Является ли обязательным посещение уроков «Основы духовно-нравственной культуры народов России» обучающимися?

Одним из современных направлений в преподавании историко-обществоведческих дисциплин, в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта, является введение в школьный образовательный процесс комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Многие школы включились в реализацию проекта по изучению данной предметной области на уровнях начального и основного общего образования. Главная особенность курса — наличие в его структуре компонента «духовная культура», который не раскрывается в составе привычных образовательных областей, таких как «Обществознание», «История», «Искусство», «Филология». Курс может включать в себя такие предметы как: «Православная культура», «Исламская культура», «Буддийская культура», «Иудейская культура», «Мировые религиозные культуры», «Основы светской этики», которые интегрирует знания разных предметных областей — истории, обществознания, теологии, музыкального и изобразительного искусства и литературы. В задачи данных курсов также входит воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам, свободам, религиозным чувствам человека, любви к окружающей природе, родине, семье. Также есть учебный предмет «Истоки», который представляет собой интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. В центре его — феноменология российской цивилизации, общий контекст её основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики. Целью курса является освоение школьником системы ведущих ценностных ориентаций, свойственных отечественному образу жизни. Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения социокультурного опыта. Каким образом данные предметы сочетаются со светским характером обучения? Возможно ли, обязать обучающегося посещать в обязательном порядке курс «Православная культура», если у обучающегося другое вероисповедание?

Нормативно-правовая база по данному вопросу следующая:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 87).

2. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (п.18.3.1).

Принцип светского характера государства закреплен в Конституции Российской Федерации: «Российское государство — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом» (ст. 14). В Законе «Об образовании в Российской Федерации» также установлено, что государственная политика в области образования основывается, в частности, на принципе «светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» (п.4 ст.2).

Положения в данных нормативных актах означают, что религиозные организации отделены от государства, образование в государственных и муниципальных образовательных организациях имеет светский характер, а обязательное религиозное образование является недопустимым. Изучаемый в рамках школьной программы предмет «Основы религиозных культур и светской этики» не является религиозным образованием, а имеет культурологическую направленность «в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями» (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Преподавание светской этики можно рассматривать как преподавание учебного предмета, альтернативного учебным предметам, направленным на получение обучающимися знаний «о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий)».

Право выбора между указанными выше предметами — за родителями (законными представителями) обучающихся. Стоит помнить, что: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность». Выбор родителей (законных представителей) в силу указанных требований ФГОС начального общего образования не может быть сужен по сравнению с установленным перечнем предметов в рамках предметной области ОРКСЭ: основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

Стоит отметить, что ни религиозное образование, ни изучение основ религиозной культуры (культур) в государственных и муниципальных образовательных организациях не является обязательным и не может быть обязательным.

В связи с этим каждая школа проводит для родителей целый комплекс мероприятий по изучению ими основ курса, знакомства с педагогами, которые преподают предмет. Если родители против изучения детьми какого-либо курса, то школа может предоставить родителям альтернативный курс или предмет по духовно-нравственному воспитанию. В примечании к ФГОС начального общего образования, утвержденного и введенного в действие приказом Минобрнауки России от 6.10.2009 г. № 373, сказано: «По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики». Это означает, что в рамках данной предметной области выбор осуществляют сами родители, причем не из предложенного администрацией образовательной организации перечня, а из всех перечисленных предметов. Такие вопросы решаются администрацией учебного заведения совместно с администрацией школы.

Одним из сложных вопросов в данном случае является — оценивание результатов изучения курса. Специфика предмета такова, что личностные результаты обучающихся гораздо важнее предметных и метапредметных. Но как педагогу оценивать текущие результаты усвоения курса, чтобы своевременно корректировать учебную траекторию? На какие критерии опираться? Как выявить наиболее успешные методы и формы работы по предмету при изучении конкретных тем, с конкретными учащимися?

Говоря о системе оценивания текущих результатов обучения, необходимо помнить, что она предусматривает оценку познавательной деятельности учащихся. Здесь и проходит тонкая грань, которую легко перейти: нельзя оценивать мировоззренческие позиции и установки, личный опыт учащихся.

Существует целый комплекс видов деятельности детей на уроке, которые помогают учителю оценить динамику каждого ученика:

  • усвоение фактического, исторического материала;
  • активность на уроках;
  • участие в обсуждении проблем при групповой и парной работе;
  • работы, выполняемые учащимся в ходе обучения (творческие, письменные работы, все виды работы с текстом, подборка информационных, иллюстративных материалов, составление словаря терминов, ведение тетради);
  • факт и качество выполнения домашнего задания;
  • участие во внеурочной деятельности.

Ученики нередко отмечают сложность восприятия программного материала. Для кого-то он является абсолютно новым, для кого-то оторванным от их обыденного представления о мире и человеке. Поэтому на уроках педагоги должны постараться донести значимость и актуальность православного вероучения не только для наших далеких предков, но и для современного ребенка. Разговор на таком особом уроке должен строиться на доступном для детей языке.

Стоящая перед семьей и школой задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения чрезвычайно важна и должна быть реализована школой в полном объеме.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 21

  • фото
    Екатерина 16 сентября 2017

    Здравствуйте. Скажите пожалуйста ОДНК будет вестись по учебникам, соответствующим ФГОС или каждый учитель разрабатывает свою учебную программу по данному предмету?

    • фото
      Нурия Сафиулина 21 сентября 2017

      И рабочая программа, и учебники по данному курсу должны соответствовать ФГОС на любом уровне образования.

  • фото
    Екатерина 26 сентября 2017

    Спасибо за ответ. У нас в школе по факту на уроке ОДНК дети проходят Краеведение,это допустимо?

    • фото
      Нурия Сафиулина 27 октября 2017

      Принцип краеведения, на котором основывается курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» не противоречит ФГОС и может быть использован при составлении данной программы.

  • фото
    лексей 04 февраля 2018

    является ли обязательным предмет однк?

    • фото
      Нурия Сафиулина 05 февраля 2018

      Данный предмет является обязательным, модули Вы выбираете по своему усмотрению.

  • фото
    Татьяна 28 марта 2018

    Здравствуйте. У нас на родительском собрании в 4-м классе большинством было принято, что преподавать будут основы православной культуры. Сейчас 5-й класс, новый педагог усиленно склоняет детей в православие, вплоть до экскурсии в храм для беседы со священнослужителем. Могу ли я, как мама, запросить для своего ребенка курс по социальной этике,не религиозный? Спасибо.

    • фото
      Нурия Сафиулина 11 апреля 2018

      Данный выбор может быть сделан только с согласия родителей. Обратитесь к заместителю директора по данному вопросу.

  • фото
    Анастасия 08 апреля 2018

    Здравствуйте.В восьмом классе ввели предмет «духовное краеведение»,является ли он обязательным и законным?

    • фото
      Нурия Сафиулина 04 мая 2018

      Данный предмет может быть факультативным курсом.

  • фото
    Викки Кэт 11 апреля 2018

    И так нагрузка на детей неимеверная, так еще и какие предметы вводят не нужные детям. Вырастут и сами разбирутся со своей духовностью

  • фото
    Анастасия 14 мая 2018

    Спасибо за ответ про духовное краеведение Но это не был факультатив,это был реальный предмет за который даже выставляли как обычные оценки так и триместровые. Не понятно было даже,что с ним делать ,а если я допустим атеист или у меня другая вера? Не прийти нельзя будут ставить н-ки и не будет оценок,нет оценок не аттестация по предмету

    • фото
      Нурия Сафиулина 16 мая 2018

      Данный предмет не входит в перечень обязательных предметов в рамках ФГОС (или по старому стандарту - федеральный компонент). Вероятно, это либо региональный компонент учебного плана, либо в часть, формируемую участниками образовательных отношений. В любом случае, если данный предмет входит именно в учебный план, то для обучающегося он является обязательным!

  • фото
    15 мая 2018

    Вопрос был прямой - является ли предмет обязательным - ответа нет!

  • фото
    Юрий Ушаков 01 сентября 2018

    Скажите, пожалуйста. Предусмотрены ли какие учебники по ОДНК. У нас в школе их не выдали.

    • фото
      Нурия Сафиулина 30 ноября 2018

      Педагоги не имеют права требовать покупки учебников . Если учебники не выдали, то значит их нет в библиотеке. Педагог должен спланировать свою работу с учетом этого фактора.

  • фото
    Елена 14 ноября 2018

    Здравствуйте. У дочки в 5-м классе - предмет ОДНКНР. На деле - чистой воды закон божий. Ведёт учительница начальных классов, у которой нет исторического образования. В предмете не разбирается от слова совсем, исторических фактов не знает (во время консультации с родителями не смогла мне, историку, ответить ни на один конкретный вопрос по теме прошлого урока), несёт отсебятину и навязывает классу религиозную точку зрения, потому что сама "10 лет посвятила работе при церкви". Чего стоит одно её заявление, что "Великую Отечественную войну мы выиграли потому, что святые отцы денно и нощно молились о Победе"! Или о том, что её саму родители крестили тайно, так как их за это могли расстрелять (дама 1970-х годов рождения). И что нам делать с этим кошмаром? У ребёнка полное отторжение от предмета, хотя историю и обществознание она очень любит, но их ведёт адекватный и грамотный педагог.

    • фото
      Нурия Сафиулина 30 ноября 2018

      В школе могут преподавать Истоки и Православную культуру. Если ребенок и родители против посещения Православной культуры, то родители должны решить вопрос с переводом на предмет Истоки с администрацией школы.

  • фото
    Оксана 14 декабря 2018

    Здравствуйте! К школе есть урок ОДНКНР на котором ученикам 7 Кл. рассказывают и склоняют в религиозное верование. Родители и ребенок против такого преподавания. Возможно ли, что бы ребенок вместо этого урока посещал другой, например историю, обществознание, география.

    • фото
      Нурия Сафиулина 26 декабря 2018

      Вы имеете право перейти на курс "Истоки".

  • фото
    Евгений 25 апреля 2019

    Предмет - бред! Именно так я бы хотел его охарактеризовать. Для чего моему ребёнку тратить своё время на восприятие информации, которую кто-то когда-то выдумал и которая не несёт никакого научного доказательства? Хоть кто-нибудь открывал этот псевдо-учебник? Это библейская промывка сознания, в которую верит только оторванный от реальности. Я своим детям объясняю, что это всё полнейший бред. Учу их тому, что реально нужно в жизни. .. а не тому, что там сказал "исус" (да, именно так и написал) и кто был первый пророк.