В каких случая обучающегося с ОВЗ могут отправить на повторное обследование ПМПК?

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья нередко сопровождается особенностями организации обучения, взаимодействия с родителями, трудностями при прохождении промежуточной аттестации. Родители часто спрашивают у специалистов, которые работают с их ребенком, как поступить правильно в той или иной ситуации. Специалисты дают рекомендации, которые должны исходить из интересов ребенка с особыми потребностями. Одной из таких рекомендаций может быть повторное прохождение ПМПК. Это может быть связано со множеством факторов. Например, ребенку нужно сменить вариант программы или поменять одну адаптированную программу на другую, ребенок не справляется с прохождением адаптированной программы, которую определило ПМПК. В каких случаях это возможно, рассмотрим ниже.

Федеральный Закон от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) признает обучающегося с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Рекомендации по какой именно образовательной программе обучать ребенка с ОВЗ выдают специалисты психолого-медико-педагогической комиссии, но не школа. Задача родителей — услышать правильно рекомендации, принять правильное решение в отношении своего ребенка. Перевод ребенка на обучение по адаптированным образовательным программам принимают непосредственно родители. Согласие оформляется в письменном виде.

Статья 79 Закона определяет, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Рекомендации по какой именно образовательной программе обучать ребенка с ОВЗ выдают специалисты психолого-медико-педагогической комиссии, но не школа. Задача родителей — услышать правильно рекомендации, принять правильное решение в отношении своего ребенка. Перевод ребенка на обучение по адаптированным образовательным программам принимают непосредственно родители. Согласие оформляется в письменном виде. Время обучения ребенка определяется образовательной программой, разработанной образовательной организацией, в соответствии с ФГОСами для детей с ОВЗ. Адаптация основных образовательных программ и сегодня предусматривает пролонгирование сроков обучения. На какой именно период — зависит от индивидуальных особенностей ребенка и успешности применения коррекционных и развивающих методик. Образовательной организацией с согласия родителей может быть принято решение о продлении обучения на год (не завершено обучение, не усвоен этап адаптированной образовательной программы и т. д.).

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях должны создать специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Таким образом, школа должна создать особые условия, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог максимально комфортно учиться.

Время обучения ребенка определяется образовательной программой, разработанной образовательной организацией, в соответствии с ФГОС для детей с ОВЗ. Адаптация основных образовательных программ предусматривает пролонгирование сроков обучения. На какой именно период — зависит от индивидуальных особенностей ребенка и успешности применения коррекционных и развивающих методик. Образовательной организацией с согласия родителей может быть принято решение о продлении обучения на год (не завершено обучение, не усвоен этап адаптированной образовательной программы и т. д.).

Что же делать, если ребенок уже учится в особых условиях, но результаты обучения неудовлетворительные?

Для начала стоит отметить, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.

Например, вопрос об оставлении на повторное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья по итогам промежуточной аттестации должен рассматриваться индивидуально, исходя из характера ограничений, а также из содержания самой адаптированной программы. Повторное обучение лица с ОВЗ допустимо при сохранном интеллекте учащегося, имеющего, например, нарушения опорно-двигательного аппарата, особенно, когда академическая задолженность возникла вследствие длительной невозможности посещения образовательной организации, сложностей в организации домашнего обучения в этот период и т. д.

В то же время, отдельные адаптированные общеобразовательные программы вообще не предполагают повторного обучения, например, программы для лиц с различными формами умственной отсталости, обучение которых завершается выдачей свидетельства об обучении. Данное свидетельство не является документом об образовании и не подтверждает освоение образовательной программы основного общего или среднего общего образования.

Если результаты обучения у ребенка, который учится по адаптированной программе не соответствуют необходимому уровню, то следует обратиться к школьному психолого-педагогическому консилиуму.

Психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения помогает выстроить нужный образовательный маршрут для ребенка.

Именно консилиум школы совместно с родителями должен определить, как дальше будет обучаться ребенок. Ребенка с согласия родителей могут отправить на повторное обучение в том же классе, могут перевести условно, могут направить на повторное прохождение ПМПК.

От чего зависят сроки повторного обследования на ПМПК?

Срок повторного обследования в ПМПК зависит от возраста ребенка на момент первичного обследования и характера имеющегося у него нарушения. В случае РАС обучение по определенному варианту АООП (например, в так называемом «ресурсном» классе) нецелесообразно продолжать более года. Изменения варианта АООП высоко вероятны для имплантированных обучающихся (как в сторону усложнения образовательной программы, так и в сторону упрощения), а также для получивших рекомендацию для обучения по варианту 1 по всем АООП, разработанным в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ. В этих случаях целесообразно использовать гибкую формулировку «При устойчивых трудностях овладения рекомендованным вариантом АООП — в течение следующего учебного года» (Письмо Министерства образования и науки от 23 мая 2016 г. N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий»).

Для обучающихся с ТНР и ЗПР, у которых ПМПК допускает возможность не овладеть АООП по варианту 2, следует использовать формулировку «При устойчивой неуспеваемости по нескольким предметам и сопутствующих трудностях психосоциальной адаптации — не позже, чем через год после начала освоения АООП».

Подобная формулировка может быть дана для обучающихся с сенсорной и двигательной патологией, получивших рекомендацию обучения по варианту 2.

Если обучающийся по ФГОС О УО (Пр. N 1599, вар. 1) не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) он может быть переведен на обучение по СИПР.

Для получивших рекомендацию обучения по варианту 2 ФГОС НОО ОВЗ срок повторного обследования должен совпадать с окончанием обучения в начальной школе, вместе с тем, при необходимости, могут быть назначены дополнительные сроки обследования на ПМПК.

Повторное прохождение ПМПК подростками

Для подростков, особые образовательные потребности которых установлены ПМПК, повторное обследование рекомендуется перед завершением обучения по ФГОС ООО (не позже, чем в январе—феврале, поскольку рекомендация об особых условиях прохождения ГИА должна быть дана своевременно), аналогично для обучающихся по ФГОС среднего общего образования. Для обучающихся по ФГОС О УО — повторное обследование по желанию родителей (законных представителей) может быть организовано перед завершением образования (максимальный срок — 13 лет обучения), а также при необходимости для определения динамики обучения или при несогласии с рекомендованными специальными условиями — в любое время по факту обращения.

Повторное прохождение ПМПК дошкольниками

Для детей дошкольного возраста повторное обследование в ПМПК необходимо перед началом обучения на уровне начального общего образования. В случае наличия в ДОО групп компенсирующей направленности целесообразен выезд территориальной ПМПК для вывода о степени компенсации имеющихся нарушений, наличия ОВЗ в начале школьного обучения, а также вывода о варианте АООП.

Для обучающихся, особые образовательные потребности которых были определены ПМПК до 2016 года, при отсутствии взаимных претензий со стороны образовательной организации и родителей дополнительное (повторное) обследование не требуется.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 2

  • фото
    Елена 04 сентября 2019

    Здравствуйте, у нас в школе возникла проблема в связи с обучением. У сына программа 8.2 , год отучился в очень слабом классе,было принято решение оставить на пролонгацию. Ещё через год школа нам предложила поменять программу на 8.3. Мы не согласились и в результате сына перевели в класс ТНР с программой Школа России,которая, насколько мне известно не является адаптированной для учащихся с овз (перед этим был ФГОС ОВЗ) С первого же дня в новом классе начались нереальные требования. Понятно,что эта обстановка никак не соответствует поставленной задаче в нашем случае-в классе 16 человек, тьютора нам никто не предоставил, педагог без подхода,к сожалению.Ребенок в такой обстановке просто отказывается продемонстрировать даже минимально свои знания и навыки. Вопрос о сохранности интеллекта никогда не стоял,но школа нас упорно спихивает в класс для детей с уо. Что в нашем случае можно сделать,кроме смены школы? Спасибо.

  • фото
    Юля 12 сентября 2019

    Нурия Романовна, добрый день! Мальчик 8.1 лет по заключению ПМПК с РАС и ЗПР. Рекомендация - обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 8.2). После первого дня посещения школы классный руководитель предложила перевод на домашнее обучение, т.к. ребенок "не контролируемый" (разговаривает в классе, задает вопросы, не реагирует на замечания). В классе 30 человек, адаптированной программы в школе нет. Повторно проходить ПМПК, имея на руках характеристику из школы, почему-то, как мне сказали, НЕ НУЖНО (?). Я должна получить Справку из псих.диспансера от психиатора. Психиатор сказала, что с таким диагнозом (РАС и ЗПР) домашнее обучение не предполагается и направила в ГБУЗ МО "Центральная клиническая психиатрическая больница" для уточнения диагноза (их головная организация), куда я смогла записаться только через месяц 9 октября. Прошу помочь разобраться - действительно ли перевод на домашнее обучение не требует повторного обследования ПМПК? Могу ли я решить вопрос перевода на домашнее обучение без посещения Центрально псих.больницы через месяц? СПАСИБО!