Изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования обязательно

Образовательная программа образовательной организации разрабатывается на уровень образования и учебный план, как неотъемлемая часть образовательной программы, также составляется на уровень образования. Однако практика показывает, что ежегодно в учебном плане что-то изменяется, дополняется.

В мае 2018 года Министерство образования и науки РФ напомнило образовательным организациям о том, что изучение второго иностранного языка на уровне основного общего образования (5-9 классы) является обязательным для всех. Данная позиция отражена в письме Минобрнауки России от 17 мая 2018 г. № 08–1214.

Министерство напомнило, что содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, разрабатываемой и утверждаемой ею самостоятельно в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС) начального, основного и среднего общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, от 17 декабря 2010 г. № 1897 и от 17 мая 2012 г. № 413) и с учетом примерной основной общеобразовательной программы (www.fgosreestr.ru) (статьи 12 и 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

pen

ФГОС основного общего образования определен перечень обязательных для изучения учебных предметов: русский язык, литература, родной язык, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык, история России, всеобщая история, обществознание, география, математика, алгебра, геометрия, информатика, основы духовно-нравственной культуры народов России, физика, биология, химия, изобразительное искусство, музыка, технология, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.

изображениеТаким образом, в соответствии с ФГОС основного общего образования изучение «Второго иностранного языка» предусматривается на уровне основного общего образования (5-9 классы) и является обязательным.

В соответствии с ФГОС ООО изучение предметной области «Иностранные языки» должно обеспечить:

  • приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения взаимопонимания между людьми и народами;
  • осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным, социальным и профессиональным ростом;
  • формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Предметные результаты изучения предметной области «Иностранные языки» должны отражать:

  • формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами зарубежной литературы разных жанров, с учетом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;
  • формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции;
  • расширение и систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;
  • достижение допорогового уровня иноязычной коммуникативной компетенции;
  • создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющего расширять свои знания в других предметных областях.

Напомним, что на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ приводится примерный учебный план с изучением второго иностранного языка.

Примерный недельный учебный план основного общего образования (второй иностранный язык)

изображение

Необходимо отметить, что предметная область "Филология" уже не существует с декабря 2015 года, однако разработчики примерных основных образательных программ до сих пор не внесли изменения! Обратите на данный момент внимание (подробно было рассказано об этом в выпуске от 15.11.2017).

Примерный недельный учебный план является ориентиром при разработке учебного плана образовательной организации, в котором отражаются и конкретизируются основные показатели учебного плана:

  • состав учебных предметов;
  • недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам и учебным предметам;
  • максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся и максимальная нагрузка с учетом деления классов на группы;
  • план комплектования классов.
pen

Учебный план образовательной организации может также составляться в расчете на весь учебный год или иной период обучения, включая различные недельные учебные планы с учетом специфики календарного учебного графика образовательной организации. Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели.

Также могут создаваться комплексные учебные планы с учетом специфики реализуемых образовательных программ и наименований образовательных организаций (лицеи, гимназии, центры образования, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.).

В учебном плане могут быть также отражены различные формы организации учебных занятий, формы промежуточной аттестации в соответствии с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми образовательной организацией (уроки, практикумы, проектные задания, исследовательские модули, тренинги, погружения, самостоятельные и лабораторные работы обучающихся и пр.).

?

Напомним, что Минобрнауки России ещё в 2015 году (письмо Минобрнауки России от 07.08.2015 № 08–1228 «О направлении рекомендаций») указывало на то, что стандарт позволяет общеобразовательным организациям в рамках реализации образовательной программы основного общего образования (предметной области «Филология») вводить изучение второго иностранного языка как обязательного.

При составлении своей основной образовательной программы школой может быть использован вариант учебного плана, предусматривающий изучение второго иностранного языка в качестве обязательного, при наличии соответствующего запроса родителей (законных представителей) обучающихся и необходимых условий в школе. Однако в 2016 году указанное письмо было отозвано с исполнения и дополнительных разъяснений более не направлялось. На сегодняшний день по вопросу изучения второго иностранного языка как обязательного указано в письме, с которого начиналась данная статья.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 41

  • фото
    Ольга Вячеславовна 04 сентября 2018

    Добрый день! В приведенном варианте учебного плана имеются неточности: 1. область ФИЛОЛОГИЯ уже заменена на РУССКИЙ ЯЗЫК и ЛИТЕРАТУРА , 2. Родной язык и родная литература отсутствуют, хотя приводятся выше в перечне предметов. Данный вариант предложен для 6 дневной учебной недели, а вся Московская область переводится с этого учебного года на 5-дневный режим обучения. Были бы рады увидеть сетку учебного плана со ВТОРЫМ ИНОСТРАННЫМ для 5-дневки. СПАСИБО.

    • фото
      Александр Звягин 04 сентября 2018

      Ольга Вячеславовна, я в курсе о том, что с декабря 2015 года предметной области ФИЛОЛОГИЯ нет. Эта сетка взята из примерной образовательной программы, которую я лично, как автор публикации, изменить не могу. Вот в этой публикации я указывал все эти несоответствия https://eduface.ru/consultation/pravo/o_nekotoryh_yuridicheskih_aspektah Да, Вы верно указываете, что речь про вариант шестидневки, но ведь стандарт у нас не написан отдельно для 5-ти и 6-ти дневки. Департамент упорно требует реализации двух иностранных языков.

  • фото
    Ирина 17 ноября 2018

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, есть ли какой-либо закон, письмо или постановление Министерства образования и науки РФ касательно количества часов второго иностранного языка в школе в неделю и количества лет, обязательных для его изучения (1 год, 2 года, с 5 по 9 классы и т.д.)? Заранее спасибо!

    • фото
      Александр Звягин 17 ноября 2018

      Ирина, есть стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки России.

  • фото
    Елена 11 января 2019

    Добрый день! Каково Ваше мнение: должны ли обучающиеся с ОВЗ (задержка психического развития), обучающиеся в условиях инклюзии в классах по ФГОС изучать 2 иностранный язык? При отсутствии желания у них и их родителей? Министерство просвещения РФ отвечает ДА! В то время, как этой категории ОВЗ, и один усвоить проблематично! Или отвечающие не поняли: о каких детях с ОВЗ идёт речь?

    • фото
      Александр Звягин 14 января 2019

      Елена, если на вопрос смотреть только с юридической точки зрения, то возможно (в перспективе) при принятии ФГОС ООО для лиц с ОВЗ что-то и изменится, но сейчас их ответ формально отвечает законодательству, хотя лишён всякого здравого смысла.

    • фото
      Александр Звягин 14 января 2019

      Однако, если посмотреть ПРИКАЗ от 19 декабря 2014 г. N 1599 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), то там вообще нет такого понятия.

  • фото
    Жанна 12 февраля 2019

    Добрый час! Планируется введение второго иностранного языка (немецкого) в лицее в классах с 5-9 по 2 часа. Как организовать обучение, например, в 7кл. первый год обучения? Учебные пособия для 7кл. рассчитаны на третий год обучения. Есть ли возможность избежать нововведения в 9кл.? По учебникам для какого класса можно обучать девятиклассников?

    • фото
      Александр Звягин 12 февраля 2019

      Жанна, я не даю консультации по предметному содержанию.

  • фото
    Юлия 03 марта 2019

    Добрый день. Подскажите пожалуйста если я получаю второе средне профессиональное образования должна ли я заново изучать иностранный язык или мне должны перезачесть.в школе я учила французкий,в училище немецкий,а сейчас в другом училище английский.первая профессия бухгалтер,а сейчас учусь на медсестру.

    • фото
      Александр Звягин 03 марта 2019

      Юлия, я на этот вопрос Вам не отвечу, так как надо знать конкретно содержание образовательной программы. Если количество часов и объём устроит нынешнюю организацию, то могут зачесть.

  • фото
    Юлия 05 марта 2019

    Спасибо за ответ.Я попросила директора перезачесть мне иностранный,но мне ответили ,что я поступала на конкурсной основе и о перезачете поэтому не может быть речи,только я не пойму ,я обучаюсь платно о какой конкурсной основе они мне говорят.

    • фото
      Александр Звягин 05 марта 2019

      Юлия, платно - не означает вне конкурса. Я не знаю где Вы учитесь, но у нас есть вузы, в которых на специальность бывает по 20 бюджетных мест, а остальное - платники. Так чтобы их зачислить тоже нужны основания для отбора, т.е. конкурс, так как платить готовы все желающие.

  • фото
    Юлия 05 марта 2019

    Спасибо за ответ,теперь я поняла они меня зачислили на конкурсной основе по баллам моего красного диплома.Учусь я в Норильском медицинском техникуме,а знаете очень странно учебное заведение называется техникум,а по окончанию обучения они выдают простой диплом училища,почему они не пишут ,что у студента техническое образование?

    • фото
      Александр Звягин 05 марта 2019

      Это точно вопрос не по адресу. Это за комментариями к руководству.

  • фото
    Юлия 06 марта 2019

    Я Вас поняла,спрошу у директора.

  • фото
    Ольга Федоровна 12 марта 2019

    Здравствуйте, Александр Сергеевич! Порекомендуйте, пожалуйста, как составить учебный план со вторым ин.языком и родным русским языком и литературой при пятидневной учебной неделе и еще должно быть три часа физической культуры при этом. Плюс углубленное изучение отдельных предметов с 5 и 8 классов. Заранее благодарна за помощь.

    • фото
      Александр Звягин 12 марта 2019

      Ольга Фёдоровна, если кратко: 1. ФГОС любого уровня не устанавливает требования по объёму часов на каждый предмет. Есть требования только к общему объёму часов (минимум и максимум) за весть уровень образования, учитывая часы внеурочки. 2. Примерная образовательная программа не является нормативно-правовым документом и в соответствии с законодательством она лишь учитывается при составлении образовательной программы образовательной организации. Самый главный документ -ФГОС! В связи с этим понятие количества часов на каждый предмет по ФГОС - штука условная, так как приказы Минобрнауки по ФБУП не применяются под ФГОС, но так уже все привыкли, что продолжают следовать. Относительно третьего часа физической культуры даже в примерной программе есть вариант хорошего решения путём вывода 3-го часа во внеурочную деятельность (страница 508 примерной программы).

  • фото
    Зульфия 03 апреля 2019

    Здравствуйте! Во всех документах пишут, что рабочие программы программы по второму иностранному языку необходимо составлять на основе примерных программ из реестра. А где же там программа во второму иностранному языку? Но зато там есть китайский, финский и др. В сельских школах нет таких кадров. Что же теперь делать? Как вводить вторые иностранные языки (английский и немецкий)?

    • фото
      Александр Звягин 03 апреля 2019

      Зульфия, я не знаю где находится реестр примерных рабочих программ (вероятно он где-то есть). Мне знаком лишь реестр примерных образовательных программ, но это не про рабочие программы.

  • фото
    Ирина 18 апреля 2019

    Я обычная мама двух школьников (2 и 5 класс). Жутко сочувствую своим детям из-за высокой нагрузки в школе (и это я ещё благодарна своим учителям, что они сверх программы ни чего детям не дают). Наши дети разучились общаться и дружить, быть самостоятельными и отзывчивыми... А когда им общаться, когда пришли из школы и за учебу до вечера... Классическая школа убита наворотами из Минобрнауки. Вот и новый выстрел в нас - второй иностранный язык... Вы о чем? Очередные опыты и диссертации на наших детях ставите?! Есть хорошая пословица: За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь! Свой родной язык и литературу скоро забудем... про историю вообще молчу - тут такие пробелы, что хочется плакать!

    • фото
      Александр Звягин 18 апреля 2019

      Ирина, этот вопрос не ко мне. Я лишь написал публикацию по факту.

  • фото
    Наталия 01 мая 2019

    Добрый день. В школе планируется введение второго иностранного языка в 2019-2020 учебном году. Но на него выделен всего 1 час. Это профанация. За 1 раз в неделю иностранный язык не выучить. Разве учебный план школы могут принять с таким количеством часов?

    • фото
      Александр Звягин 02 мая 2019

      Кто не примет? у нас нет нормативов по количеству часов на учебный предмет.

  • фото
    Ирина 20 июня 2019

    Здравствуйте. Школам Алтайского края были разосланы методические рекомендации по данному вопросу. Но на первой странице они противоречивы: сначала говорят об обязательности изучения в 5,7,8,9 классах (не пилотных школ), а следом - о том, что на федеральном уровне не регламентировано, и школы вправе выбирать классы и объем. Можем ли мы, чтобы уложиться в 5-дневную неделю, и в то же время, в 9 классе выставить оценки по предмету, поставить 2 часа только в 9 классе?

    • фото
      Александр Звягин 21 июня 2019

      Ирина, всё абсолютно правильно написано. Вам в этом письме говорят об обязательности изучения Второго иностранного языка, но у нас ФГОС основного общего образования (как в принципе стандарт любого другого уровня) не устанавливает количество часов по конкретному предмету. Важно соблюсти обязательства выполнения стандарта, а количество часов - это Ваша компетенция.

  • фото
    Татьяна Минеева 26 августа 2019

    Добрый день! Наконец-то нашла дельный сайт, с конкретными точными ответами на вопросы!!! Большое спасибо! Надеюсь получить ответ и на свой вопрос. В нашей школе есть дети, которым по заключению ПМПК рекомендована очно-заочная форма обучения по адаптированным программам. И, кроме того, выдана справка врачебной комиссии о том, что ребёнок нуждается в индивидуальном обучении на дому на данный учебный год. Должна ли школа разрабатывать АООП для ОДНОГО ребёнка надомника? В ООП есть раздел Программа коррекционной работы. Может этого достаточно? Есть ли какой-то документ который обосновывает, что АООП разрабатывается только, например, специализированными школами или общеобразовательными школами в которых есть целые КЛАССЫ для детей с ОВЗ (например класс для обучающихся с умственной отсталостью). Спасибо.

    • фото
      Александр Звягин 27 августа 2019

      Татьяна, программа должна быть разработана, т.к. в противном случае Вы нарушаете права ребёнка на получение образования соответствующего уровня с учётом его особенностей. К ответу прикрепил письмо Минобрнауки РФ, содержание которого как раз раскрывает данные вопросы.

  • фото
    Татьяна Минеева 29 августа 2019

    Добрый день. С пасибо за оперативный ответ. Письмо приложенное к Вашему ответу прочитала. Но в нём идёт речь об инклюзивном образовании, а я задала вопрос о детях надомниках. Для них в школе сформированы индивидуальные учебные планы на осное примерных, рекомендованных этим детям, АООП. Надо ли писать саму АООП? Ведь каждая из них на 500 страниц! Надомников в нашей школе 4 человека, 1 аутист, программа 8.4, двое с умственной отсталостью и один ребёнок с опорно-двигательным аппаратом. Писать три АООП? Это "творчество" займёт полгода. Когда работать-то?))) С уважением, Татьяна.

    • фото
      Александр Звягин 29 августа 2019

      Татьяна, к сожалению, но придётся.

  • фото
    Ольга 02 сентября 2019

    Добрый день. В нескольких источниках видела такую информацию: „Новая программа затронет учеников только младше шестого класса. Школьники, которые на момент введения второго языка переведутся в 6-й класс, будут учиться по прежней одноязычной системе. Для младших классов действует следующий принцип: в первом классе школьники изучают один иностранный язык, второй же появится в пятом классе. Такое распределение поможет неплохо освоить первый иностранный и, пользуясь почерпнутыми от него знаниями, начать изучать второй! " Как маму ученицы 7-го класса интересует вопрос:1. правомерно ли нам с этого года вводят второй иностранный язык? 2. Из каких ФЗ или приказов Мин.образован.науки или пояснений к ним можно увидеть, что школьники старше 5-го класса должны (могут) учится по одноязычной программе? 3. Имеют ли родители право отказаться от второго иностранного в 6-ом, 7 и последующих классах? Спасибо.

    • фото
      Александр Звягин 03 сентября 2019

      Ольга, данная информация недостоверна. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает образовательную программу (это её компетенция), поэтому второй иностранный язык в объёме требований ФГОС основного общего образования может быть "выдан" хоть за два года.

  • фото
    Ольга 03 сентября 2019

    Спасибо за ответ.) Как можно программу, рассчитанную на изучение с пятого класса, выучить за 2 года?))) К каждому уроку учить 100 слов и задавать по 20 упражнений?))) Смех сквозь слезы.

    • фото
      Александр Звягин 04 сентября 2019

      Ольга, я не специалист по методике преподавания иностранных языков, моё базовое образование - учитель химии и биологии, кандидатская по методике преподавания химии. Могу сказать, что образовательная организация может самостоятельно выстраивать свою образовательную программу, учитывая, что второй иностранный язык не изучается в таком же объёме как первый (основной иностранный язык).

  • фото
    Николай 05 сентября 2019

    Добрый день. В комментарии к данному письму хочу отметить, что введение второго иностранного языка в настоящий момент носит исключительно декларативный характер, во всяком случае у школе где обучается мой сын. Поставив перед фактом о введении второго иностранного языка ничего не сделано к тому что бы он действительно преподавался. отсутствуют педагогические кадры (преподавание будет вести учитель начальных классов одна по немецкому языку на все 11 классов школы, полное отсутствие учебников, да и к тому же вводят преподавание в выпускных классах, например мой сын заканчивает 9 класс о каком уровне знаний можно говорить при полном отсутствии базы для преподавания. Все это "филькина грамота" типа Потемкинских деревень. Если есть вопросы к диалогу готов вступить в открытую дискуссию. Николай

    • фото
      Александр Звягин 05 сентября 2019

      Николай, а никто и не говорит о том, что Министерство заняло жесткую позицию в этом вопросе. Другое дело - как будут обстоять дела при надзоре и контроле, т.к. второй язык заявлен во ФГОС основного общего образования. Но это уже точно не ко мне)

  • фото
    Мария 07 сентября 2019

    Добрый день ! Подскажите, является ли правомерным введение с 5-го класса второго иностранного языка в виде ДВУХ языков - немецкого и французского ? При этом деление детей по изучаемому второму языку проводилось без учёта мнения самих детей и родителей.

    • фото
      Александр Звягин 09 сентября 2019

      Изучение второго иностранного языка предусмотрено ФГОС основного общего образования.

  • фото
    Мария 10 сентября 2019

    Добрый день ! Да, я понимаю, что изучение второго иностранного языка предусмотрено ФГОС основного общего образования, но мой вопрос был в том, правомерно ли, что администрация школы вводит в качестве второго иностранного языка немецкий и французский и исключительно по своему усмотрению делит детей кто какой язык (немецкий или французский) будет изучать ? У нас 80% "ЗА" изучение немецкого, в том числе и мы, но школа делит 50 на 50 и мой ребёнок попадает в класс французского языка с чем я не согласна. Является ли данное действие со стороны администрации школы правомерным ?

    • фото
      Александр Звягин 11 сентября 2019

      Мария, на законодательном уровне данный вопрос не регулируется. В статье 34 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" речь идёт только о курсах по выбору: Обучающимся предоставляются академические права на выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования).

  • фото
    Татьяна Минеева 19 сентября 2019

    Уважаемый Александр Сергеевич! Большое Вам спасибо, за то, что вы находите время и реально помогаете людям! У меня вопрос достаточно длинный, но очень надеюсь на ваш ответ! В учебный план основной школы входит предмет "История России. Всеобщая история". В примерной образовательной программе, где приведены различные варианты учебных планов этот предмет прописывается в одной строке, как единый предмет и на него выделяется 2 часа в неделю. Изучали его до настоящего времени, как единый предмет состоящий из двух разных, последовательно изучаемых курса (например Ист. Рос - 50 ч и Всеоб. ист. - 18 ч., с выставлением единой итоговой отметки за год (как среднее значение четвертных). Сейчас, я думаю, после письма Минпросвещения России от 1 апреля 2019 № ТС-842/04 "Опорядке заполнения аттестата об основном общем образовании", обрнадзор требует изучение этого предмета в школах, как двух СОВЕРШЕННО РАЗНЫХ, отражаемых и в классном журнале на ДВУХ РАЗНЫХ страницах. Но тогда возникают проблемы с выставлением ГОДОВЫХ отметок, по Всеобщ. ист., на её изучение отводится порядка 18-20 часов всего! Знаю, что по требобанию ФГОС каждая образовательная область должна быть представлена не менее, чем одним предметом. В предметную область "Общественно-научные предметы" входят три предмета! Надо ли делить ещё и историю? С уважением, Минеева Т.А.