Организация обучения детей с ОВЗ в школе в соответствии с СП 2.4.3648–20.

Лица с ОВЗ и дети-инвалиды представляет собой одну из наиболее социально уязвимых групп обучающихся в силу наличия у них ряда специфических психофизиологических особенностей, обуславливающих необходимость организации и реализации такого образовательного процесса и психолого-педагогического сопровождения, которые были бы способны в полной степени удовлетворить особые образовательные потребности.

В группу обучающихся с ОВЗ входят дети с нарушениями зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, умственной отсталостью (нарушениями интеллекта).

Кто устанавливает статус «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья»?

Следует отметить, что статус «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» присваивает ребенку только ПМПК, заключение которой содержит рекомендуемые специальные условия для получения образования обучающимся, в том числе необходимость психолого-педагогического сопровождения в процессе освоения образовательной программы.

Форма обучения ребенка с ОВЗ (очное, очно-заочное, заочное) определяется с учетом пожеланий и с согласия родителей (законных представителей), состояния здоровья ребенка и других актуальных жизненных обстоятельств. Предпочтительной является очная форма, однако в случае тяжелых множественных нарушений речи, при наличии устойчивых нарушений поведения, психических заболеваний может быть рекомендована иная форма обучения. Обучение на дому рекомендует исключительно врачебная комиссия. ПМПК же определяет вариант адаптированной программы (АООП), по которой будет осуществляться обучение.

Рекомендуемый режим обучения устанавливается, исходя из актуального состояния ребенка и медицинских рекомендаций. Соответственно, рекомендованный режим может предполагать ограниченное время пребывания ребенка в образовательной организации, дополнительный выходной день и пр. Например, для обучающихся с ограничениями зрения режим зрительной нагрузки при работе с техническими средствами комфортного доступа и техническими средствам обучения регламентируется нормами, предъявляемыми к непрерывной зрительной нагрузке слабовидящих: первый, второй классы — от 7 до 10 минут; третий, четвертый, пятый классы — от 10 до 15 минут.

Признание лица инвалидом (ребенком-инвалидом) осуществляется федеральным учреждением МСЭ. Ребенку, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации или реабилитации (ИПРА). На основании выписки ИПРА ребенка-инвалида разрабатывается перечень необходимых мероприятий по психолого-педагогической реабилитации и реабилитации ребенка-инвалида с указанием исполнителей и сроков исполнения.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия обучения, по адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП). Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Началом организации обучения детей с ОВЗ в школе является создание рабочей группы, которая будет способствовать введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о на основании Приказа о создании рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о и утверждении положения о рабочей группе в школе.

Какие изменения необходимо будет внести в документацию школы, чтобы создать нормативную базу для работы с детьми с особыми образовательными потребностями (Приказ Минобрнауки от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»)?

1. Внесение изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.

2. Издание приказов по общеобразовательному учреждению, таких как:

  • разработке адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в ОО отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);
  • о разработке адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (инклюзивное образование);
  • об утверждении адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в ОО отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);
  • об утверждении адаптированных образовательных программ и/или индивидуальных учебных классов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (ежегодно);
  • об утверждении программы внеурочной деятельности;
  • об утверждении программы ОО по повышению уровня профессионального мастерства педагогических работников;
  • об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе, перечень УМК;
  • о проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о;
  • о внесении изменений в должностные инструкции учителей, заместителя директора, курирующего реализацию ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о; педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, педагога дополнительного образования, работающих с обучающимися с ОВЗ;
  • об утверждении плана методической работы (раздел плана в части сопровождения введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о);
  • об утверждении плана-графика повышения квалификации членов педагогического коллектива по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о;
  • о проведении расчетов и механизмов формирования расходов, необходимых для реализации АООП для обучающихся с ОВЗ (согласованный с учредителем).

Режим обучения

Внеурочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей и составляющих суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических потребностей (Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).

Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по 5-дневной учебной неделе, в субботу возможны организация проведение внеурочной деятельности.

Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью должна составлять не менее 30 минут, за исключением обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучение которых осуществляется по СИПР.

Для слабовидящих обучающихся 1–4 классов при различных видах учебной деятельности продолжительность непрерывной зрительной нагрузки не должна превышать 10 минут, для слабовидящих обучающихся, осваивающих образовательные программы основного общего и среднего общего образования — не более 15 минут.

Для обучающихся с остаточным зрением для усвоения учебной информации по рельефной системе Брайля должны чередоваться тактильное восприятие информации — не менее 2 раз за урок с непрерывной зрительной работой — по 5 минут.

Кому оказывается психолого-педагогическая помощь в школе?

Помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации (ст. 42 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об Образовании в РФ»). Одним из основных направлений в работе с детьми с ОВЗ отводится психолого-педагогической службе.

Основные целевые группы детей, в отношении которых в школах оказывается помощь педагогами-психологами являются:

  • Норма (нормотипичные дети и подростки с нормативным кризисом взросления).
  • Дети, испытывающие трудности в обучении.
  • Категории детей, нуждающиеся в особом внимании в связи с высоким риском уязвимости:
    • дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
    • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
    • обучающиеся с ОВЗ, дети-инвалиды;
    • дети с отклоняющимся поведением (девиантное поведение детей и подростков, суицидальное поведение детей и подростков);
    • одаренные дети.

Для наиболее эффективной работы педагога-психолога рекомендуется следующий расчет нормативов штатной численности педагогов-психологов в образовательных организациях из расчета одна штатная единица педагога-психолога:

  • на 200 воспитанников в дошкольных образовательных организациях;
  • на 300 обучающихся в общеобразовательных организациях;
  • на 500 обучающихся в профессиональных образовательных организациях.

При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице педагога-психолога на каждых 20 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Распоряжение Минпросвещения России от 28.12.2020 N Р-193 «Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях»).

В зависимости от нозологической группы обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью можно выделить следующие общие психологические особенности.

1. Имеются определенные коммуникационные барьеры, трудности в установлении межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками.

2. Темп познавательной деятельности крайне низкий по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками.

3. Проблемы в произвольной регуляции собственной деятельности; проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

4. Могут проявляться различные по степени выраженности трудности в адаптации к школьному обучению, распорядку, правилам поведения.

5. Повышенная тревожность, многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении.

6. У некоторых обучающихся наблюдаются неадекватная самооценка, капризность, инфантилизм, склонность к избеганию трудностей, чрезмерная зависимость от близких.

7. Для большинства таких детей с ОВЗ характерна повышенная утомляемость; быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство.

8. Часто проявляют негативную реакцию на обучение в школе (в случае, когда образовательная среда создана без учета их психофизических особенностей и образовательных потребностей).

Вместе с тем, у отдельных категорий обучающихся с ОВЗ на первый план выходят особенности, связанные со структурой нарушения в развитии:

  • у обучающихся с сенсорными нарушениями имеются проблемы в восприятии учебного материала, в результате этих проблем могут возникать пробелы в знаниях, неточность, фрагментарность знаний; наблюдается меньший объем внимания, снижена способность к его концентрации, наблюдаются трудности его переключения и распределения; недостаточно сформированы пространственные представления;
  • у обучающихся с нарушением интеллекта значительные проблемы в установлении продуктивного взаимодействия с учителем (особенно в условиях инклюзивного образования), а также трудности в установлении адекватных контактов со сверстниками; внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению;
  • у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата двигательные нарушения часто сопровождаются нарушениями сенсорной и познавательной сфер; отмечается повышенная утомляемость, истощаемость психических процессов, что связано с поражением центральной нервной системы; серьезно ограничены представления об окружающем мире и социальной сфере, что обусловлено вынужденной изоляцией и ограничением контактов со сверстниками;
  • у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи наблюдаются пробелы в знаниях, представления об окружающем мире часто отличаются отрывочностью, фрагментарностью, неточностью; характерен низкий уровень развития основных свойств внимания, его концентрации и способности к распределению внимания; трудности в овладении навыками чтения и письма, как следствие, может наблюдаться хроническая неуспеваемость по тем учебным дисциплинам, при изучении которых традиционно используются методы обучения, где источником знания является письменное слово;
  • у обучающихся с расстройствами аутистического спектра наблюдается разной степени выраженности недоразвитие когнитивной сферы (первичного или вторичного происхождения), значительно снижающие возможность успешного освоения обучающимися программного материала; специфические проблемы в коммуникации и социальном взаимодействии; специфические особенности запоминания, связанные с наличием сверхценных интересов; могут быть частые перепады настроения, вспышки агрессии, аутоагрессии.

Несмотря на особенности поведения и обучения детей с ОВЗ, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается из расчета не более 3 обучающихся при получении образования совместно с другими учащимися.

Когда следует повторно пройти ПМПК?

Срок повторного обследования в ПМПК зависит от возраста ребенка на момент первичного обследования и характера имеющегося у него нарушения. В случае РАС обучение по определенному варианту АООП нецелесообразно продолжать более года. Изменения варианта АООП как в сторону усложнения образовательной программы, так и в сторону упрощения, чаще всего возможны для детей, получивших рекомендацию для обучения по варианту 1 по всем АООП. В этих случаях целесообразно использовать гибкую формулировку «При устойчивых трудностях овладения рекомендованным вариантом АООП — в течение следующего учебного года» (Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий»).

Для обучающихся с ТНР и ЗПР, у которых ПМПК допускает возможность не овладеть АООП по варианту 2, следует использовать формулировку «При устойчивой неуспеваемости по нескольким предметам и сопутствующих трудностях психосоциальной адаптации — не позже, чем через год после начала освоения АООП».

Подобная формулировка может быть дана для обучающихся с сенсорной и двигательной патологией, получивших рекомендацию обучения по варианту 2. Если обучающийся по ФГОС О УО (Пр. N 1599, вар. 1) не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) он может быть переведен на обучение по СИПР.

Для получивших рекомендацию обучения по варианту 2 ФГОС НОО ОВЗ срок повторного обследования должен совпадать с окончанием обучения в начальной школе, вместе с тем, при необходимости, могут быть назначены дополнительные сроки обследования на ПМПК.

Для подростков, особые образовательные потребности которых установлены ПМПК, повторное обследование рекомендуется перед завершением обучения по ФГОС ООО (не позже, чем в январе—феврале, поскольку рекомендация об особых условиях прохождения ГИА должна быть дана своевременно), аналогично для обучающихся по ФГОС среднего общего образования.

Для обучающихся по ФГОС О УО — повторное обследование по желанию родителей (законных представителей) может быть организовано перед завершением образования (максимальный срок — 13 лет обучения), а также при необходимости для определения динамики обучения или при несогласии с рекомендованными специальными условиями — в любое время по факту обращения.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0