должен знать: основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся; технологии открытого образования и тьюторские технологии; методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими).

На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция тьютора, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлению подготовки „Образование и педагогика“ и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

В настоящее время разрабатываются: профессиональный стандарт тьютора (как одна из дисциплин, включенных в профессиональный стандарт „Специалист в области воспитания“), по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья». Приведу выдержки из проекта данного документа:

«Тьюторское сопровождение в образовании — это педагогическая деятельность, которая направлена на педагогическое сопровождение формирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ при реализации принципов индивидуализации, открытости, вариативности, событийности образования и др.

Тьюторское сопровождение включает организацию образовательной среды, собственно сопровождение формирования и реализации обучающимся с ОВЗ индивидуальной образовательной программы и методическое обеспечение сопровождения формирования и реализации индивидуальной образовательной программы.

Тьюторское сопровождение осуществляется в соответствии с особенностями возраста обучащегося с ОВЗ, предполагает педагогическое обеспечение самостоятельной постановки и реализации обучающимися образовательных целей, стимулирования и мотивации самостоятельной образовательной деятельности. Тьюторское сопровождение предполагает осуществление обучающимися самоконтроля формирования и реализации ИОП с принятием на себя ответственности за качество реализации ИОП.»

На практике тьютор чаще всего выполняет следующие функции:

  • педагога сопровождения, воспитателя, который оказывает помощь, выполняет рекомендации ПМПК;
  • ведет педагогическую и воспитательную работу, обеспечивает поддержку педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса;
  • включает ребенка с ОВЗ в детский коллектив, организует ситуацию поддержки ребенка с ОВЗ.

Тьютор помогает всем участникам образовательного процесса осознать, какую помощь можно оказать ребенку с ОВЗ, как правильно это сделать.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 2

  • фото
    Наталья 10 августа 2018

    Добрый день, а кто может стать тьютором? И если он нам положен (ребенок с РАС пойдет в школу), то нам обязана школа его предоставить, или нет?

    • фото
      Нурия Сафиулина 25 августа 2018

      Вам обязаны предоставить тьютора, если есть такое указание в рекомендациях ПМПК.