Прохождение промежуточной аттестации обучающихся выпускных классов

Вопрос промежуточной аттестации обучающихся становится особо актуальным в выпускных классах, а также для тех обучающихся, которые проходят промежуточную аттестацию в форме семейного образования и в форме самообразования в выпускных классах. Наиболее часто встречающиеся вопросы связаны с формой и порядком прохождения промежуточной аттестации, последствиями не сдачи промежуточной аттестации, необходимостью такой аттестации для обучающихся на семейном обучении и самообразовании. Итоговая аттестация обучающихся является завершением определенного этапа обучения для подавляющего большинства учеников. Тревоги и опасения родителей нередко связаны именно с экзаменами в 9 и 11 классах. Предшествует итоговой аттестации выпускников промежуточная аттестация и допуск к экзамену. Бывают случаи, когда дети не получают допуск вследствие того, что не могут сдать промежуточную аттестацию и имеют ряд академических задолженностей. Существуют нормативные акты, которыми следует руководствоваться при решении спорных вопросов, связанных с промежуточной аттестацией обучающихся выпускных классов, это:

  1. Федерального закона № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон).
  2. Приказ Министерства образования и науки от 25 декабря 2013 г. № 1394 «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования».
  3. Приказ Министерства образования и науки от 26 декабря 2013 г. № 1400 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».

Что является промежуточной аттестацией обучающихся?

Освоение образовательной программы в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией (ст. 58 Закона).

Если обучающийся не сдаст промежуточную аттестацию и результаты будут неудовлетворительными по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы при отсутствии уважительных причин, то возникает академическая задолженность.

Если у ученика возникла такая задолженность, то он имеет право пройти промежуточную аттестацию не более 2 раз в сроки, которые определила школа. Если ученик не сдал промежуточную аттестацию, то во второй раз создается специальная комиссия, которая решает вопрос сдачи промежуточной аттестации. Плата за прохождение промежуточной аттестации не допускается.

Промежуточная аттестация обучающихся, завершающих освоение программы основного общего и среднего общего образования в школе, определяет уровень освоения программы и возможность допуска до государственной итоговой аттестации. В связи с этим промежуточная аттестация выпускников школ имеет особое значение. Промежуточная аттестация выпускников 9-х и 11-х классов проводится в сроки, которые предшествуют проведению государственной итоговой аттестации (далее — ГИА). Если обучающийся проходит ГИА досрочно, то и промежуточная аттестация проводится в более ранние сроки.

Требования к итогам промежуточной аттестации следующие: итоги промежуточной аттестации в 9-х и 11-х классах выражаются в отметках, другой формат не предусмотрен.

Родители, дети которых обучаются в форме семейного образования должны создать все условия для ликвидации академической задолженности. Если обучающийся проходил обучение в семье, в форме семейного обучения, самообразования, получил удовлетворительные результаты, в аттестат выставляются отметки, полученные на промежуточной аттестации. Такую промежуточную аттестацию для экстернов проводит образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по всем учебным предметам инвариантной части базисного учебного плана.

Допуск к ГИА в выпускных классах

К ГИА в 9 классе допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных).

К ГИА в 11 классе допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в том числе за итоговое сочинение (изложение), и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных).

К ГИА по учебным предметам, освоение которых завершилось ранее, допускаются обучающиеся X — XI (XII) классов, имеющие годовые отметки не ниже удовлетворительных по всем учебным предметам учебного плана за предпоследний год обучения (Приказ Министерства образования и науки от 26 декабря 2013 г. № 1400 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования», Приказ Министерства образования и науки от 25 декабря 2013 г. № 1394 «Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»).

Обучающиеся, освоившие образовательную программу среднего общего образования, основного общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, вправе пройти экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования, в формах, устанавливаемых настоящим Порядком.

Указанные обучающиеся допускаются к ГИА при условии получения ими отметок не ниже удовлетворительных на промежуточной аттестации, в том числе за итоговое сочинение (изложение).

Промежуточная аттестация. Особенности прохождения

Формы и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся относятся к компетенции самой образовательной организации (ст. 58 Закона). Установление каких-либо обязательных норм по данному вопросу законодательством об образовании не предусматривается. Поэтому каждая общеобразовательная организация самостоятельно устанавливает порядок промежуточной аттестации учащихся, который закрепляется в учебном плане и соответствующем локальном нормативном акте (ст.30 Закона).

Законодательство об образовании не определяет закрытый перечень возможных форм проведения промежуточной аттестации, поэтому такая аттестация может сводиться и к выставлению по итогам учебного года средней отметки исходя из отметок по частям образовательной программы за четверть (триместр).

Порядок проведения промежуточной аттестации предусматривается локальным нормативным актом образовательной организации.

Промежуточная аттестация проводится, начиная со второго класса.

Возможны различные варианты промежуточной аттестации и сроки её проведения, но они в любом случае должны быть отражены в учебном плане образовательной организации.

Формами промежуточной аттестации являются:

а) письменная проверка — письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы теста; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое;

б) устная проверка — устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и другое;

в) комбинированная проверка — сочетание письменных и устных форм проверок.

Иные формы промежуточной аттестации могут предусматриваться образовательной программой.

Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется, как правило, по пятибалльной системе. Образовательной программой может быть предусмотрена иная шкала фиксации результатов промежуточной аттестации (например, десятибалльная), а также может быть предусмотрена фиксация удовлетворительного либо неудовлетворительного результата промежуточной аттестации без разделения на уровни.

При пропуске учащимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля учащийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется образовательной организацией с учетом учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления учащегося (его родителей, законных представителей).

Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах промежуточной аттестации учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося, электронный дневник), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты промежуточной аттестации учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах промежуточной аттестации учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к классному руководителю, либо секретарю образовательной организации).

Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом.

Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений и педагогического совета образовательной организации.

Промежуточная аттестация обучающихся в форме семейного образования

Промежуточная аттестация обучающихся, получающих образование в форме семейного образования, проводится в соответствии в сроки и в формах, предусмотренных образовательной программой, и порядке, установленном локальным нормативным актом образовательной организации.

По заявлению обучающегося, получающего образование в форме семейного образования образовательная организация вправе установить индивидуальный срок проведения промежуточной аттестации.

Лицо, желающее пройти промежуточную аттестацию в образовательной организации, (его законные представители) имеет право на получение информации о сроках, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, а также о порядке зачисления обучающегося, получающего образование в форме семейного образования в образовательную организацию.

Актуальные вопросы

  • Возможно ли оставить на второй год обучающегося 11-го класса, имеющего академические задолженности?

Закон дает право школе оставлять обучающегося по программе среднего общего образования по усмотрению родителей/законных представителей, если учащийся не ликвидировал в установленные сроки свою академическую задолженность.

  • Учащийся 9 класса не прошел промежуточную аттестацию и не допущен до ГИА, как ему обучаться дальше?

Учащийся не может быть допущен до ГИА, следовательно, он будет считаться не освоившим образовательную программу основного общего образования и не может быть переведен на следующий уровень обучения условно. Для такого обучающегося Закон предусматривает повторное обучение, обучение по адаптированной основной образовательной программе в соответствии с рекомендациями ПМПК, обучение по индивидуальному плану.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0