Особенности электронного обучения с применением дистанционных технологий в школе

Ситуация с карантином показала, что в жизни бывают ситуации, которые не дают возможности детям учиться очно, посещать школу, осуществлять полноценный учебный процесс, где дети сидят за партами в классе. Несмотря на всю сложность и уникальность ситуации, дети по всей стране продолжают учиться дистанционно, получать оценки, проходить промежуточную и текущую аттестации. Педагоги, используя различные платформы, интернет ресурсы, возможности электронного журнала, осуществляют образовательный процесс, продолжая вести уроки дистанционно. Сказать, что дистанционное обучение полностью может удовлетворить потребности детей, родителей и учителей, нельзя. Такое обучение требует от всех участников образовательного процесса большой включенности в процесс, высокого уровня самоорганизации. Немало трудностей вызывает такое обучение на практике. Например, в рамках дистанционного обучения отсутствует необходимый уровень контроля со стороны учителя, что может сказаться на качестве обучения. Онлайн урок могут воспринимать не все дети, многим трудно сосредоточить свое внимание на экране монитора и воспринимать учителя в таком формате обучения. Личный контакт с учителем, живое общение с детьми очень важны для большинства обучающихся, но электронное обучение не создает условия для общения. Работа в группах, дискуссии, обмен мнениями, практическая работа — это то, что наиболее эффективно при очном обучении. Также результаты дистанционного обучения сложно оценить адекватно. Электронное обучение не всегда дает возможность понять, соответствуют ли оценки реальным знаниям детей. Еще одной возможной проблемой может стать техническая составляющая процесса электронного обучения. Не у каждой семьи есть возможность предоставить ребенку компьютерное оборудование для обучения онлайн.

Электронное обучение с применением дистанционных технологий изначально было предназначено для тех обучающихся, которые имеют особенности физического развития, не имеют возможности посещать школу, которые имеют статус ОВЗ.

Что такое электронное обучение и дистанционные технологии?

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» в статье 16 раскрывает понятие электронного обучения. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно — телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» дает образовательным организациям право на применение электронного обучения, на применение дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Информационно-образовательная среда — это информационная среда, целенаправленно создающаяся для осуществления образовательного процесса и освоения обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Составляющими компонентами информационно-образовательной среды являются: — электронные информационные ресурсы; — электронные образовательные ресурсы; — совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Электронное обучение может включать в себя самостоятельную работу с электронными материалами, работу с использованием персонального компьютера. Электронное обучение дает возможность:

  • детям получать консультации учителей онлайн;
  • классу и педагогу взаимодействовать дистанционно;
  • учителю вести общую виртуальную деятельность с детьми;
  • повышать информационную культуру участников образовательного процесса;
  • педагогам осваивать инновационные технологии;
  • детям и учителям получить знания, не выходя из дома.

В связи с тем, что электронное обучение приобрело массовый характер, были изданы методические рекомендации, которые регламентируют особенности получения образования электронно, с использованием дистанционных технологий. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2020 № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий», утвердило примерную модель реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Согласно данной модели первым шагом реализации электронного обучения должны стать разработка и утверждение локального акта (приказа, положения) об организации дистанционного обучения, который определяет, в том числе порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся (индивидуальных консультаций) и проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам. Школа должна вывесить локальный акт на сайт школы для ознакомления.

Следующим шагом является формирование расписания занятий на каждый учебный день в соответствии с учебным планом по каждой дисциплине, предусматривая дифференциацию по классам и сокращение времени проведения урока до 30 минут. Это связано с тем, что занятия проводится с использованием компьютера. В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821–10 продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1-2-х классов — не более 20 минут, для учащихся 3–4 классов — не более 25 минут, для учащихся 5–6 классов — не более 30 минут, для учащихся 7–11 классов — 35 минут. Не стоит забывать о здоровьесберегающих технологиях при реализации электронного обучения.

После составления расписания школа информирует обучающихся и их родителей о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее — дистанционное обучение), в том числе знакомит с расписанием занятий, графиком проведения текущего контроля и итогового контроля по учебным дисциплинам, консультаций.

Администрация школа должна обеспечить ведение учета результатов образовательного процесса в электронной форме.

Родители должны подтвердить выбор дистанционной формы обучения по образовательной программе начального общего, основного общего либо среднего общего образования, а также по дополнительным общеобразовательным программам документально, то есть написать соответствующее заявление.

Реализация программ посредством электронного обучения может потребовать внесение соответствующих корректировок в рабочие программы и (или) учебные планы в части форм обучения (лекция, онлайн консультация), технических средств обучения.

Учитывая технические возможности, школа организовывает проведение учебных занятий, консультаций, вебинаров на школьном портале или иной платформе с использованием различных электронных образовательных ресурсов, например организации урока в режиме видеоконференцсвязи с использованием платформы Скайп.

Учителям при организации электронного обучения рекомендуется:

  • планировать свою педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения, создавать простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания;
  • выражать свое отношение к работам обучающихся в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн консультаций.

Администрация школы может взять на себя организацию ежедневного мониторинга фактически присутствующих в организации обучающихся, обучающихся с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и тех, кто по болезни временно не участвует в образовательном процессе.

Электронное обучение, несмотря на всю сложность, является одним из основных способов освоить учебный материал и не отстать от программы в ситуации карантина. Если ребенок что-то не поймёт с первого раза, то он сможет легко изучить материал повторно. Для отправки выполненных заданий ученик может использовать многочисленные способы современных дистанционных коммуникаций. Тестирование, промежуточная и текущая аттестации проходят гораздо проще. Такое обучение уменьшает степень волнения и придаёт спокойствие и уверенность детям.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0