Организация школьной среды для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Понятие тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) ребенка подразумевают под собой особую группу детей, которые нуждаются в специфическом сопровождении. Как обучать ребенка, который с трудом передвигается или не разговаривает, не дает обратной связи? Несмотря на серьезные ограничения в умственном и физическом развитии, законами в области образовании предусмотрен целый ряд нормативных актов, которые предусматривают получение особого образования для детей с ТМНР.

Рассмотрим законы, которые закрепляют основные положения, касающиеся обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития:

Приоритетной задачей обучения детей с ТМНР будет приобретение навыков самообслуживания, так как дети с тяжелыми множественными нарушениями развития — это дети инвалиды. Государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения. Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, реабилитации инвалидов. Инвалидам создаются необходимые условия для получения образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, в которых созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, а также в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Несмотря на серьезные недостатки в физическом или умственном развитии дети должны получить образование, которое должно соответствовать ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Стандарт для лиц с интеллектуальными нарушениями предполагает два варианта обучения. Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития после прохождения психолого-медико-педагогической комиссии чаще всего получают рекомендации к обучению по 2 варианту адаптированной программы (вариант 9.2). Также дети с тяжелыми множественными нарушениями развития могут обучаться по вариантам: 1.4 (глухие дети), 3.4 (слепые дети), 6.4 (дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата), 8.4 (дети с расстройством аутистического спектра). На вариант 9.2 по решению ПМПК могут быть переведены обучающиеся, не достигающие минимального уровня результатов при получении образования по варианту 1. Вариант 9.2 АООП для лиц с интеллектуальными нарушениями предполагает, что обучающийся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки. Это означает, что по окончании обучения ребенок получит только справку о прохождении обучения, а не аттестат.

Стоит отметить, что при невозможности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по основным общеобразовательным программам в школе, с согласия родителей, школа организует обучение детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей и заключение медицинской организации. При реализации АООП в форме обучения ребенка на дому или семейного образования обязательным является расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах.

Адаптированная программа

Адаптированная программа предусматривает множество разделов, содержание которых направлено на овладение умениями, необходимыми для индивидуального жизнеобеспечения. Например, умение вступать в контакт, соблюдая общепринятые правила общения, умение пользоваться доступными средствами коммуникации, овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач, владение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах.

Обязательная часть адаптированной программы для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и тяжелыми и множественными нарушениями развития составляет не менее 60%, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, не более 40% от общего объема адаптированной программы.

Количество учебных занятий для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития за 12 учебных лет составляет не более 13 646 часов, включая коррекционные курсы, за 13 учебных лет — не более 14 636 часов, включая коррекционные курсы.

Адаптированная программа обязательно включает Программу сотрудничества с семьей обучающегося. Программа сотрудничества с семьей обучающегося должна отражать направленность на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов организации и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Такая программа должна включать консультации, семинары, тренинги, занятия, беседы, собрания, домашнее визитирование и другие мероприятия, направленные на:

  • психологическую поддержку семьи, воспитывающей ребенка-инвалида;
  • повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
  • обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР;
  • обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в организации;
  • организацию регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;
  • организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях.

Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными коррекционными курсами: «Сенсорное развитие», «Предметно-практические действия», «Двигательное развитие», «Альтернативная коммуникация», «Коррекционно-развивающие занятия».

Содержание данной области может быть дополнено организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК или индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Что такое специальная индивидуальная программа развития (СИПР)?

Школа для обучающегося с тяжелыми множественными нарушениями развития разрабатывает СИПР, учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося. Специальная индивидуальная программа развития (СИПР)- документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги междисциплинарной команды, включающей специалистов и родителей, в организации образования и психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ТМНР. СИПР исходит из структуры нарушений, образовательных потребностей и потенциальных возможностей обучающегося. СИПР включает:

  • общие сведения о ребенке;
  • характеристику его развития на момент составления программы, определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;
  • индивидуальный учебный план;
  • содержание образования в условиях организации и семьи;
  • условия реализации потребности в уходе и присмотре;
  • перечень специалистов, участвующих в образовательном процессе;
  • перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи ребенка;
  • перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;
  • средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Специальная организация среды в школе для детей с ТМПР

Важным фактором организации обучения ребенка с ТМПР является специальная организация среды школы для реализации особых образовательных потребностей обучающегося.

Важным условием реализации АООП (СИПР) является возможность для беспрепятственного доступа тех обучающихся, у которых имеются нарушения опорно-двигательных функций, зрения, к объектам инфраструктуры организации. С этой целью территория и здание организации должны отвечать требованиям безбарьерной среды.
В помещениях для обучающихся должно быть предусмотрено специальное оборудование, позволяющее оптимизировать образовательную деятельность, присмотр и уход за обучающимися, а также обеспечивать максимально возможную самостоятельность в передвижении, коммуникации, осуществлении учебной деятельности.

Требования к организации учебного места

Учебное место обучающегося с множественными нарушениями развития создается с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. При организации учебного места учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти обучающегося. Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для индивидуальной и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса должны быть созданы специальные зоны. Кроме учебных зон необходимо предусмотреть места для отдыха и проведения свободного времени.

Для достижения ребенком большей самостоятельности в передвижении, коммуникации и облегчения его доступа к образованию необходимо использовать вспомогательные средства и технологии с учетом степени и диапазона имеющихся у него нарушений (опорно-двигательного аппарата, сенсорной сферы, расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы).

К ассистирующим технологиям относятся: индивидуальные технические средства передвижения (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы и другое); подъемники; приборы для альтернативной и дополнительной коммуникации; электронные адаптеры, переключатели и другое.

Помимо вспомогательных функций, позволяющих ребенку получить адаптированный доступ к образованию, технические средства обучения (включая специализированные компьютерные инструменты обучения) должны удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся, способствовать мотивации учебной деятельности. В связи с тем, что среди обучающихся есть дети, которые себя не обслуживают и нуждаются в уходе, для осуществления таких гигиенических процедур, как смена памперса, помывка тела, в санузлах или других помещениях предусматриваются оборудованные душевые, специальные кабинки и т.д.

Требования к учебникам

Требования к специальным учебникам, специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения — специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.

Особые образовательные потребности обучающихся требуют специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем предметным областям.

Удовлетворение особых образовательных потребностей 

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:

  • существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек» и другие;
  • использованием специфических методов и средств обучения;
  • дифференцированным, «пошаговым» обучением;
  • обязательной индивидуализацией обучения;
  • формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
  • обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;
  • дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;
  • организацией обучения в разновозрастных классах (группах);
  • организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию.

 

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0