Возможно ли обучение детей с ОВЗ по дополнительным общеобразовательным программам на дому?

Дополнительное образование — важная часть обучения, которая позволяет многим детям проявить свои способности, способствует самовыражению и развитию ребенка. Разнообразие кружков, секций, дополнительных занятий для детей помогает многим раскрыть талант. Необходимость таких дополнительных занятий для детей неоспорима.

Есть категория детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу состояния своего здоровья и физиологических особенностей не могут посещать школу и соответственно дополнительные развивающие занятия. Имеют ли право такие дети заниматься дополнительно на дому, и возможна ли организация дополнительного образования для таких детей в домашних условиях?

Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об Образовании в Российской Федерации» (далее-Закон) разъясняет, какие именно занятия относятся к дополнительному образованию.

Дополнительное образование — это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ст. 2, п. 14 Закона). Целью такого образования является формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Сфера дополнительного образования находится за рамками государственного стандарта образования и предполагает реализацию дополнительной общеобразовательной программы.

Дополнительное образование предполагает вариативность программ, видов деятельности, режима, форм освоения программ, наличие индивидуальных образовательных маршрутов, взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями, межведомственное взаимодействие.

К дополнительным образовательным программам также относятся:

  • дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
  • дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки. (ст. 12 Закона).

К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования.

Таким образом, дети с ОВЗ также могут быть допущены к освоению дополнительных программ (обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий).

Если ребенок с ОВЗ не имеет возможности ходить в школу, а может обучаться только на дому, то это должно быть обязательно подтверждено соответствующим образом. Родители не могут по-своему желанию перевести ребенка с ОВЗ на обучение на дому, для этого нужно решение комиссии МСЭ. Существует также строго регламентированный перечень заболеваний, наличие которых дает право обучаться по основным общеобразовательным программам на дому.

Как для детей с ОВЗ, которые учатся на дому могут быть организованы занятия в рамках дополнительного образования

В соответствии с Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (ред. от 05.09.2019) с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами может проводиться индивидуальная работа как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и по месту жительства.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных общеобразовательных программ детьми с ОВЗ соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида. При реализации дополнительных общеобразовательных программ учащимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.

Что значит специальные условия обучения по дополнительным программам?

Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

В целях доступности получения дополнительного образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

  • адаптацию официальных сайтов организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
  • размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
  • присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
  • выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
  • доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации, осуществляющей образовательную деятельность, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

  • дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
  • предоставление надлежащих звуковых средств воспроизведения информации;

для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:

материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Какое количество детей с ОВЗ может посещать кружок?

Количество детей в кружке, секции объединения дополнительного образования может быть уменьшено при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов.

Численность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.

Занятия в объединениях с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Обучение учащихся с ОВЗ по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных учащихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку.

В указанных ниже документах содержится информация об организации условий дополнительного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (ред. от 05.09.2019).
  • Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.07.2016 г. № 436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому».
  • Методические рекомендации об организации обучения детей, которые находятся на длительном лечении и не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации (утв. Министерством просвещения РФ и Министерством здравоохранения РФ, 14 и 17 октября 2019 г.)

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0