Какие специальные условия должна предоставить школа для детей с тяжелыми множественными нарушениями речи?

Родителям детей, нуждающихся в серьезной коррекционной помощи логопеда на уровне начального образования, нередко рекомендуют прохождение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). ПМПК выдает заключение, в котором определяет вариант адаптированной программы(АООП) обучения ребенка с общим недоразвитием речи, дает рекомендации специалистам сопровождения, определяет, какие специальные условия должна создать школа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). После получения рекомендаций ПМПК дети с ТНР считаются детьми с ограниченными возможностями здоровья. В рекомендациях ПМПК будет указано, по какой именно адаптированной программе-вариант 5.1 или вариант 5.2 будет учиться ребенок. Эта информация является очень важной, так как именно после определения варианта программы консилиум школы будет подбирать и разрабатывать программу обучения, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальный учебный план и т. д.

Обязательными условиями реализации АООП обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя-логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Если у педагога в классе обучается ребенок с ТНР, то очень важно учитывать индивидуальный темп обучения ребенка, применять специальные методы, приемы и средства обучения, в том числе специализированные компьютерные технологии, дидактические пособия, повышающих контроль за устной и письменной речью. Вся образовательная и воспитательная деятельность должна быть построена так, чтобы на всех уроках и внеклассных мероприятиях осуществлялась работа по коррекции и профилактике нарушений и развитию речи обучающихся с ТНР.

Родителям, педагогам и специалистам службы сопровождения необходимо обратить внимание на отличия вариантов обучения детей с ТНР. Вариант обучения 5.1 и 5.2 значительно отличаются друг от друга. Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения в данном случае составляет 4 года. Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения адаптированной программы соответствует федеральному государственному образовательному стандарту. Вариант 5.2 предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки. Срок освоения адаптированной программы по варианту 5.2 составляет в I отделении 5 лет, во II отделении — 4 года (для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи). Для обучающихся с ТНР, не имевших дошкольной подготовки и (или) по уровню своего развития не готовых к освоению программы 1 класса, предусматривается 1 дополнительный класс. Выбор продолжительности обучения (за счет введения 1 дополнительного класса) на I отделении (4 года или 5 лет) остается за образовательной организацией.

Что именно могут включать в себя специальные условия обучения детей с ТНР?

Детям с особенностями речевого развития необходимо создание специальных условий для успешного освоения адаптированной программы. Ребенок с тяжелыми нарушениями речи не сможет быть успешным без помощи специалистов службы сопровождения и индивидуализации обучения. Необходимые специальные условия обучения прописаны в рекомендациях ПМПК с учетом особенностей развития ребенка. Рассмотрим, какие именно специальные средства могут быть предусмотрены для обучающихся с ТНР.

  • Использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания.
  • Использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов.

Для обучающихся с ТНР по варианту 5.1 и 5.2 адаптированная программа предусматривает использование как базовых учебников для сверстников без ограничений здоровья. С учётом особых образовательных потребностей для ребенка с ТНР обучающемуся по варианту 5.2 могут применяться также специальные учебники, приложения, дидактические материалы, рабочие тетради и пр. на бумажных и (или) электронных носителях.

  • Иcпользование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.

Программа коррекционной работы с обучающимся с ТНР по варианту 5.1 и 5.2 предполагает обеспечение видеопроекционным оборудованием, индивидуальными логопедическими зондами, зеркалами, лингводидактическими комплектами, специальными дидактическими материалами для развития дыхания, голоса, мелкой моторики, коррекции (компенсации) дефектов звукопроизношения, нарушений лексико-грамматического строя речи, связной речи, профилактики и коррекции нарушений чтения и письма, специальными компьютерными программами по диагностике и коррекции нарушений речи. Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР (вариант 5.2) вызывают необходимость применения невербальных средств коммуникации. Альтернативными (невербальными) средствами коммуникации могут являться:

  • специально подобранные предметы;
  • графические, печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и другие, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы);
  • электронные средства (устройства видеозаписи, электронные коммуникаторы, речевые тренажеры (GoTalk), планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и другие).

Вышеперечисленные и другие средства могут и должны использоваться для развития вербальной коммуникации с обучающимися, для которых она становится доступной.

  • Предоставление услуг ассистента (помощника)/тьютора, оказывающего обучающимся необходимую помощь. При необходимости в процессе реализации АООП НОО обучающихся с ТНР возможно временное или постоянное подключение тьютора и/или ассистента (помощника).
  • Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Коррекционно-развивающая область для всех обучающихся с ТНР является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания адаптированной основной общеобразовательной программы. Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в особом подходе, специализированных методах обучения, постоянном психолого-педагогическом сопровождении. Очень важно, чтобы школьники с ТНР успешно адаптировались в школьной среде, всесторонне развивались. Содержание коррекционно-развивающей области для обучающихся по АООП вариант 5.2 представлено следующими обязательными коррекционными курсами: «Произношение», «Логопедическая ритмика», «Развитие речи». В структуру коррекционно-развивающей области наряду с коррекционными курсами включается индивидуальная и (или) подгрупповая логопедическая работа. Индивидуальные логопедические занятия проводятся с одним обучающимся в течение 20 минут. Частота посещений индивидуальных занятий обучающимися — не менее 2 раз в неделю. Подгрупповые логопедические занятия с 2–4 обучающимися составляют 20 — 25 минут. Частота посещений подгрупповых логопедических занятий — не менее 2 раз в неделю.
  • Другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Особенности индивидуального учебного плана обучающихся с ТНР

Индивидуальный план для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи предусматривает, что количество учебных занятий за 4 (5) учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3345 часов (при наличии I дополнительного класса — более 3732 часов). Время, отводимое на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), составляет до 1350 часов (при наличии I дополнительного класса — до 1680 часов).

В целях обеспечения индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает:

  • учебные занятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР и необходимую коррекцию недостатков в речевом, психическом и/или физическом развитии;
  • учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных предметов;
  • учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.

Еще одной особенностью индивидуального учебного плана для детей с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2 I отделение) является отсутствие часов на изучение учебного предмета «Иностранный язык» на уровне начального образования. Обучение иностранному языку возможно на факультативных занятиях с обучающимися, речевые и психические возможности которых позволяют овладеть основами данного предмета. Изучение иностранного языка должно обеспечить подготовку обучающихся для продолжения образования на следующей ступени, развитие учебных и специальных умений, а также приобретение социокультурной осведомленности в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Для изучения иностранного языка возможно использовать и часы внеурочной деятельности.

Об особенностях обучения детей с ТНР родителей должны проинформировать специалисты службы сопровождения, либо администрация образовательного учреждения. Родители играют немаловажную роль в успешной адаптации и обучении ребенка с тяжелыми нарушениями речи, им необходимо активно включаться во все этапы обучения развития ребенка. Детям с проблемами речевого развития важно обеспечить строгое соблюдение режима дня и поддержание спокойной атмосферы в семье.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0