Требования санитарных правил к применению технических средств обучения

Дистанционное обучение предъявляет серьезные требования к организации режима дня родителей и школьников. Несмотря на то, что ребенок занимается дома, он должен включаться в умственную работу не меньше, чем в школе. Нужно помнить о планируемых конференциях-уроках, выполнять домашние и электронные задания на компьютере. Дома многим детям сложнее сосредоточиться, упорядочить свою деятельность. Нередко одна конференция-урок сменяется другой. Для того, чтобы не допустить переутомления необходимо знать о нормативах, которые разъясняют как должен быть организован процесс обучения с применением компьютерных технологий.

Рекомендации СанПиН 2.4.2.2821–10, которые устанавливают требования к условиям и организации обучения в школах (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях»), говорят о необходимости чередования различных видов деятельности во время урока. Учителям рекомендуется планировать свою педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения, создавать простейшие, нужные для обучающихся, ресурсы и задания. Во время проведения онлайн урока такое требование необходимо выполнять, чтобы не допустить переутомления обучающихся. Средняя непрерывная продолжительность различных видов учебной деятельности обучающихся (чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос и т. п.) в 1-4 классах не должна превышать 7-10 минут, в 5-11 классах — 10-15 минут.

Особое внимание следует обратить на особенности применения технических средств обучения, также указанным в СанПиН 2.4.2.2821–10.

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках

изображение

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока — физические упражнения для профилактики общего утомления.

Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет:

  • для учащихся 1-2-х классов — не более 20 минут;
  • для учащихся 3-4 классов — не более 25 минут;
  • для учащихся 5-6 классов — не более 30 минут;
  • для учащихся 7-11 классов — 35 минут.

Таким образом, продолжительность онлайн урока с применением электронных технологий сокращается с 45 минут до 30 минут.

Также не следует забывать о гимнастике для глаз и физминутках во время перерывов при работе за компьютером. СанПиН 2.4.2.2128–10 рекомендует примерный комплекс упражнений для того, чтобы дети могли отдохнуть.

Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4-5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4-5 раз.
  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4-5 раз.
  4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторять 4-5 раз
  5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторять 1-2 раза.

Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)

Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее — ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.

ФМ для улучшения мозгового кровообращения

1. Исходное положение (далее — и.п.) — сидя на стуле. 1-2 — отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3-4 — голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

3. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 — и.п., 3-4 — то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук

1. И.п. — стоя или сидя, руки на поясе. 1 — правую руку вперед, левую вверх. 2 — переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. — стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 — свести локти вперед, голову наклонить вперед. 3-4 — локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. — сидя, руки вверх. 1 — сжать кисти в кулак. 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

ФМ для снятия утомления с туловища

1. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

2. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1-5 — круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 — то же в другую сторону. 7-8 — руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

3. И.п. — стойка ноги врозь. 1-2 — наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 — и.п., 5-8 — то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.

Комплекс упражнений ФМ для обучающихся начального общего образования на уроках с элементами письма

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. — сидя, руки на поясе. 1 — поворот головы направо, 2 — и.п., 3 — поворот головы налево, 4 — и.п., 5 — плавно наклонить голову назад, 6 — и.п., 7 — голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. — сидя, руки подняты вверх. 1 — сжать кисти в кулак, 2 — разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. — стойка ноги врозь, руки за голову. 1 — резко повернуть таз направо. 2 — резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. — стоя, руки вдоль туловища. 1 — правую руку на пояс, 2 — левую руку на пояс, 3 — правую руку на плечо, 4 — левую руку на плечо, 5 — правую руку вверх, 6 — левую руку вверх, 7-8 — хлопки руками над головой, 9 — опустить левую руку на плечо, 10 — правую руку на плечо, 11 — левую руку на пояс, 12 — правую руку на пояс, 13-14 — хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп — 1 раз медленный, 2-3 раза — средний, 4-5 — быстрый, 6 — медленный.

Такие упражнения можно выполнять вместе с педагогом во время урока или после урока при помощи родителей.

Родителям и детям важно понимать, что участие в уроках-конференциях на различных платформах необходимо для того, чтобы не отстать от программы.

Чтобы дети могли эффективно и продуктивно обучаться дистанционно с применением электронных технологий, нужно выполнять ряд правил.

1. Каждый день накануне вечером планировать свой день (просматривать время конференций, ставить будильник и т. п.). Не менять сильно распорядок дня и приблизить его к распорядку дня во время обычного учебного процесса.

2. Организовывать свое время:

  • выделять первоочередные задания;
  • планировать время выполнения заданий, не требующих сиюминутного решения (например, если учитель дает конкретное время на отправку задания после урока-конференции, то сначала надо закончить и отправить нужное задание, а потом приступать к следующему).

3. Есть предметы, выполнение заданий по которым можно отложить на выходные. Это позволит разгрузить насыщенный учебный день.

4. Нельзя накапливать долги. По всем предметам нужно получить аттестацию!

5. Серьезно отнестись к самоорганизации.

Такие несложные правила позволят детям быть более успешными во время электронного обучения и сократить факторы, негативно влияющие на общее состояние ребенка.

Дети не должны забывать, что во время проведения онлайн урока они являются участниками образовательного процесса и должны соблюдать правила поведения.

  • При входе на онлайн урок желательно указать свои имя и фамилию.
  • Отключать свои видео и микрофон, чтобы не отвлекаться.
  • Включать видео и микрофон только по требованию учителя.
  • Четко следовать указаниям учителя во время урока.

Следование рекомендациям даст возможность учителю эффективно организовать свой урок и сделать его увлекательным.

Написать комментарий

Уважаемые читатели!

Ответы на вопросы, поступившие в период с 15 июля по 14 августа, будут даны после 15 августа.

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0