Официальный сайт образовательной организации. Вопросы ответственности.

 

В данной публикации мы постараемся разобраться в вопросах ответственности, которая наступает в случае нарушения требований в работе с официальным сайтом образовательной организации.

К сожалению, но надо признать, что со стороны большинства руководителей образовательных организаций должного внимания официальному сайту не оказывается, хотя предусмотренные меры ответственности впечатляют.

Сегодня не обсуждается вопрос обязательности наличия официального сайта у любой образовательной организации. Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (п. 21 ч. 3 ст.28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации») закреплено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет». При этом в ходе различных мероприятий по контролю и (или) различных мониторингов системы образования устанавливаются факты отсутствия официального сайта у образовательной организации, о чём указано в письме Минобрнауки РФ от 16 ноября 2015 г. № АП-2026/02.

изображениеПоскольку наличие официального сайта закреплено федеральным законом, то для руководителя образовательной организации должно быть очевидным, что он имеет полное право выделять денежные средства на расходы, связанные с ведением сайта, из общего объёма субсидии, которая выдаётся организации на реализацию государственного (муниципального) задания, если иное не предусмотрено учредителем (например, представляется целевая субсидия и т. д.). Поэтому данные расходы не могут считаться нецелевым расходованием бюджетных средств.

В упомянутой ст.28 (ч.7) обозначена ответственность ОО, которая предусмотрена, если обозначенные компетенции, права и обязанности не выполняются: «образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и её должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях». Какова же эта ответственность?

Нарушение прав и свобод

Нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа (п. 2 ст. 5.57 КоАП РФ):

  • на должностных лиц — в размере от 10 000 до 30 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 руб.

К академическим правам обучающихся, в том числе предоставляемым посредством реализации принципа информационной открытости образовательной организации, относятся:

  • выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и обучения после основного общего образования или после достижения 18 лет;
  • ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации (п. 1 ст. 34 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»).

Нарушение правил оказания платных образовательных услуг

В соответствии с п. 1 ст. 19.30 КоАП РФ нарушение требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций или нарушении правил оказания платных образовательных услуг, влечёт наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 30 000 до 50 000 руб.;
  • на юридических лиц — от 100 000 до 200 000 руб.

Рособрнадзор неоднократно указывал на то, что наиболее распространенными нарушениями в сфере информирования заказчиков при предоставлении платных образовательных услуг являются отсутствие и (или) размещение не в полном объёме информации о платных образовательных услугах на официальных сайтах образовательных организаций (письмо Рособрнадзора от 10.09.2013 N 01-50-377/11–555).

Нарушение права потребителя на получение информации

В соответствии с п. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 500 до 1000 руб.;
  • на юридических лиц — от 5000 до 10 000 руб.

Внимательно ознакомьтесь с требованиями, которые зафиксированы в Постановлении Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг». В пункте 16 Правил указано, что «за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и заказчик несут ответственность, предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации».

изображениеТаким образом, кроме рассмотренной выше административной ответственности, речь может идти о гражданско-правовой ответственности, установленной Гражданским кодексом РФ и Законом «О защите прав потребителей». В частности, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен — в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар (работу, услугу) суммы и возмещения других убытков.

Нарушения лицензионных требований

Положение о лицензировании образовательной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966) не содержит прямого указания на наличие официального сайта образовательной организации как одного из требуемых условий для прохождения процедуры лицензирования. При этом необходимо учитывать и складывающуюся судебную практику по данному вопросу. Например, Постановление Московского городского суда от 22.06.2015 № 4а-1530/2015, в котором указывается, что «в ходе проверки выявлены грубые нарушения лицензионных требований, предъявляемые к образовательной деятельности, а именно: в нарушение пункта 1 статьи 29 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), подпункта «а» пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и обновления информации об образовательной организации» в институте отсутствует официальный сайт, в связи с чем не обеспечен доступ к информационным ресурсам, содержащей информацию об образовательной организации посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет». Таким образом, суд, исходя из требований пп. «б» п. 6 Порядка лицензирования образовательной деятельности, считает, что требование «наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами», нарушено. Поскольку в соответствии с пп. «а» п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных в том числе пп. «а» — «д» п. 6 документа, является грубым нарушением, то отсутствие официального сайта суд посчитал грубейшим нарушением лицензионных условий. Такую позицию в последнее время занимают и контролирующие органы. В этом случае образовательная организация может быть привлечена к административной ответственности по п. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, устанавливающему, что осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 20 000 до 30 000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 150 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Обратите внимание, что пп. 2 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено назначение лицензиату наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований в порядке, установленном ст. 3.12 КоАП РФ.

Невыполнение требований приказа Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и формату представления на нем информации». Данным приказом установлены определённые требования к структуре официального сайта образовательной организации, а также к формату представления информации на нём. Какая ответственность может наступить, если эти требования проигнорировать? Поскольку данные требования предъявляются именно к структуре сайта, а также к формату размещаемой информации, то невыполнение данных требований не может повлечь административную ответственность для должностных и юридических лиц (нарушение данных требований не подпадает под действие КоАП). Но никто не отменял дисциплинарную ответственность за невыполнение требований федерального законодательства. Таким образом, руководитель организации должен понимать, что за невыполнение требований приказа Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 к нему может быть применена дисциплинарная, но не административная ответственность. Данный вывод подтверждает и судебная практика.

pen

В большинстве случае образовательную организацию привлекают к административной ответственности по совокупности нарушения требований ст. 29 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 10.07.2013 № 582, т. е. если образовательную организацию и привлекают к административной ответственности за нарушение требований к ведению официального сайта, то в первую очередь указывается на отсутствие необходимой информации и только потом указываются замечания по структуре сайта и формату размещаемой информации.

Кто уполномочен проверять официальный сайт образовательной организации?

В первую очередь самым главным контролёром здесь выступают органы контроля сферы образования — Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор); в субъектах РФ — территориальные управления по надзору. Нужно понимать, что специалисты данной службы проверяют официальные сайты исключительно с целью контроля исполнения требований федерального законодательства в сфере образования. Но не надо думать, что никто более проверять официальный сайт ОО не имеет права. Рассмотрим частные примеры.

Руководитель образовательной организации и ответственные за ведение официального сайта должны знать, что в Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» были внесены изменения (июль 2016 г., вступили в силу с 1 января 2017 г.), которые существенно расширили полномочия проверяющих, а именно:

?

ст. 8.3. «Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями», в которой указано, что к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями относятся наблюдение за соблюдением обязательных требований при размещении информации в сети «Интернет» и средствах массовой информации. Что это может означать?

Пример 1. Роскомнадзор является уполномоченным органом, который отвечает за контроль требований Федерального закона от 27.07.2006 № ФЗ-152 «О персональных данных». Поскольку персональные данные могут размещаться на сайтах в сети «Интернет», то Роскомнадзор контролирует соблюдение федеральных требований при размещении таких данных в сети. Следовательно, официальный сайт образовательной организации может быть проверен должностными лицами Роскомнадзора без уведомления! Каковы последствия такого контроля? В случае выявления при проведении мероприятий по контролю нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, в лучшем случае — направляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.

Пример 2. Предоставление информации потребителям образовательных услуг, в том числе платных образовательных услуг. Роспотребнадзор является контролирующим органом и защищает права потребителей в соответствии с нормами Федерального закона от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей». Как выше отмечалось информация о платных образовательных услугах должна быть размещена на официальном сайте образовательной организации. Если Заказчик таких услуг обратится с жалобой в Роспотребнадзор, то специалисты Роспотребнадзора в первую очередь изучают информацию о предоставляемых услугах на официальном сайте ОО. Если будет установлен факт отсутствия необходимой информации (или её недостоверность), то это будет признано нарушением прав потребителей, что автоматически даёт Роспотребнадзору право инициировать внеплановую проверку юридического лица (пп. «в» ч.2 ст.10 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008).

Таких примеров можно привести достаточное количество. Не стоит забывать о том, что федеральным законодательством по разным вопросам (в части охраны труда, персональных данных и т. д.) предусматривается размещение необходимых документов на официальном сайте образовательной организации, отсутствие которых — повод для принятия мер воздействия на юридическое и (или) должностное лицо. О перечне обязательных документов было рассказано в публикации от 01.10.2017.

Не стоит забывать, что соблюдение требований законодательства входит в сферу полномочий прокурорского надзора.

В заключении отметим, что на сегодняшний день руководитель образовательной организации обязан держать на личном контроле вопрос функционирования официального сайта, т. к. меры наказания, которые могут последовать за нарушение требований федерального законодательства в части информационной открытости ОО, высоки.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 12

  • фото
    Лариса 18.10.2017

    Можно ли мне аттестоваться на соответствии занимаемой должности, когда я проработала 2 года воспитателем и 4месяца из них я находилась на больничном

    • фото
      Александр Звягин 18.10.2017

      Лариса, 4 месяца подряд?

  • фото
    Лариса 19.10.2017

    Здравствуйте! да 4 месяца подряд.

    • фото
      Александр Звягин 19.10.2017

      Лариса, Порядком аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности предусмотрено: Не подлежат аттестации педагогические работники: имеющие квалификационные категории; проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация; беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. Таким образом, если Вы сами желаете, до законодательство это сделать не запрещает, т.к. Вы сами не возражаете, да и болели не более 4 месяцев подряд. Нужно понимать, что в первую очередь этой нормой защищают интересы работника, т.е. если бы Вы проболели более 4 месяцев, выходите на работу, а Вам говорят - давай проходи аттестацию. Вот этот пункт Порядка как раз говорит нельзя! Но если Вы сами желаете, то никто не против!

  • фото
    Светлана 21.10.2017

    Александр Сергеевич! Может ли директор потребовать переписать испорченный кл.журнал, да ещё купив его новый на свои деньги. При отказе учителя приобретать журнал на свои деньги, требовать обьеснительную?

    • фото
      Александр Звягин 21.10.2017

      Светлана, а что значит испорченный журнал??

  • фото
    Ирина 15.12.2017

    Укажите, пожалуйста, согласно каким конкретно федеральным законам, нормативно-правовым актам в сфере организации и ведения официального сайта образовательной организации (ОО) в сети Интернет неосуществление финансовых затрат со стороны ОО на работу своего сайта означает прекращение оказания образовательной организацией государственной (муниципальной) услуги и может повлечь за собой, кроме штрафов, приостановление и лишение ОО лицензии?

    • фото
      Александр Звягин 15.12.2017

      Ирина, в тексте публикации указан конкретный пример судебной практики, когда суд принял решение о лишении организации лицензии на право ведения образовательной деятельности. Кроме того, ст. 28 273-ФЗ обязывает образовательную организацию вести свой сайт в сети Интернет. Как я понимаю, ведение сайта предусматривает затрату средств.

  • фото
    Ирина 18.12.2017

    Александр Сергеевич, здравствуйте! Помогите разобраться в ситуации. Мы являемся бюджетной образовательной организацией. У нас возникла проблема с заключением договора по услугам хостинга для нашего официального сайта. Дело в том, что наша бухгалтерия, чтобы оплатить услуги хостинга на год (предоплата), просит наперёд от бухгалтерии хостинга предоставить Акт выполненных работ, т.е. закрывающие документы на оплаты, совершенные не безналичным способом с р/с организации, а через платежный шлюз Яндекса (так работает биллинговая система хостинга). Хостинг отказывается этот Акт предоставлять, т.к. в их системе на любые оплаты, отличные от безналичной, закрывающие документы не генерируются. Бухгалтерия хостинга отвечает, что Акт выполненных работ не является документом для оплаты, а является подтверждением уже оказанных услуг, а снованием для проведения оплаты является счет, который наша бухгалтерия в любой момент может выставить самостоятельно из раздела «Оплата». Подскажите, какой выход из сложившейся ситуации? Действительно ли бюджетным организациям разрешено работать по предоплате с организациями, оказывающими услуги связи (в том числе и с хостингами), как утверждает бухгалтерия хостинга, на основании их лицензии, согласно которой они осуществляют телематические услуги связи, и этого достаточно для решения проблемы? Наша бухгалтерия считает, что без Акта выполненных работ, предоставленного наперёд для предоплаты на год услуг хостинга, они не выдержат никаких проверок соответствующих проверяющих органов.

    • фото
      Александр Звягин 18.12.2017

      Ирина, Ваша бухгалтерия абсолютно права! Если это договор на оказание услуг, а не просто договор-оферта, то оказываемые услуги должны подтверждаться актом выполненных работ. Если Вы желаете сделать предоплату, то у Вас должен быть договор на покупку образно говоря "предмета", а не "услуги". Бухгалтерия не может осуществить оплату услуг в полном объёме, если таковые не выполнены.

  • фото
    Николай 14.08.2019

    Обязана ли общеобразовательная организация размещать на официальном сайте предписания Роспотребнадзора, , Роскомнадзора? Спасибо.

    • фото
      Александр Звягин 14.08.2019

      Николай, нет, не обязана! Только надзора и контроля в сфере образования.