Обработка персональных данных

В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» и п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 года № 228, уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям настоящего Федерального закона, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

?

Статья 22 Федерального закона «О персональных данных» закрепила за операторами обязанность до начала обработки персональных данных уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных.

Согласно ч. 4 ст. 25 указанного Федерального закона операторы, которые осуществляют обработку персональных данных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и продолжают осуществлять такую обработку после дня его вступления в силу, обязаны направить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, уведомление, предусмотренное частью 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, не позднее 1 января 2008 года. Руководствуясь положениям п. 3 ст. 22 Федерального закона «О персональных данных» Роскомнадзором разработана форма Уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных, отражающая содержание и перечень обязательных полей, установленных для заполнения, а также Рекомендации по заполнению уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных. Заполненные уведомления должны быть направлены в письменной форме и подписаны уполномоченным лицом или направлены в электронной форме и подписаны электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации в территориальные управления Роскомнадзор, на подведомственной территории которых оператор осуществляет (будет осуществлять) обработку персональных данных.

Не требуется представление уведомления

Без уведомления уполномоченного органа может производиться обработка следующих персональных данных (ч. 2 ст. 22 Закона):

1) обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством (п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона). На практике это основание является одним из самых распространенных исключений, позволяющим не подавать уведомление. Однако работодателям следует учитывать, что под него подпадают не все персональные данные работников, а только те, обработка которых осуществляется в соответствии с трудовым законодательством. На практике встречаются случаи обработки персональных данных работников в объемах (категориях) и целях, не предусмотренных трудовым законодательством, например обработки сведений об имущественном положении, о судимости (за исключением случаев, указанных в ст. ст. 65, 349.1 ТК РФ). Названное исключение не распространяется на персональные данные уволенных сотрудников (кроме случаев, предусмотренных трудовым законодательством, например ст. 64.1 ТК РФ); членов семей сотрудников, их детей (персональные данные которых могут иметься у работодателя, например, в связи с уплатой алиментов или предоставлением налоговых вычетов по НДФЛ). В указанных случаях операторы обязаны подавать уведомление, если отсутствуют иные основания для обработки персональных данных без его подачи (например, обработка персональных данных без использования средств автоматизации);

2) полученных оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных. Это условие применяется, если персональные данные не распространяются и не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных (п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона).

Указанное основание также является одним из распространенных случаев, при котором уведомление об обработке персональных данных не представляется. Следует иметь в виду, что для обработки персональных данных без представления уведомления по этому основанию должны одновременно соблюдаться все перечисленные условия:

  • персональные данные не должны распространяться;
  • они не должны предоставляться третьим лицам без согласия субъекта персональных данных;
  • персональные данные должны использоваться исключительно для исполнения договора, в связи с заключением которого они получены, и заключения договоров с субъектом персональных данных.

Иное использование персональных данных влечет за собой необходимость представить в уполномоченный орган уведомление;

3) относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации, которые обрабатываются таким объединением (религиозной организацией), действующим в соответствии с законодательством РФ, в целях, предусмотренных учредительными документами. Это условие применяется, если персональные данные не распространяются или не раскрываются третьим лицам без письменного согласия субъектов персональных данных (п. 3 ч. 2 ст. 22 Закона);

4) сделанных субъектом персональных данных общедоступными (п. 4 ч. 2 ст. 22 Закона);

5) включающих только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных (п. 5 ч. 2 ст. 22 Закона);

6) необходимых для однократного пропуска субъекта персональных данных на территорию, на которой находится оператор, или аналогичных целей (п. 6 ч. 2 ст. 22 Закона);

7) включенных в информационные системы персональных данных, имеющих в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка (п. 7 ч. 2 ст. 22 Закона);

8) обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных (п. 8 ч. 2 ст. 22 Закона).

Обработка персональных данных без использования средств автоматизации является еще одним из распространенных оснований, при которых она может осуществляться без представления уведомления. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 утверждено Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации (далее — Положение). При соблюдении требований Положения подача уведомления согласно п. 8 ч. 2 ст. 22 Закона не требуется.

Если средства автоматизации (вычислительная техника, компьютеры) при обработке персональных данных не используются, уведомление об обработке персональных данных подаваться не должно (при соблюдении особенностей организации обработки данных, установленных в разд. II Положения). Однако при нынешней распространенности электронно-вычислительной техники она часто задействована в обработке персональных данных. Критерии, при которых такая обработка признается (либо не признается) неавтоматизированной, сформулированы в п. п. 1 и 2 Положения. Согласно п. 1 Положения считается неавтоматизированной обработка персональных данных, содержащихся в информационной системе персональных данных либо извлеченных из нее, если такие операции с персональными данными, как использование, уточнение, распространение, уничтожение (в отношении каждого из субъектов персональных данных), осуществляются при непосредственном участии человека. Кроме того, обработка персональных данных не может быть признана осуществляемой с использованием средств автоматизации только на том основании, что эти данные содержатся в информационной системе персональных данных либо извлечены из нее (п. 2 Положения).

Необходимо отметить, что приведенные в п. 1 Положения критерии недостаточно конкретны для разграничения на практике случаев, в которых подача уведомления для обработки персональных данных с применением вычислительной техники требуется и не требуется. В связи с этим при возникновении сложностей с определением того, нужно ли подавать уведомление при различных вариантах использования вычислительной техники в процессе обработки персональных данных, следует уточнять этот вопрос в уполномоченном органе. На сайтах уполномоченных органов (их перечень приведен в Приложении № 1 к Регламенту, а также на сайте Роскомнадзора www.rkn.gov.ru) могут быть указаны контактные телефоны для обращений по вопросам, связанным с обработкой персональных данных;

9) обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством РФ о транспортной безопасности, для обеспечения устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, защиты интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (п. 9 ч. 2 ст. 22 Закона).

Образовательная организация является оператором персональных данных. В соответствии со ст.3 Закона «оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными».

?

В связи с тем, что образовательная организация обрабатывает персональные данные не только в соответствии с требованиями трудового законодательства РФ, но в иных целях, то уведомление территориального отделения Роскомнадзора обязательно.

изображение

Обращаем внимание, что в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 18.1. Закона «оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети».

Последствия обработки персональных данных без подачи уведомления, а также в случаях его несвоевременной подачи либо подачи уведомления, содержащего неполные или недостоверные сведения

Непредставление в уполномоченный орган уведомления об обработке персональных данных, его несвоевременное представление (т. е. уже после начала обработки персональных данных) либо представление уведомления, содержащего неполные или недостоверные сведения, является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ст. 19.7 КоАП РФ. Данная статья предусматривает ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом его законной деятельности. Ответственность по данной статье наступает также в случае предоставления сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Ответственность установлена в виде предупреждения или штрафа в размере:

  • для граждан — от 100 до 300 руб.;
  • для должностных лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей — примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) — от 300 до 500 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
  • для юридических лиц — от 3000 до 5000 руб.

Важно! С 1 июля 2017 года внесены изменения в Кодекс административных правонарушений. Статья 13.11. Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

1. Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством Российской Федерации в области персональных данных требований к составу сведений, включаемых в согласие в письменной форме субъекта персональных данных на обработку его персональных данных, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до семидесяти пяти тысяч рублей.

3. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от семисот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

4. Невыполнение оператором предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до шести тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

5. Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством Российской Федерации в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати пяти тысяч до сорока пяти тысяч рублей.

6. Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный к ним доступ, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от семисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до десяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

7. Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области персональных данных обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов по обезличиванию персональных данных — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей.

Рекомендуем ознакомиться с перечнем нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за соответствием обработки персональных данных требованием законодательства Российской Федерации в области персональных данных (опубликован на сайте Роскомнадзора).

Обращаем внимание, что любое заинтересованное лицо может проверить любую организацию на предмет уведомления Роскомнадзора. Для этого достаточно знать ИНН организации и указать его в форме поиска в реестре операторов на сайте Роскомнадзора.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0