Может ли школа гарантировать прием в школу детям, которые посещали занятия подготовки к школе?

На сегодняшний день подготовка к школе является одной из самых популярных платных образовательных услуг для дошкольников. Многие родителя, отдавая ребенка на предшкольную подготовку, надеются, что специалисты научат ребенка читать, считать, будут развивать речь, мелкую моторику руки. Существует множество развивающих центров, где предлагают услуги по подготовке ребенка к школе. Для того, чтобы ребенок быстрее адаптировался к школе, родители нередко делают свой выбор в пользу посещения подготовки к школе в той образовательной организации, в которую ребенок придет учиться в 1 класс. Такая подготовка в школе дает детям возможность привыкнуть к школе, к новым требованиям, пообщаться со своим будущим педагогом.

Родителям необходимо знать, что введенный в 2013 г. Федеральный государственный образовательный стандарт (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» ФГОС ДО) предъявляет к детям, которые завершают дошкольное образование, определенные требования:

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования следующие:

  • ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Ориентируясь на данные требования для дошкольников разрабатывается определенная программа подготовки к школе. Следует отметить, что в школе будущего первоклассника могут быть реализованы только дополнительные общеразвивающие программы, представляющие разновидность дополнительных общеобразовательных программ. Иные образовательные программы — дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования — для данного случая не подходят, так как подлежат реализации в полном объеме согласно соответствующим ФГОС, а это не является целью подготовки детей к школе и не входит в планы заказчиков. Платные образовательные услуги, согласно ч. 1 ст. 101 Федерального закона № 273-ФЗ от29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее- Закон), представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и /или юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. При этом образовательная деятельность определяется как деятельность по реализации образовательных программ (п. 17 ст. 2 Закона). Программа обучения в школе будущего первоклассника должна представлять собой целостную дополнительную общеразвивающую программу. По таким программам какие-либо ФГОС не предусмотрены, поэтому их содержание и сроки обучения определяются образовательными организациями самостоятельно. Родители должны ознакомиться с программой подготовки к школе и задать все интересующие их вопросы по формату и содержанию данной услуги.

Приходя в школу, родители должны узнать, предоставляет ли школа данные услуги на платной основе. Если школа такие услуги предоставляет, то родители заключают договор с образовательной организацией. Основанием предоставления платных образовательных услуг является заключенный между заказчиком и исполнителем договор об образовании (ст. 54 Закона). В договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе:

  • вид дополнительной общеразвивающей/общеобразовательной программы;
  • направленность образовательной программы;
  • форма обучения;
  • срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения);
  • конкретное наименование образовательной программы;
  • а также полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты (части 2, 3 ст.54 Закона).

Закон предполагает норму, которая ограничивает изменение стоимости оказания платных образовательных услуг. Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся. Основания расторжения в одностороннем порядке образовательной организацией договора об оказании платных образовательных услуг должны быть указаны в договоре.

Для договора оказания платных образовательных услуг существуют специальные случаи расторжения договора в одностороннем порядке предусмотрены Законом со стороны исполнителя — образовательной организации:

  • в случае просрочки оплаты стоимости платных образовательных услуг;
  • в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию платных образовательных услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося;
  • в случае совершения применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет (очевидно, что это относится не ко всем обучающимся школ), отчисления как меры дисциплинарного взыскания (п. 2 ч. 2 ст. 61);
  • в случае невыполнения обучающимся обязанностей по добросовестному освоению программы профессионального обучения и выполнению учебного плана (п. 2 ч. 2 ст. 61).

Сейчас нередко можно встретить родителей, которые отдают ребенка на подготовку к школе в ту образовательную организацию, к которой нет территориального прикрепления, в надежде, что ребенка возьмут в школу на основании заключения договора платных образовательных услуг. Стоит знать, что в данном случае распространяются общие правила зачисления ребенка в школу. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (ст.67 Закона). Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

На основании того, что ребенок посещал подготовительные платные занятия в школе, зачислить его автоматически в 1 класс школа не может. В любом случае ребенок должен быть прикреплен к школе по месту регистрации. В соответствии с п. 13 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 августа 2013 г. N 706, договор не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение (далее — поступающие), и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению. Таким образом, посещение курсов подготовки к школе не гарантирует зачисление в школу, при условии, что ребенок к школе не прикреплен по территориальному признаку. Попасть в школу в этом случае можно, если школа будет открывать дополнительный список для детей, которые хотят обучаться не по месту своей регистрации.

Стоит или не стоит посещать подготовку решать родителям. Важно учитывать особенности ребенка, уровень его познавательной активности, утомляемость, множество факторов, связанных с психологическим и физиологическим состоянием ребенка.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0