О методических рекомендациях Минпросвещения России по планированию и информационному сопровождению мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма

Данная публикация представляет собой обзор письма Минпросвещения России от 29.08.2019 N 06–920 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по планированию и информационному сопровождению мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы в субъектах Российской Федерации»).

pen

Методические рекомендации предназначены для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, а также общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Рекомендации призваны помочь при планировании и реализации мероприятий, направленных на профилактику распространения идеологии терроризма среди детей и молодежи, в том числе входящих в Комплексный план.

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся:

  • информационные (разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, формирование стойкого неприятия обществом идеологии насилия, а также привлечение граждан к участию в противодействии терроризму);
  • культурно-образовательные (пропаганда социально значимых ценностей и создание условий для мирного межнационального и межконфессионального диалога).

Меры по предупреждению (профилактике) терроризма должны реализовываться в ходе организации системной работы по недопущению распространения в образовательных организациях радикальной и иной деструктивной идеологии в соответствии со следующей структурой.

  1. Выявление и идентификация групп обучающихся, наиболее подверженных воздействию негативной информации.
  2. Диагностика среды распространения данной информации.
  3. Меры и действия, направленные на предупреждение вовлечения детей и молодежи в деструктивные информационные пространства (мониторинг информационных ресурсов, предположительно содержащих деструктивную информацию).

В общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях соответствующая работа может быть организована главным образом в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога в процессе психологического сопровождения обучающихся, а также в рамках деятельности психологической службы при планировании мероприятий по обеспечению психолого-педагогической безопасности образовательной среды.

Одним из эффективных инструментов для организации указанной работы станут разрабатываемые Министерством методические рекомендации по психологическому сопровождению обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе включающих:

  • особенности реализации мероприятий в зависимости от определенных категорий обучающихся;
  • примерные методические комплексы для психологического сопровождения обучающихся общеобразовательных организаций, в том числе программу развития социально-эмоциональных навыков учащихся;
  • организационно-финансовые и управленческие принципы функционирования системы психологического сопровождения обучающихся общеобразовательных организаций.

Перечисленные выше направления реализации Комплексного плана предполагают следующие форматы проведения мероприятий:

  • информационно-просветительские встречи;
  • культурно-просветительские мероприятия по антитеррористической тематике;
  • подготовка произведений (в том числе печатных и аудиовизуальных) по вопросам профилактики терроризма;
  • внедрение в обучающие программы (в том числе программы повышения квалификации) для педагогических работников;
  • форумы, фестивали, семинары и иные мероприятия по вопросам предупреждения (профилактики) терроризма;
  • тематические конкурсы для СМИ.

изображение В методических рекомендациях Минпросвещения России раскрыты все вышеперечисленные форматы мероприятий.

Методические рекомендации содержат требованию к отчёту, который подготавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (указаны технические требования к отчёту, формат отчёта и т. д.). Отдельно указано, что подготовка указанных отчетов не должна являться дополнительной нагрузкой для педагогических работников. Также представлена структура медиаплана информационного сопровождения мероприятий Комплексного плана.

Общие рекомендации по тематическим пунктам Комплексного плана

Для информационного сопровождения антитеррористической деятельности в Комплексном плане предусмотрены пункты, касающиеся информационного сопровождения деятельности по предупреждению (профилактике) терроризма.

Одно из них касается разработки информационных материалов (печатных, аудиовизуальных и электронных) по вопросам профилактики терроризма. Это могут быть научно-популярные статьи, художественные произведения, рекомендации в формате инфографики и серии информационных карточек с иллюстрациями.

На данный момент уже разработано достаточное количество видеороликов, фильмов, методических материалов, плакатов по вопросам предупреждения (профилактики) терроризма (см. ресурсы «www.scienceport.ru», «НЦПТИ.рф», «vk.com/ncpti_rnd»). Их можно использовать для первичного наполнения страниц в социальных сетях, на молодежных порталах, интернет-ресурсах образовательных организаций, но этого недостаточно для выполнения требований в этом направлении.

В дальнейшем необходимо вести работу по подготовке собственных публикаций. Реализацию этого направления можно вести совместно с другими видами деятельности по предупреждению (профилактике) терроризма, например, с организацией конкурсных мероприятий «Лучшая телевизионная программа», «Лучший телевизионный фильм», «Лучшая журналистская работа».

Информационное сопровождение деятельности по предупреждению (профилактике) терроризма ориентировано на молодежь (дети школьного возраста, студенты профессиональных образовательных организаций). Учитывая целевую аудиторию, работу в этом направлении рекомендуется адаптировать в соответствии с возрастом и кругом интересов молодежи. В качестве основного информационного пространства в настоящее время выступает интернет-среда. По данным ВЦИОМ от 20 сентября 2018 г. в России 81% граждан в той или иной степени пользуются Интернетом. Наиболее активную аудиторию составляют 18-24-летние (97% пользуются Интернетом ежедневно).

При этом самыми популярными социальными сетями у россиян являются «ВКонтакте», «Одноклассники» и Instagram. Так, у каждого третьего (28%) есть аккаунт в соцсети «ВКонтакте», у каждого пятого (19%) — в «Одноклассниках», у 14% — в Instagram. Большинство пользователей «ВКонтакте» (40%) — это люди в возрасте от 25 до 34 лет, в Instagram зарегистрированы в основном россияне в возрасте от 18 до 24 лет (38%) и от 25 до 34 лет (37%). В «Одноклассниках» молодежи немного (не более 8% россиян в возрасте от 18 до 24 лет).

Согласно другому исследованию, 55% опрошенных используют интернет для получения необходимой информации, расширения кругозора, отслеживания новостей, событий в мире и стране, 50% — для работы/учебы, вопреки распространенному мнению о том, что Интернет используется в первую очередь для игр — 31%, и общения с людьми близкими по интересам — 32%.

Представленные данные являются отражением современной реальности, поэтому информационное сопровождение рекомендуется в первую очередь вести, используя интернет, приложения мобильных устройств.

В соответствии с П. 2.1 р. 2, который предполагает проведение общественно-политических, культурных и спортивных мероприятий, посвященных Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября), при реализации которых необходимо обеспечить максимальный охват участников из различных категорий населения с привлечением видных федеральных и региональных политических деятелей, авторитетных представителей общественных и религиозных организаций, науки, культуры и спорта, рекомендуется охватывать большее количество порталов образовательных организаций, а для молодежи информационные материалы размещать в социальных сетях и на интернет-платформах, ориентированных для данной категории пользователей.

При создании произведений, направленных на предупреждение (профилактику) терроризма, (научно-популярного, документального или художественного характера) рекомендуется рассмотреть возможность (с учетом целевой аудитории) издавать таковые в научно-популярном стиле, информация не должна быть перегружена сложной терминологией. Сообщения делить на основные темы/главы, сопровождать иллюстрациями, важные смысловые детали выделять в общем тексте изменением размера и начертания текста (применение жирного начертания или курсива), правила рекомендуется оформлять в рамку.

Для популяризации и охвата наибольшего количества аудитории в распространении информационных материалов использовать социальные сети и группы в популярных среди молодежи мессенджеров. Эти же рекомендации относятся к организации круглых столов, семинаров и иных мероприятий.

изображениеПри создании тематических разделов на интернет-ресурсах (на сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, образовательной организации и т. п.) необходимо обеспечить наполняемость таких разделов в том числе ссылками на нормативные правовые акты и специализированные ресурсы (такие как www.scienceport.ru, НЦПТИ.рф). Кроме того, страницу необходимо дополнять информационными материалами: в течение года должно быть не менее 12 обновлений раздела сайта.

Также необходимо включить в проводимую работу официальные группы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и образовательных организаций в социальных сетях. В группе в социальной сети сообщения антитеррористического и антиэкстремистского характера должны появляться не реже 1 раза в две недели, т. е. в течение года должно быть сделано не менее 25 публикаций. Ссылки на каждую публикацию обязательно указываются в отчете.

Как уже отмечалось выше, для привлечения молодежи к актуальной теме предупреждения (профилактики) терроризма рекомендуется использовать такую форму работы, как организация конкурсных мероприятий. Одним из способов создания информационных ресурсов может быть организация конкурсных работ среди студентов и старших школьников в разработке интернет-страниц (сайтов) и мобильных приложений.

pen

Отчет о проделанной работе в рамках исполнения мероприятий Комплексного плана после корректировки может быть опубликован в специальном разделе на сайте регионального министерства или образовательной организации. Под корректировкой понимается в данном случае исключение информации, которая не подлежит раскрытию и (или) обнародовать такую информацию нецелесообразно (например, о планируемых массовых мероприятиях и акциях).

Лучшим способом представить данную информацию будет написание и размещение аналитической записки, обзора (с фотоотчетом), презентации.

В методических рекомендациях представлен список рекомендованных источников по данному вопросу, материалы которых можно использовать при разработке мероприятий.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0