О полномочиях обязательных органов управления образовательной организации

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) закреплена норма — управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации. Говорить о полномочиях руководителя образовательной организации в данной публикации не будем. Речь пойдёт о коллегиальных органах управлениях.

В п. 4. ст. 26 Закона сказано, что в образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся:

  • общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации);
  • педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет).

Также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

изображение Таким образом, обязательными коллегиальными органами являются общее собрание (конференция) работников и педагогический совет. Остальные коллегиальные органы — дело добровольное, но сразу оговоримся — только с разрешения Учредителя. И вот этот нюанс необходимо рассмотреть. В п. 2 ст. 25 Закона зафиксировано, что в уставе образовательной организации должна содержаться информация о структуре и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий. Согласно ст. 52 Гражданского Кодекса Российской Федерации Устав образовательной организации утверждается Учредителем, т. е. именно Учредитель принимает решение о том, какие именно коллегиальные органы управления будут в образовательной организации, какова их структура и полномочия. Для автономных организаций есть одно послабление.

?

Порядок утверждения устава казенных и бюджетных учреждений урегулирован Федеральным законом «О некоммерческих организациях». Согласно ст. 14 данного Федерального закона устав бюджетного и казенного учреждения утверждается учредителем.

Изменения в устав бюджетного или казенного учреждения вносятся в порядке, установленном:

  • Правительством Российской Федерации — в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации — в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта Российской Федерации;
  • местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Федеральный закон «О некоммерческих организациях» не предусматривает предварительное принятие или рассмотрение новой редакции устава каким-либо органом управления казенного или бюджетного учреждения.

Порядок утверждения устава автономных учреждений регламентируется Федеральным законом «Об автономных учреждениях». Согласно ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона устав автономного учреждения также утверждается его учредителем. Однако в отличие от казенных и бюджетных учреждений утверждению учредителем устава предшествует рассмотрение наблюдательным советом предложения учредителя или руководителя автономного учреждения о внесении изменений в устав (п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

?

По результатам рассмотрения наблюдательный совет дает рекомендации. Учредитель автономного учреждения утверждает изменения в устав после рассмотрения рекомендаций наблюдательного совета автономного учреждения (ч. 2 ст. 11 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

Участие иных органов управления автономного учреждения в принятии или рассмотрении изменений в устав законодательство не предусматривает.

изображение Таким образом, действующее законодательство устанавливает порядок утверждения изменений в устав государственного (муниципального) образовательного учреждения, исключающий участие в таком утверждении общего собрания (конференции) образовательного учреждения. Следовательно, нормы, содержащиеся в имеющихся редакциях уставов государственных (муниципальных) образовательных учреждений, предусматривающих предварительное принятие коллективом образовательного учреждения устава, не соответствуют Закону и не подлежат применению.

Итак, если в Уставе или иных локальных нормативных актах вашей образовательной организации органы управления принимают участие в разработке, согласовании Устава и изменений к нему, то это противоречит нормам Закона.

?

Важно! Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главный вывод из вышесказанного: какие органы управления определены в Уставе, какими полномочиями их наделил Учредитель — так тому и быть.

Ещё один важный момент — нельзя «перебрать» с полномочиями органов управления. Всё должно быть на законной основе. В письме Минобрнауки России от 22.10.2015 № 08–1729 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по развитию государственно-общественного управления образованием в субъектах Российской Федерации для специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования») рассматривается вопрос, касающийся полномочий коллегиальных органов управления образовательной организации.

Следует учесть, что в терминологии действующего федерального законодательства не предусмотрены определения «государственно-общественное управление образованием», «органы государственно-общественного управления образованием», использование которых возможно в случаях, не противоречащих Федеральному закону № 273-ФЗ, поэтому в письме

Минобрнауки России от 22.10.2015 № 08–1729 под «органами государственно-общественного управления образованием» в общем случае подразумеваются коллегиальные органы управления, создаваемые и формируемые с целью реализации принципов государственно-общественного управления образованием.

Общее собрание (конференция) работников образовательной организации

Определение

Общее собрание (конференция) работников образовательной организации является одним из коллегиальных органов управления образовательной организацией. Общее собрание создается на основании Устава образовательной организации в целях расширения коллегиальных, демократических форм управления, реализации права работников организации на участие в управлении, а также развития и совершенствования образовательной деятельности организации.

Нормативно-правовая база

Общее собрание работников образовательной организации руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, Федеральным законом N 273-ФЗ, региональным законодательством, актами органов местного самоуправления в сфере образования и социальной защиты, Уставом образовательной организации и положением «Об Общем собрании работников образовательной организации».

Участники

В состав Общего собрания входят все работники образовательной организации. На каждом заседании Общего собрания избирается председатель и секретарь собрания для ведения протокола собрания.

Срок полномочий

Общее собрание собирается не реже двух раз в год. Общее собрание считается собранным, если на его заседании присутствует 50% и более от числа работников образовательной организации.

Основные полномочия

Основной задачей Общего собрания является коллегиальное решение важных вопросов жизнедеятельности коллектива работников образовательной организации.

К компетенции Общего собрания относятся следующие вопросы:

  • участие в разработке и принятии Коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, изменений и дополнений к ним;
  • принятие иных локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации, предусмотренных Уставом образовательной организации;
  • разрешение конфликтных ситуаций между работниками и администрацией образовательной организации;
  • контроль за своевременностью предоставления отдельным категориям обучающихся, дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством РФ и иными нормативными актами;
  • контроль за работой подразделений общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников образовательной организации;
  • контроль за выполнением Устава образовательной организации, внесение предложений по устранению нарушений Устава.

Педагогический совет

Определение

Педагогический совет является постоянно действующим органом коллегиального управления образовательной организацией, формируемым из штатных педагогических работников образовательной организации, для рассмотрения основных вопросов образовательной деятельности.

Нормативно-правовая база

Педагогический совет руководствуется в своей деятельности федеральным законодательством и законодательством субъекта Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами об образовании, Уставом образовательной организации, Положением о педагогическом совете.

Участники

В состав педагогического совета входят: руководитель образовательной организации, его заместители, педагогические работники. В состав педагогического совета должны входить только штатные работники образовательной организации.

Срок полномочий

Срок действия полномочий педагогического совета — бессрочно. Педагогический совет избирает из своего состава открытым голосованием председателя и секретаря.

Основные полномочия

Педагогический совет осуществляет следующие функции:

  • обсуждает и утверждает (согласовывает) планы работы образовательной организации;
  • осуществляет текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (воспитанников);
  • принимает решение о выдаче соответствующих документов об образовании, о награждении обучающихся (воспитанников);
  • принимает решение о мерах педагогического и дисциплинарного воздействия к обучающимся (воспитанникам) в порядке, определенном Федеральным законом № 273-ФЗ и Уставом образовательной организации;
  • вносит предложение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.
pen

Важно! Для администрации образовательной организации рекомендую взять на заметку позицию контролирующих органов по вопросу трудовых отношений. На интернет-ресурсе Федеральной службы по труду и занятости был задан вопрос следующего содержания:

«У меня в должностной инструкции, в трудовом договоре конкретно не прописано посещение педагогического совета. Если мне работодатель не предоставляет копию положения педагогического совета, то я обязан посещать его?»

Ответ: Если вашим трудовым договором и/или должностной инструкцией не установлена обязанность посещать педагогический совет, то посещать его вы не обязаны.

Правовое обоснование: Согласно абз. 2 — 5 ч. 2 ст. 21 ТК РФ работник обязан:

  • добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
  • соблюдать трудовую дисциплину;
  • выполнять установленные нормы труда.

 

В соответствии со ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Вывод. Назначение органов управления учреждения осуществляется учредителем, учредитель также решает вопрос о необходимости формирования коллегиальных органов, их компетенции, порядке создания и деятельности. Данные вопросы в обязательном порядке должны быть отражены в Уставе образовательной организации.

Написать комментарий

Уважаемые читатели!

Ответы на вопросы, поступившие в период с 15 июля по 14 августа, будут даны после 15 августа.

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0