Варианты адаптированной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование в школах можно встретить все чаще и чаще. С каждым годом совершенствуется нормативная база, которая определяет особенности обучения детей с ОВЗ. Указанные нормативные акты являются основополагающими при разработке АООП для детей с ОВЗ. В зависимости от проблем, которые испытывает ребенок ПМПК определяет для каждого ребенка индивидуальный вариант обучения. Чем отличаются варианты обучения друг от друга? Что означает кодировка в рекомендациях ПМПК для обучающегося с ОВЗ? С такими вопросами нередко сталкиваются родители детей с ОВЗ и педагоги, которые обучают особенных детей.

  1. Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий».
  2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
  3. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  4. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее — Закон).

При отсутствии клинически значимых особенностей в физическом и (или) психическом развитии ребенку рекомендуется основная образовательная программа дошкольного (ДОО), начального (НОО), основного общего (ООО) или среднего общего образования.

Если у ребенка выявлены особенности развития, подтвержденные ПМПК, квалифицируемые как ОВЗ, то такому ребенку рекомендуется обучение по образовательной программе, учитывающей его трудности, «приспособленной» к наличию особых образовательных потребностей. Такая адаптированная основная общеобразовательная программа далее будет обозначаться как АООП определенного вида, основой определения которой является клиническая сущность имеющихся у ребенка нарушений.

Отличительные особенности вариантов обучения по адаптированной программе лиц с ограниченными возможностями здоровья

Варианты АООП конкретизируют условия получения образования для всех категорий обучающихся с ОВЗ: ряд АООП НОО ОВЗ «2» предполагает четыре варианта получения образования, АООП НОО для слабослышащих и слабовидящих обучающихся — три варианта, АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и задержкой психического развития (ЗПР) — два варианта и, наконец, АООП О УО (ИН) — два варианта. По вариантам 3 и 4 АООП НОО ОВЗ обучаются дети, имеющие сочетание сенсорных, других нарушений и умственную отсталость (интеллектуальные нарушения).

1-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения.

Обучение по первому варианту свидетельствует о том, что ребенок обучается по общему с детьми без ОВЗ учебному плану. Его особые образовательные потребности удовлетворяются в ходе внеурочной работы. Суть потребностей и, соответственно, необходимого сопровождения, обозначена в соответствующем приложении ФГОС НОО ОВЗ и ПрАООП. Конкретное содержание сопровождения устанавливается консилиумом образовательной организации (ПМПк ОО), ПМПК обозначает лишь основные его направления. Обучение по варианту 1 ФГОС НОО ОВЗ может быть организовано по основной образовательной программе, при необходимости — в соответствии с индивидуальным учебным планом. Обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. АООП для таких обучающихся разрабатывается в части программы коррекционной работы, которая реализуется во внеурочной деятельности.

2-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование в пролонгированные сроки обучения. Обучение по второму варианту свидетельствует о том, что уровень сложности образовательной программы ниже, в учебный план включены курсы коррекционно-развивающей области, обозначенные во ФГОС и АООП. Наряду с академическими достижениями внимание обращено и к формированию сферы жизненной компетенции. Рабочая группа образовательной организации, созданная локальным актом, вносит необходимые дополнения в ПрАООП, касающиеся оценки достижений в области жизненной компетенции и содержания программы коррекционной работы. Вариант 2 предусматривает обучение по АООП с изменениями в содержательном и организационном разделах (программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности, реализующиеся на основе УП), что предполагает дополнительные условия в общеобразовательном классе.

3-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью). Обучение по третьему варианту ФГОС НОО ОВЗ означает, что у ребенка при ведущем нарушении, обозначенном в стандарте (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра), имеется умственная отсталость (интеллектуальные нарушения) в легкой степени выраженности (F 70 в соответствии с МКБ-10). Академический компонент образовательной программы в этом случае не имеет первоочередного значения, особое внимание уделяется развитию сферы жизненной компетенции. Вариант 3 ФГОС НОО ОВЗ (вариант 1 ФГОС О УО (ИН) предполагает выдачу свидетельства об обучении. ПрАООП имеют еще более существенные отличия в содержательном и организационном разделах.

4-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе данного варианта программы образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР).

Обучение по четвертому варианту ФГОС НОО ОВЗ означает, что основному нарушению (из перечисленных выше) сопутствует умственная отсталость в умеренной или более тяжелой степени (F71, F72 в соответствии с МКБ-10). Ребенок обучается по специальной индивидуальной программе развития (СИПР), содержание которой устанавливается исходя из его актуальных возможностей. Вариант 4 ФГОС НОО ОВЗ (вариант 2 ФГОС О УО (ИН) означает необходимость получения образования по специальной индивидуальной программе развития (далее — СИПР). Подобные программы принципиально отличаются по содержанию и формам организации образовательного процесса; специальные условия, позволяющие работать с ребенком, в каждом случае конкретизируются ПМПК. В большинстве случаев условия, соответствующие особым образовательным потребностям таких обучающихся, могут быть созданы, в том числе на базе различных центров, реализующих комплексную помощь детям с ОВЗ.

Также стоит отметить, что в соответствии с Законом лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Рекомендованная ПМПК образовательная программа шифруется обозначенным для нарушения кодом и указанием после точки варианта АООП. Вариант АООП рекомендуется коллегиально на основании всех диагностических материалов, представленных специалистами, анализа анамнестичесикх сведений, психолого-педагогической характеристики, общей оценки социальной ситуации развития. Коды для заключений ПМПК выглядят следующим образом: 

 Категория детей с ОВЗ  Варианты программ ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О УО
глухие 1.1, 1.2, 1.3, 1.4
слабослышащие  2.1, 2.2, 2.3
слепые  3.1, 3.2, 3.3, 3.4
слабовидящие 4.1, 4.2, 4.3
с тяжелыми нарушениями речи  5.1, 5.2
с нарушениями ОДА  6.1, 6.2, 6.3, 6.4
с задержкой психического развития  7.1, 7.2 
с расстройствами аутистического спектра  8.1, 8.2, 8.3, 8.4
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 

Пр. N 1599, вар. 1

Пр. N 1599, вар. 2

 

Ч. 3 ст. 55 ФЗ-273 Закона определяет особый порядок приема детей на обучение по АООП — только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

В отдельных статьях Закона говорится об организации образования лиц с ОВЗ, инвалидностью. К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации, вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Инвалидность устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы. Обучающийся с ОВЗ может не иметь инвалидность.

Подробное описание вариантов АООП для различных категорий обучающихся с ОВЗ.

АООП НОО для глухих обучающихся

Вариант 1.1. предназначен для образования глухих детей (со слуховыми аппаратами и/или имплантами), которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе и речевого), близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками.

Вариант 1.2. предназначен для глухих детей, не имеющих дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению НОО в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности, связанные, в том числе, с овладением словесной речью (в устной и письменной формах), жизненными компетенциями, способствующими наиболее полноценному личностному развитию, планомерному введению в более сложную социальную среду, поэтапному расширение социальных контактов, в том числе со слышащими сверстниками и взрослыми.

В спорных случаях (вариант 1.2 или 1.3) на момент поступления ребенка в школу следует рекомендовать более сложную образовательную среду (вариант 1.2), а в случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение года, то по рекомендации ПМПК и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по варианту 1.3.

Вариант 1.3. предназначен для образования глухих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также глухих детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения, в результате которой длительное время отмечается функциональная незрелость центральной нервной системы.

Вариант 1.4. предназначен для образования детей, имеющих, помимо глухоты, другие тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР): умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра,

эмоционально-волевой сферы и быть выражена в различной степени тяжести, быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами.

АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся

Вариант 2.1. предназначен для слабослышащих и позднооглохших обучающихся, которые достигли к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеют положительный опыт общения со слышащими сверстниками; понимают обращенную к ним устную речь; их собственная речь должна быть внятной, т. е. понятной для окружающих.

Вариант 2.2. рекомендуется обучающимся, уровень психического развития которых отстает от возрастной нормы (но не достигает степени умственной отсталости), а также в случаях, если они плохо понимают обращенную к ним речь, говорят малопонятно для окружающих, опыт общения со слышащими сверстниками отсутствует (достаточно одного из этих условий).

Вариант 2.3. предназначен слабослышащих и позднооглохших обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

АООП НОО для слепых обучающихся

Вариант 3.1. предназначен для слепых, которые достигли уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, поступающих в школу, и у которых развиты компенсаторные способы деятельности, необходимые для систематического обучения.

Вариант 3.2. предназначен для слепых, которые не смогли достичь уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, поступающих в школу; не достигли на момент поступления в образовательную организацию достаточного уровня развития компенсаторных способов деятельности, необходимых для систематического обучения, но при этом имеют достаточно большие потенциальные возможности.

Вариант 3.3. предназначен для обучающихся, имеющих сочетание слепоты и легкой умственной отсталости, что значительно осложняет развитие и использование компенсаторных способов деятельности, необходимых для систематического обучения.

Вариант 3.4. предназначен для обучающихся, имеющих сочетание слепоты с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, что затрудняет формирование элементарных способов деятельности, овладение учебными знаниями, умениями и навыками.

АООП НОО для слабовидящих обучающихся

Вариант 4.1. предназначен для слабовидящих, которые достигли уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, поступающих в школу, и у которых развиты компенсаторные способы деятельности.

Вариант 4.2. предназначен для слабовидящих, которые не смогли достичь уровня общего развития, полностью соответствующего требованиям, предъявляемым к уровню развития обучающихся, поступающих в школу; не достигли на момент поступления в образовательную организацию достаточного уровня развития компенсаторных способов деятельности, необходимых для систематического обучения, но при этом имеют достаточно большие потенциальные возможности.

Вариант 4.3. предназначен для обучающихся, имеющих сочетание слабовидения с легкой умственной отсталостью (с интеллектуальной недостаточностью), что значительно осложняет развитие и использование компенсаторных способов деятельности, необходимых для систематического обучения.

АООП НОО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Вариант 5.1. предполагает обучение в общеобразовательном классе по общей программе при обязательном наличии логопедического сопровождения, осуществляемого в совместной работе учителя-логопеда с учителем. Предназначен для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (сложная дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), дети с общим недоразвитием речи III — IV уровней речевого развития (выделенных Р. Е. Левиной и Т. Б. Филичевой), у которых, как правило, оказываются нарушенными все компоненты языка, дети с нарушениями чтения и письма. Дети не должны иметь очевидной задержки психического развития.

Вариант 5.2. предназначен для обучающихся, находящихся на II и III уровнях речевого развития (по Р. Е. Левиной), являющихся следствием алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикания. Показанием для выбора этого варианта являются также тяжелые нарушения чтения и письма. Этот же вариант рекомендуется обучающимся, не имеющим общего недоразвития речи при тяжелой степени выраженности заикания, однако для них дополнительный год обучения в первом классе не предусматривается.

АООП НОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)

Вариант 6.1. адресован обучающимся с НОДА, достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Образовательная организация должна иметь условия, позволяющие организовать среду и рабочее место обучающегося в соответствии с ограничениями его здоровья и обеспечить реализацию программы коррекционной работы, соответствующей его особым образовательным потребностям.

Вариант 6.2. рекомендуется обучающимся, обнаруживающим помимо двигательных нарушений, негрубую задержку психического развития.

Вариант 6.3. предназначен для образования детей, имеющих помимо двигательных нарушений легкую умственную отсталость.

Вариант 6.4. предназначен для образования детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР). В структуре ТМНР — умственная отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, сочетающаяся с двигательными нарушениями, а в ряде случаев еще и с другими расстройствами (сенсорной, эмоционально-волевой патологией), а также соматическими расстройствами.

АООП НОО для обучающихся с ЗПР

Вариант 7.1. рекомендуется обучающимся, у которых отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, а также устойчивые признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут быть признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам, а также типичные, в разной степени выраженные, дисфункции в сферах пространственных представлений, зрительно-моторной координации, фонетико-фонематического развития, нейродинамики и др. Одним из важнейших условий включения обучающегося с ЗПР в среду сверстников без ограничений здоровья является устойчивость форм адаптивного поведения. Обязательным условием является психолого-педагогическое сопровождение обучающегося, согласованная работа учителя начальных классов с педагогами, реализующими программу коррекционной работы, содержание которой для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК.

Вариант 7.2. адресован обучающимся с ЗПР, которые характеризуются уровнем развития ниже возрастной нормы, отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом. Произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и деятельности, как правило, сформированы недостаточно. Обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. Возможна неадаптивность поведения, связанная как с недостаточным пониманием социальных норм, так и с нарушением эмоциональной регуляции, гиперактивностью. В этом случае предполагается, что они получают образование, сопоставимое с таковым для детей, не имеющих ограничений здоровья, в специальном классе или соответствующей образовательной организации.

АООП НОО для обучающихся с расстройствами аутентического спектра (РАС)

Одним из специальных условий является организация диагностического и пропедевтического периодов, продолжительность которых регулируется рекомендациями ПМПК и может составлять от одного месяца до года. Эти подготовительные периоды обучения реализуются в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в рамках одного или нескольких вариантов АООП НОО обучающихся с РАС, и предполагают уточнение и конкретизацию особенностей аффективных, коммуникативных, интеллектуальных, речевых и поведенческих расстройств обучающихся с целью уточнения или определения варианта АООП для дальнейшего их обучения. В процессе школьного обучения сохраняется возможность перехода ребенка с одного варианта стандарта на другой (основанием для этого является заключение ПМПК).

Вариант 8.1. рекомендуется обучающимся, имеющим формально сопоставимый с нормой уровень психоречевого развития, когда до поступления в школу ребенок имел опыт подготовки к ней в группе детей. Вместе с тем, даже имея высокие интеллектуальные способности, эти дети для успешного освоения начального образования в условиях полной инклюзии нуждаются в систематической психолого-педагогической и организационной поддержке, обеспечивающей удовлетворение их особых образовательных потребностей, реализуемой на основе сугубо индивидуальной программы коррекционной работы, касающейся в первую очередь развития различных аспектов сферы жизненной компетенции.

Вариант 8.2. предполагает менее высокие интеллектуальные способности обучающегося или отсутствие опыта подготовки к школьному обучению в группе сверстников, поэтому длительность получения начального образования пролонгируется на один год. Ребенок может находиться в среде сверстников с ОВЗ, имеющих нарушения, не противоречащие удовлетворению его особых образовательных потребностей (например, в специальном коррекционном классе вместе с обучающимися по вариантам 5.2 или 6.2 или 7.2). Предполагается, что при выборе этого варианта АООП академический компонент будет освоен обучающимися с РАС в объеме, сопоставимом с таковым во ФГОС НОО. Неуспеваемость по отдельному предмету не является основанием изменения на другие варианты АООП.

Вариант 8.3. рекомендуется при сочетании РАС с легкой умственной отсталостью. Отличие от варианта 8.2 в том, что не требуется, чтобы академический компонент был освоен в объеме, сопоставимом с таковым во ФГОС НОО, поэтому может находиться в специальном коррекционном классе с обучающимися, имеющими умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), другие ОВЗ либо в среде сверстников без ОВЗ. Особые образовательные потребности, касающиеся развития различных аспектов сферы жизненной компетенции, должны реализовываться в соответствии с таковыми для обучающихся с РАС. В сфере академической компетентности при обучении по этому варианту выделяется два уровня достижений: минимальный и достаточный.

Вариант 8.4. рекомендуется обучающимся с РАС, осложненными умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития). На основе данного варианта организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося, включение в образовательную среду осуществляется постепенно и дозированно.

Во ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О УО предполагается изменение образовательного маршрута, программ и условий получения образования обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения ПМПК и мнения родителей (законных представителей).

В соответствии с Законом реализация АООП НОО может быть организована как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. Основным механизмом реализации АООП является учебный план (УП), в том числе индивидуальный учебный план.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 40

  • фото
    Людмила 06 июня 2018

    Добрый день, ребенок 8 лет закончил обучение в 1 классе по адаптированной программе очно с полным включенностью в образовательный процесс. По ПМПК адаптированная программа для детей с нарушением слуха вариант 2.2.(вид 7.2) В ПМПК прописано тьюторское сопровождение, занятия с логопедом сурдопедагогом, психологом. Ребенок с тотальной глухотой с рождения, кохлеарная имплантация с 2 лет, как следствие ЗПР, речевые нарушения. Постоянно проходит реабилитации, адаптирован в образовательных организациях (сад, школа). Обучается в массовом классе с индивидуальным программой обучения. Школа очень положительно организовала процесс обучения, но ребенок тяжело развивается в процессе занятий, с сильной задержкой, но с постоянной минимальной положительной динамикой. Сейчас будем повторно обучаться в 1 классе. 1. Как должны проходить у него мониторинги обучения? 2.В классе со всеми детьми или индивидуально? 3 Время проведения мониторинга? 4. Оговаривается ли эти нормы какими-нибудь распоряжениями (актами)? 5. И какие то есть нормы дополнительных часов для занятий по тьюторскому сопровождению освоения обр. прогр. по обучению грамоте и математике? И еще тако

  • фото
    Нурия Сафиулина 08 июня 2018

    1. Как должны проходить у него мониторинги обучения? Мониторинги должны проходить в соответствии с планом ОО. Ваш ребенок обучался в 0 классе, он мог и не проходить мониторинги совместно с детьми, которые обучались по программе 1 класса. Таким образом, когда ребенок пойдет в 1 класс в следующем году он должен будет написать все мониторинги, которые запланировала администрация школы. Время, форма проведения мониторинга и другие особенности будет определять тьютор, в зависимости от динамики развития и обучения ребенка. Так как у Вашего ребенка вариант обучения 2, то и к концу обучения в 4 классе (5 год обучения) он должен будет освоить образовательную программу наравне с другими детьми.Тьюторское сопровождение - это не индивидуальное обучение письму или математике. Это сопровождение в период адаптации к школе и коррекция АООП в зависимости от уровня развития ребенка. Ребенку в соответствии с ПМПК рекомендованы индивидуальные занятия с логопедом, психологом и т.д.

  • фото
    Людмила Чешкина 19 июня 2018

    Добрый день, Нурия Романовна!Ребенок обучался в 1 классе на дому по общеобразовательной программе, переведен во 2 класс. Прошел ПМПК, рекомендована адаптированная программа для детей с интеллектуальными нарушениями (пр.1599 вар.1). Мама не соглашается и требует, чтобы программа была для детей с ЗПР. Как быть школе? Спасибо!

    • фото
      Нурия Сафиулина 19 июня 2018

      Мама в данном случае не права, администрация школы должна четко придерживаться рекомендаций ПМПК. Если в рекомендациях ПМПК указан вариант для ребенка с УО, то обучение по программе 7 вида недопустимо.

  • фото
    Уранганым 23 августа 2018

    Здравствуйте! Ребенку рекомендовано обучение на дому по адаптированной программе вариант1. Какая будет недельная нагрузка для учащихся-надомников по данной программ в 4, 5, 7 классах.

    • фото
      Нурия Сафиулина 25 августа 2018

      В данном случае ограничения указаны в СанПиН. Если Ваш ребенок - ребенок с ОВЗ, то максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах составляет: для начального общего образования 1 (1 дополнительный) -21 ч. 2-4 (5*, 6**) - 23 ч. Основное общее образование 5 кл. - 29 ч. 6 кл.-30 ч. 7 кл.- 32 ч. 8-9кл.-33 ч. Среднее общее образование 10-11 (12)кл. - 34 ч.

  • фото
    Ирина 29 августа 2018

    Добрый день. Моему ребёнку ЦПМПК поставила вариант обучения 7.2. Он в этом году идет в 4 класс. Учитель предлагает нам пройти программу 4 класса общеобразовательной школы за 2 года, ссылаясь на то, что у нас пролонгированная программа, и мальчик плохо усвоил программу 3-го класса. Правомерны ли действия учителя? Спасибо за ответ

    • фото
      Нурия Сафиулина 10 сентября 2018

      Действия учителя в данном случае правомерны. Вариант программы 7.2 предполагает обучение в пролонгированные сроки в течение 5 лет. Обучающийся не остается на повторное обучение, а проходит программу начального уровня образования за 5 лет. В 4 классе он также не остается на повторное обучение, а продолжает обучаться по АООП.

  • фото
    Татьяна 04 сентября 2018

    Здравствуйте. Ребенок инвалид по зрению, закончила первый класс общеобразовательной школы, прошли комиссию ПМПК, ей рекомендована программа 4.1. в общеобразовательной школы. Как будет строится данный процесс? на что обратить внимание?

    • фото
      Нурия Сафиулина 10 сентября 2018

      В данном случае в школе ребенку предложат АООП в соответствии с вариантом 4.1. Ребенок, обучаясь по 1 варианту получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения. То есть нужна развивающая работа, указанная в рекомендациях.

  • фото
    Людмила Аброщенкова 06 сентября 2018

    Доброго времени суток. Подскажите пожалуйста, у меня сыс с зпр и уо, в пмк 1 вариант, живем в Краснодаре, в Управлении Образования устно отаетили, что мест в 8 типе школ нет. Сейчас мы пошли в общеобразовательную школу по месту жительства, приняли, в классе 39 человек, но склоняют к надомному обучению. Но, мы 3 года учились в 8 типе школе коррекционной в Санкт-Петербурге. Ребенок адаптирован. Есть ли здесь нарушения. Возможно ли устроить в 7 тип класса в их же шлоке и как, с устных слов директора 12 человек, но 2-й, а не 3-й класс. Что делать в этом случае, а также имеются такие предметы, как английский,кубановедерие, которые он не изучал никогда. Какие нарушения, какие предметы включает адаптированная программа, и куда по всем выше перечисленным моментам обращаться?

    • фото
      Нурия Сафиулина 10 сентября 2018

      Из Вашего письма не понятно по какой программе рекомендовано обучаться ребенку. Если это вариант 7.1, то это программа для детей с ЗПР. Ребенок,которому рекомендовали обучение по варианту 7.1 может обучаться и в обычной школе. В данном случае школа должна опираться на рекомендации ПМПК. Вам необходима консультация заместителя директора .

  • фото
    Людмила Аброщенкова 06 сентября 2018

    Доброго времени суток. Подскажите пожалуйста, у меня сыс с зпр и уо, в пмк 1 вариант, живем в Краснодаре, в Управлении Образования устно отаетили, что мест в 8 типе школ нет. Сейчас мы пошли в общеобразовательную школу по месту жительства, приняли, в классе 39 человек, но склоняют к надомному обучению. Но, мы 3 года учились в 8 типе школе коррекционной в Санкт-Петербурге. Ребенок адаптирован. Есть ли здесь нарушения. Возможно ли устроить в 7 тип класса в их же шлоке и как, с устных слов директора 12 человек, но 2-й, а не 3-й класс. Что делать в этом случае, а также имеются такие предметы, как английский,кубановедерие, которые он не изучал никогда. Какие нарушения, какие предметы включает адаптированная программа, и куда по всем выше перечисленным моментам обращаться?

    • фото
      Нурия Сафиулина 10 сентября 2018

      В письме Вы указали , что у ребенка и УО, и ЗПР. Таких рекомендаций ПМПК дать не может. Скорее всего, у Вашего ребенка ЗПР по варианту 1, следовательно он может вполне успешно обучаться и в обычном классе. Обратитесь за разъяснениями к директору ОО.

  • фото
    Вардуш 08 сентября 2018

    Здравствуйте. Посмотрите пожалуйста может ли школа по этому заключению поставить ребёнка на 8 вид обучения? На сколько это правомерно

    • фото
      Нурия Сафиулина 10 сентября 2018

      3-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью). Если у ребенка ограниченные возможности здоровья обусловлены умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), он получает образование в соответствии с ФГОС О УО (ИН). Рекомендованная образовательная программа "шифруется" как "Пр.1599" . В данном случае в рекомендациях указано обучение ребенка, как ребенка с УО.

    • фото
      Нурия Сафиулина 10 сентября 2018

      3-й вариант предполагает, что обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью). Если у ребенка ограниченные возможности здоровья обусловлены умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), он получает образование в соответствии с ФГОС О УО (ИН). Рекомендованная образовательная программа "шифруется" как "Пр.1599" . В данном случае в рекомендациях указано обучение ребенка, как ребенка с УО.

  • фото
    Елена 10 сентября 2018

    Здравствуйте. Работаю в малокомплектной общеобразовательной школе. Имеються классы для детей с УО. Дети 6,7,9 класса (в классе 2,2 и 1 ученик) сидят в одном классе. Правомерны ли действия администрации по объудинению таких классов?

    • фото
      Нурия Сафиулина 14 сентября 2018

      В данном случае СанПиН не устанавливает запретов к комплектации классов для детей с УО в зависимости от того, в каком классе учится ребенок. Обратитесь к тьютору и попросите разъяснить как именно реализуется программа для Вашего ребенка в таком классе.

  • фото
    Елена 10 сентября 2018

    Здравствуйте! я работаю в массовой школе. В этом году к нам поступила слепая девочка-аутист с умственной отсталостью , родители отказались возить в интернат в другой город. девочка будет обучаться на дому по адаптированной программе 3.4. Подскажите, где можно найти учебный план и примерную программу обучения такого ребёнка.

    • фото
      Нурия Сафиулина 14 сентября 2018

      Посмотрите на сайте http://fgosreestr.ru/.

  • фото
    Сергей 11 сентября 2018

    Добрый день! Ребенок поступил в первый класс общеобразовательной школы. В школу были предоставлено заключение ПМПК (программа 6.2) и все необходимые документы (за полгода до начала учебного года). Но на данный момент никаких условий не организовано. Ни тьютора и ассистента, что еще можно понять, так как трудно найти и привлечь таких специалистов,но так же не представлена ни программа обучения, ни каких либо простейших вспомогательных средств (поручни около кабинета, ни организовано место для приема пищи, ни поддержания туалета в надлежащем состоянии). При этом руководство школы обещает все выполнить, но на деле никаких подвижек нет. Подскажите каким образом можно повлиять на ситуацию и мотивировать школу на более оперативное решение данных проблем

    • фото
      Нурия Сафиулина 14 сентября 2018

      Необходимо обратиться непосредственно к директору школы и обозначить сроки предоставления специальных образовательных условий для ребенка. Если в указанные сроки условия не будут созданы, то обращайтесь в местный орган управления образования.

  • фото
    Наталья 12 сентября 2018

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, есть ли нормативные документы для специалистов (педагоги-психологи, учителя-логопеды) дошкольного отделения работающих с детьми с ОВЗ/инвалидами, регламентирующие количество детей на ставку? (Дети ТНР, ЗПР, РАС)

  • фото
    Алена 13 сентября 2018

    Добрый день! Подскажите пожалуйста, по какой программе работать с ребенком, если он вообще не говорит, один лежачий (13 лет), другой чуть младше, но бегает...оба не говорят ничего кроме а, о..

    • фото
      Нурия Сафиулина 14 сентября 2018

      Ориентируйтесь на рекомендации ПМПК.

  • фото
    Светлана 14 сентября 2018

    Добрый день. Мой ребенок получил заключение ЦПМПК с рекомендацией на прохождение адаптированной программы 7.2 и работу с 4-мя специалистами. В близлежащих школах, реализующих программу "Ресурсная школа" места не было, потому поступили в обычную. Сейчас я веду активную дискуссию с преподавателем, обучающем моего сына уже две недели, и замдиректора по воспитательной работе. Преподаватель, наблюдая за ребенком, предлагает отказаться от программы 7.2, потому что видит в нем потенциал и желание не отличаться от других детей, но предполагает, в случае возникновения затруднений в учебе дополнительно с ним заниматься самой и с рекомендованными специалистами. Замдиректора четко дала понять, что специалисты будут работать с ребенком только с моего письменного согласия на адаптированную программу, в случае отказа, специалисты предоставлены не будут. Чьи действия правомерны. И второй вопрос: преподаватель предлагает написать отказ сейчас, но по результатам обучения ребенка в конце 1-го года обучения снова написать согласие, если программа все же не будет усвоена. Я знаю, что заключение ЦПМПК действует на протяжении всего начального образования,но возможно ли соглашаться и отказываться в течении этого периода несколько раз, и какими законодательными актами устанавливаются мои права. Благодарю.

    • фото
      Нурия Сафиулина 18 сентября 2018

      Добрый день, заместитель директора права! Если у Вас не будет письменного заявления о переводе на прохождение АООП, то ребенок будет проходить обычную программу. Также должно быть и согласие родителей на работу со специалистами. Педагог должен ориентироваться на заключение ПМПК. Тем более Вашему ребенку рекомендовано обучение на протяжении 5 лет в начальной школе. Но окончательное решение остается только за Вами.

  • фото
    Милана 15 сентября 2018

    Здравствуйте! Правильно ли назначила ПМПК программу 5. 1. и 7.1, если ребёнок не ходит, не разговаривает толком, у ребёнка ДЦП. Спастическая диплегия. Множественные контрактуры суставов нижних конечностей. Разве таким детям не нужна программа хотя бы 2 вида?

    • фото
      Нурия Сафиулина 18 сентября 2018

      Оценивать работу ПМПК не в моей компетенции.

  • фото
    Ольга 18 сентября 2018

    Здравствуйте! Вы утверждаете, что ПМПК носит рекомендательный характер и родитель в праве сам решать. Но в то же время, на вопрос о том , что мама не соглашается с уо и просит зпр , вы отвечаете, что она не права и школа должна придерживаться рекомендациям ПМПК. Как это понимать?

    • фото
      Нурия Сафиулина 19 сентября 2018

      ПМПК дает рекомендации для родителей и назначает программу обучения для ребенка. Родители могут обжаловать рекомендации ПМПК, если не согласны с ними. А школа при предоставлении рекомендаций ПМПК не вправе данные рекомендации изменять по усмотрению родителей или других специалистов. Если в рекомендациях указана программа для детей С УО, значит школа должна реализовать именно эту программу , а не ту, которую попросят родители.

  • фото
    Ирина 18 сентября 2018

    Здравствуйте! Мой ребёнок закончил второй класс по адаптированной программе (вариант7.2). Испытывает трудности в обучении по русскому языку, математике и чтению. Я написала заявление на повторное обучение во втором классе и мне отказали. Перевели в третий класс условно. Правомерны ли действия школы?

    • фото
      Нурия Сафиулина 19 сентября 2018

      Добрый день, Вы не указали , были ли у ребенка академические задолженности по АООП по варианту 7.2. Учитывая, что 1 класс по данному варианту нулевой , а второй считается как первый , то и задолженностей быть не может. Поэтому оснований для повторного обучения быть не должно.

  • фото
    Ольга 19 сентября 2018

    Добрый день! В ст.55 ФЗ-273 сказано,что особый порядок приёма детей на обучение по АООП только с согласия родителей( законных представителей). Т.е. При не согласии с рекомендациями ПМПК , можно обжаловать. А как быть , если и после обжалования родитель не согласен?

    • фото
      Нурия Сафиулина 19 сентября 2018

      Если родитель не согласен с заключением ПМПК, то он не переводит своего ребенка на АООП и не пишет заявления на перевод в школе. Ребенок продолжает обучаться по основной программе, а не адаптированной, без создания специальных условий обучения.

  • фото
    Дмитрий 21 сентября 2018

    Здравствуйте. ПМПК рекомендовано обучение на дому ребенку с УО 1 категории, может ли он обучаться в школе по индивидуальной программе на основании посьменного заявления родителей? Зарание спасибо.

  • фото
    Дмитрий 21 сентября 2018

    По заключению ПМПК ребенку рекомендовано рекомендовано обучение на дому (8 вид 1 котегория). Может ли родитель написать заявление на обучение по общей образовательной программе. В свою очередь школа может ли на основании письменного заявления родителя обучать по ООП?

    • фото
      Нурия Сафиулина 21 сентября 2018

      Вы не указали, по какой программе обучался ребенок до получения рекомендаций ПМПК. На обучение по АООП или программам для детей с УО обучающийся переводится только с письменного согласия родителей. Если такого заявления нет, то нет и оснований для обучения по другой программе.

  • фото
    Дмитрий 23 сентября 2018

    Вы не указали, по какой программе обучался ребенок до получения рекомендаций ПМПК. На обучение по АООП или программам для детей с УО обучающийся переводится только с письменного согласия родителей. Если такого заявления нет, то нет и оснований для обучения по другой программе. Пожалуйста, дайте ссылку на какие нормативно правовые документы нам ссылаться о том, что родители (законные представители) имеют право определять прогамму обучения для детей с УО. Ребенок обучался 1 по 4 классы обучался по общеобразовательной программе, но учитель давал чуть более облегченные задания.