Может ли обучающийся с интеллектуальными нарушениями обучаться в обычном классе?

Обучение детей с ОВЗ, у которых были выявлены интеллектуальные нарушения, возможно в обычной школе, но с соблюдением большого количества необходимых условий. Школа должна обладать многочисленными ресурсами для того, чтобы такой особенный ребенок мог полноценно учиться в массовой школе. Квалифицированная коррекционная помощь специалистов, составление индивидуального расписания и индивидуального учебного плана, составление адаптированной программы, готовность родителей обучать ребенка в массовой школе — необходимые условия для успешного прохождения обучения ребенка с интеллектуальными нарушениями.

С момента обследования ребенка, получения заключения ПМПК и возможности обучаться по программе для лиц с интеллектуальных нарушениях, родители обучающегося с ОВЗ должны будут совместно с образовательным учреждением определиться, каким образом будет организовано комфортное обучение, где особенный ребенок смог бы социализироваться и обучаться.

Следует отметить, что рекомендации ПМПК являются для родителей именно рекомендациями. Это означает, что родители могут не согласиться с заключением ПМПК, ребенок может продолжать обучаться в школе по обычной программе. У родителей в данной непростой ситуации есть возможность выбора.

Родителей нужно ознакомить с ФГОС для обучающихся с ИН (умственной отсталостью), программой обучения, учебным планом, предметами, которые предусмотрены программой. Также немаловажным будет ознакомление и с другими нормативными актами, которые регламентируют получение образования ребенка с интеллектуальными нарушениями.

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. N 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Письмо Минпросвещения России от 2 ноября 2018 г. N ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2016 г. № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (fgosreestr.ru).

Если родители согласились с рекомендациями ПМПК, то первое, что они должны сделать — написать заявления о переводе на адаптированную программу для лиц с интеллектуальными нарушениями. Психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог должны провести диагностику ребенка и определить, в каком классе будет учиться ребенок. После этого составляется адаптированная программа, которая значительно отличается от программы для детей с цензовым образованием. Администрация школы должна объяснить родителям, что переход на такую программу влечет за собой серьезные последствия.

Отличаются сроки обучения по адаптированной программе для обучающихся с ИН

Стандарт устанавливает сроки освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 9 — 13 лет. В реализации АООП может быть выделено два или три этапа:

I этап ― (дополнительный первый класс ― 1I) 1–4 классы;

II этап ― 5–9 классы;

III этап ― 10–12 классы.

Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.

II этап направлен на расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

На III-м этапе реализации АООП решаются задачи, связанные с углубленной трудовой подготовкой и социализацией обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые необходимы для их самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде.

Учебный план для детей с ИН предусматривает обучение по другим предметам

Учебный план включает предметные области в зависимости от варианта АООП. АООП может включать как один, так и несколько учебных планов. Например, в начальной школе у обучающихся с ИН нет таких предметов как литературного чтения, иностранного языка, окружающего мира. В учебный план включены: речевая практика, мир природы и человека, обязателен ручной труд. Для детей с тяжелой умственной отсталостью предусмотрены предметы домоводство, профильный труд, музыка и движение, окружающий и социальный мир и т. д. В 5–9 классе иностранный язык, физика, химия отсутствуют, зато особой внимание уделяется предмету профильный труд, основам социальной жизни. Программа для детей с ИН предусматривает использование других учебников и рабочих тетрадей, другие приемы и методы обучения. Предметы для детей с ИН сильно отличаются от тех, которые изучают дети по учебному плану основной общеобразовательной программы, поэтому образование для детей с ИН называют «нецензовым». По окончании сроков обучения дети сдают привычные экзамены, а только один экзамен по трудовому обучению (по одному из профилей трудового обучения) по билетам. Соответственно получают не аттестат, а свидетельство о прохождении обучения, учреждений среднего профессионального образования будет ограничен.

Может ли ребенок с ИН обучаться в обычном классе?

Законодательство предусматривает реализацию АООП для обучающихся с ИН в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, в форме семейного образования, а также на дому. Форма обучения (очное, очно-заочное, заочное) определяется с учетом пожеланий и с согласия (законных представителей), состояния здоровья ребенка и других актуальных жизненных обстоятельств. Предпочтительной является очная форма, однако в случае тяжелых множественных нарушений развития, при наличии устойчивых нарушений поведения, психических заболеваний может быть рекомендована иная форма обучения.

Обучение на дому рекомендует врачебная комиссия, руководствующаяся своими нормативными актами.

Рекомендуемый режим обучения устанавливается, исходя из актуального состояния ребенка (в первую очередь, его возможности соблюдать правила социализированного поведения, а также готовности к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию со сверстниками) и медицинских рекомендаций.

Соответственно, рекомендованный режим может предполагать ограниченное время пребывания ребенка в образовательной организации, дополнительный выходной день и пр.

Форма получения образования для детей с ИН может быть в образовательной организации или вне образовательной организации, с использованием дистанционных технологий; или в их сочетании (в том числе и с разными формами обучения).

Таким образом учебный план ребенка с интеллектуальными нарушениями не может быть полноценно реализован в классе, где дети изучают другие предметы, учатся по другим учебникам. Для ребенка с ИН должно быть разработано индивидуальное расписание, если он обучается в массовой школе, индивидуальный учебный план, особая адаптированная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут. Ребенок может посещать с классом некоторые предметы, где он может проявить свои способности, например, музыка, ИЗО. Очень важно составить расписание так, чтобы ребенок мог общаться со сверстниками и одновременно проходить обучение по своей «особенной» программе.

Предусмотрены различные варианты адаптированной программы для детей с ИН

Очень важен при организации обучения вариант программы, который рекомендовал ПМПК для ребенка с ИН. Именно ПМПК определяет вариант АООП, по которой будет реализовываться образование. Варианты 1.3, 2.3, 3.3, 4.3, 6.3, 8.3, 9.1. предполагают, что обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки. Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей. Организация должна обеспечить требуемые для этой категории обучающихся условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.

Варианты 1.4, 3.4, 6.4, 8.4, 9.2. предполагают, что обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки. Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 АООП характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых обучающихся могут выявляться текущие психические и соматические заболевания. При реализации АООП в форме обучения ребенка на дому или семейного образования обязательным является расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах. Обязательной является специальная организация среды для реализации особых образовательных потребностей обучающегося, развитие его жизненной компетенции в разных социальных сферах (образовательной, семейной, досуговой, трудовой и других).

Академический компонент образовательной программы в этом случае не имеет первоочередного значения.

Вариант 2 ФГОС О УО (ИН) означает необходимость получения образования по специальной индивидуальной программе развития (далее — СИПР). Подобные программы принципиально отличаются по содержанию и формам организации образовательного процесса; специальные условия, позволяющие работать с ребенком, в каждом случае конкретизируются ПМПК. В большинстве случаев условия, соответствующие особым образовательным потребностям таких обучающихся, могут быть созданы, в том числе на базе различных центров, реализующих комплексную помощь детям с ОВЗ.

Организация должна обеспечить требуемые для обучающихся с ИН условия обучения и воспитания. Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними. У них индивидуальная программа обучения, собственное расписание занятий. Для них создают специальные педагогические условия: на занятиях в малых группах, индивидуальных уроках они усваивают программный материал. Но главное для них научиться работать со сверстниками. Поэтому важно, чтобы учитель подбирал для них задания, при выполнении которых ребенок оказывался бы в ситуации успеха при сверстниках.

Коррекционно-развивающая работа

Обязательным элементом структуры учебного плана является «Коррекционно-развивающая область», реализующаяся через содержание коррекционных курсов.

Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется школой исходя из особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПР.

Коррекционные курсы реализуются, как правило, в форме индивидуальных занятий. Выбор дисциплин коррекционно-развивающей направленности для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на основании рекомендаций психолого-педагогической комиссии/консилиума и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия варьируется с учетом психофизического состояния ребенка до 25 минут.

Нужно ли проходить ПМПК повторно?

Для обучающихся по ФГОС О УО — повторное обследование по желанию родителей (законных представителей) может быть организовано перед завершением образования (максимальный срок — 13 лет обучения), а также при необходимости для определения динамики обучения или при несогласии с рекомендованными специальными условиями — в любое время по факту обращения.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 1

  • фото
    Ксения 08.01.2021

    Здравствуйте, Нурия Романовна. Ситуация следующая - у меня двойня. Мальчики. В данное время посещают первый класс. Один ребёнок полностью здоров. Другой сын с ТНР, ЗПРР. По справке от ПМПК учится по АООП 7.1.(на словах и на бумаге). По факту на него просто не обращают внимания. Тянемся сами как можем. Учитель дружелюбная, но специально ничего не делает. В школе нет ни психолога, ни логопеда. У ребёнка сильнейшее нарушение речи Разговаривает как 4-х детка отстающая. Не помогают ни логопеды, ни дефектологи(с 3,5 лет, логогруппа в саду, сейчас частный логопед). Подозреваю УО уже всерьёз. Нет интереса ни к чему, примитивные рассуждения и умозаключения, акалькулия полнейшая. Читает 9 слов в минуту при норме в 37 слов. Пишет только если я рядом сижу и руку контролирую иначе несу разные каракули. Ни запомнить, ни пересказать ничего не может Четверостишие учит от 4-х до 10-ти дней. Рисовать не умеет. Все на уровне корявых человечков и кривых солнышек. В остальном спокойный, воспитанный ребёнок,дружелюбный не агрессивный. После праздников намерена посетить психиатра с целью уточнения диагноза. Далее хочу пройти заново ПМПК, если подтвердится УО. Т. К. Я вижу, что во втором классе по программе 7.1 он учиться не сможет. Школы 8-го вида все находятся от нашего дома очень далеко. Жить в интернате мой ребёнок не сможет. Т. К. Сильно привязан к нам и просто сойдёт там с ума от тоски и обиды. Мне бы хотелось, чтобы ребёнок обучался вместе с братом, в том же классе и той же школе, что и сейчас. ВОПРОС 1. Правильно ли я поняла, что при УО ребёнок обязан дублировать первый класс? Либо это не обязательное условие? Мне важно, чтобы дети учились в одном классе. Т. К. Его брат ему и помощник, и друг, и защитник. ВОПРОС 2. Возможно ли при УО какое-то индивидуальное обучение и частичное присутствие на некоторых уроках со всеми детьми? Спасибо!