Особенности обучения иностранному языку детей с ОВЗ

Обучение детей с ОВЗ иностранным языкам имеет свою специфику. Часто даже родной язык у детей с особенностями развития вызывает трудности при обучении. Как же научить иностранному языку детей с ОВЗ? Предусмотрен ли иностранный язык, как один из основных предметов в учебном плане адаптированной основной общеобразовательной программы?

Учителя при обучении особенных детей сталкиваются с рядом проблем: нарушения развития речи, внимания, поведения, эмоционально-волевой сферы. Нередко у детей с ОВЗ наблюдается повышенная возбудимость, трудности коммуникации, чрезмерная двигательная активность, низкий темп деятельности и т. д.

Несмотря на данные трудности, дети с ОВЗ проявляют интерес к изучению иностранного языка. Им интересно изучение другой культуры. Если в классе есть обучающийся с ОВЗ, то задачей школы становится создание индивидуализированной благоприятной среды, использование эффективных образовательных технологий, создающих ситуацию успеха у ребенка. Знание основ иностранного языка дает детям возможность социализироваться, стать более самостоятельными в общении со сверстниками, расширить кругозор. Создание «безбарьерной» образовательной среды при обучении иностранному языку детей с ограниченными возможностями здоровья начинается с создания благоприятного микроклимата, способствующего достижению всеми учащимися класса академических результатов.

Информацию о специфике примерных адаптированных программ для детей с ОВЗ можно найти в следующих нормативных актах:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
  • Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (www.fgosreestr.ru),

Различные варианты примерных адаптированных программ предполагают в обязательной части учебного плана определенное количество часов на изучение предмета учебного предмета «Иностранный язык».

Например, примерные программы для детей с задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра по варианту 1 предполагают, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения данных АООП НОО составляет 4 года. Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО.

Таким образом, количество часов иностранного языка для детей с ОВЗ, которые учатся по вариантам 5.1, 7.1, 6.1, 8.1 стандартно и составляет 2 часа в неделю.

Когда обучающиеся приносят заключение ПМПК, в котором прописан 2 вариант адаптированной программы, например, 5.2, 6.2,7.2, 8.2, то в обязательной части учебного плана количество часов на изучение иностранного языка может быть сокращено.

Рассмотрим вариант примерной адаптированной программы начального общего образования для детей с тяжелыми нарушениями речи. Учитывая возможное негативное влияние языковой интерференции для обучающихся с ТНР на I отделении обязательной частью учебного плана не предусматриваются часы на изучение учебного предмета «Иностранный язык». Обучение иностранному языку возможно на факультативных занятиях с обучающимися, речевые и психические возможности которых позволяют овладеть основами данного предмета. Изучение иностранного языка должно обеспечить подготовку обучающихся для продолжения образования на следующей ступени, развитие учебных и специальных умений, а также приобретение социокультурной осведомленности в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Для изучения иностранного языка возможно использовать и часы внеурочной деятельности. В учебном плане внеурочной деятельности возможно предусмотреть занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (например: «История и культура родного края» и др.), для факультативного изучения отдельных учебных предметов (например: факультатив «Иностранный язык» для обучающихся на I отделении и др. за счет введения в направления внеурочной деятельности).

На II отделении урок иностранного языка предусмотрен со 2 класса 1 раз в неделю.

Учебный предмет «Иностранный язык» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи обеспечивает формирование коммуникативной культуры обучающихся, способствует их общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. При изучении иностранного языка дети должны научиться:

  • работать с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозирование содержания текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывание текста, выписывание отдельных слов и предложений из текста и т. п.);
  • овладеть разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы; контекст;
  • овладеть общеречевыми коммуникативными умениями, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;
  • уметь осуществлять самоконтроль, самооценку;
  • уметь самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера (при наличии мультимедийного приложения).

Для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) также предусмотрен иностранный язык в обязательной части учебного плана, но начиная с 3 класса. Предполагается, что у обучающихся с РАС в результате изучения иностранного языка будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с РАС приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. На его изучение отводится 1 час в неделю. Специфика обучения иностранному языку детей с РАС заключается в максимальной индивидуализации процесса обучения, активного включения ребенка в урок.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нередко встречаются в массовой школе и успешно проходят обучение по адаптированным программам. По сравнению с Примерным учебным планом АООП начального общего образования обучающихся с НОДА, в классах для детей с НОДА и ЗПР предлагается ввести только 1 час иностранного языка, т. к. двигательные нарушения разной степени выраженности и задержка психического развития, осложненные дизартрическими нарушениями, ОНР, нарушениями зрения и/или слуха затрудняют освоение основ иностранного языка. Иностранный язык может изучаться в игровой форме, как развивающий языковые возможности обучающихся. Решение об изучении учебного предмета «Иностранный язык» принимается образовательной организацией исходя из психофизических особенностей обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития. В случае исключения данного предмета из учебного плана, освободившийся час может быть добавлен на изучение какого-либо предмета из обязательной части учебного плана. При наличии запросов участников образовательных отношений и отсутствии указанного предмета в учебном плане образовательная организация предоставляет обучающимся возможность изучать иностранный язык факультативно или в рамках внеурочной деятельности. Изучать иностранный язык дети с НОДА начинают со 2 класса.

Изучение учебного предмета «Иностранный язык» детьми с задержкой психического развития начинается со 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в неделю. В процессе обучения иностранному языку дети с задержкой психического развития в начальной школе обучающиеся знакомятся: с названиями стран изучаемого языка; с некоторыми литературными персонажами популярных детских произведений; с сюжетами некоторых популярных сказок, а также небольшими произведениями детского фольклора (стихами, песнями) на иностранном языке; с элементарными формами речевого и неречевого поведения, принятого в странах изучаемого языка.

Таким образом, изучение иностранного языка неотъемлемая часть обучения детей с ОВЗ. Перед педагогами стоит непростая задача обеспечить создание наиболее адекватных условий для подлинного и полноценного включения и участия данных детей в образовательный процесс.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 2

  • фото
    Богатырева И.Р 07.10.2020

    Здравствуйте! В нашу школу в 8 (общеобразовательный) класс,пришла девочка из коррекционной школы для детей с нарушениями слуха. Имеет заключение ПМПК ЗПР вариант. В 7 классе ребенок не изучал 2 иностранный язык. 8 класс в нашей школе изучает 2 иностранный язык с 7 класса. Девочке в учебном плане мы не прописали 2 иностранный язык, так как в соответствии с санпин нельзя превышать максимальную нагрузку в 33 часа. Сейчас встал вопрос о том, что ее аттестат не будет действителен так как по окончанию 9 класса в аттестатах должен быть прописан второй иностранный язык. В методических рекомендация ничего не сказано о втором иностранном языке для детей с овз. Каким образом решить эту ситуацию? Нужен ли ребенку с овз обучающемуся инклюзивно по программе 7 вида второй иностранный язык? Неужели не достаточно 1 иностранного языка, учитывая трудности детей с овз?

    • фото
      Нурия Сафиулина 07.10.2020

      Обучение по АООП для обучающихся с ЗПР предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Либо предусматривает обучение по АООП с изменениями в содержательном и организационном разделах (программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности, реализующиеся на основе ИУП), что предполагает дополнительные условия в общеобразовательном классе. По итогам обучения дети с ОВЗ с ЗПР должны получить такой же аттестат, как и остальные дети. В данном случае ИУП должен был предусмотреть изучение второго иностранного языка.