Правовые аспекты благотворительной деятельности в образовательной организации

За последние 25 лет экономическая ситуация в стране разительным образом изменилась. Не обошли перемены и образовательную систему. К сожалению, не все преобразования произошли в лучшую сторону. Наибольшее количество нареканий вызывает сбор средств или, как более сурово определяют родители, поборы в школах.

Безусловно, государственным школам средств не хватает. И образовательные учреждения выкручиваются, как могут. Все чаще звучат жалобы на поборы с родителей в школах. Особенно напрягает общественность тот факт, что далеко не все руководители учебных заведений полностью отчитываются в приобретении оборудования и оснащения для образовательного процесса, что вызывает подозрения о нецелевом расходовании средств. Ради справедливости надо отметить, что за последние три года ситуация начала изменяться в лучшую сторону, т. к. образовательные организации получили финансовую самостоятельность и вправе сами решать — как и на что тратить бюджетные средства, полученные в рамках нормативного финансирования (принцип «финансируется ребёнок, а не организация», т. е. чем больше детей в образовательной организации, тем солиднее её бюджет).

Необходимость написания данной публикации возникла в связи с тем, что анализируя обращения граждан в муниципальные органы управления образования, поступающие вопросы на портал официальных сайтов образовательных организаций Московской области edumsko.ru (раздел «Консультации»), говорят о том, что правовые аспекты благотворительной помощи заслуживают отдельного внимания.

В повседневной практике под видом благотворительной помощи осуществляются различные финансовые поборы с родителей (законных представителей), которые зачастую идут через различные «образовательные фонды». Оставим за рамками этой публикации разговоры и рассуждения «о поборах» — любое принуждение к сбору средств является незаконным и преследуется по закону!

Право образовательных организаций получать благотворительную помощь определено частью 5 статьи 54 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», а также пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 135-ФЗ от 11.08.1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах в соответствии со статьёй 26 Федерального закона № 7 от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» являются:

  • регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);

  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;

  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;

  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;

  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;

  • другие не запрещенные законом поступления.

изображениеПри этом следует отметить, что порядок привлечения и расходования добровольной благотворительной помощи и пожертвований должен быть определён соответствующим Положением образовательной организации, который будет доступен для ознакомления всем заинтересованным лицам (например, его можно разместить на сайте образовательной организации). При этом не следует путать благотворительную деятельность со спонсорством и пожертвованиями.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. При этом благотворитель не рассчитывает на выгоду от своих действий и не претендует на неё даже в случаях, если эта выгода наступает. Благотворительность может быть скрытой — тайной или анонимной.

Благотворительные взносы вносятся на лицевой счёт образовательной организации через банк, иные кредитные организации, учреждения почтовой связи. Обратите внимание, что сегодня на сайтах образовательных организаций в обязательном порядке должна быть представлена информация о лицевом счёте. Проверьте — на счёт какой организации вносятся средства! При этом благотворительные взносы могут иметь целевое назначение, указанное в платёжном документе, а могут его не иметь. Если цели благотворительной помощи не обозначены, то они используются на цели, которые согласованы с органами государственно-общественного управления образовательной организации.

Состав благотворительной помощи, её размер, периодичность, время предоставления определяются благотворителем добровольно и самостоятельно, исходя из его видения нужд благополучателя (образовательной организации).

Пожертвованием является дарение средств, вещи или прав в общеполезных целях. Пожертвование, как правило, носит целевой характер. Пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определённому назначению. При отсутствии такого условия пожертвование имущества считается обычным дарением, а в остальных случаях пожертвованное имущество используется одаряемым в соответствии с назначением имущества.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определённое назначение, должно вести обособленный учёт всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Спонсорством является финансирование каких-либо программ, проектов, мероприятий как с целью их поддержки, так и для рекламы собственной деятельности спонсора. Предусматривает прямое или косвенное извлечение прибыли или иной выгоды.

К сведению. Необходимо учитывать, что, в частности, Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении от 27.05.2008 г. пришёл к выводу, что спонсорский взнос является платой за рекламу, а не безвозмездной передачей имущества. В случае если у организатора-спонсора средства спонсорской помощи признаны расходами на рекламу, данные поступления у спонсируемой организации могут быть признаны доходами от оказания услуг и учитываться в целях налогообложения прибыли в установленном порядке — гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ.

Практика показывает, что многие образовательные организации предлагают оказывать им благотворительную помощь через благотворительные фонды под предлогом того, что так они экономят на налогах. Это объяснение не имеет никаких оснований. Так, на основании пп.22 п.1 ст.251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными организациями (включая негосударственные), имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности. В соответствии с пунктом 2 статьи 130 Гражданского кодекса РФ деньги признаются движимым имуществом.

Таким образом, если образовательная организация, имеющая лицензию на право ведения образовательной деятельности, получит безвозмездно от физических лиц денежные средства на ведение уставной деятельности или иное имущество, то стоимость этого имущества не будет учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии использования его в строгом соответствии с его уставными задачами и в целях, предусмотренных пожертвованием. Организация должна вести обособленный учёт всех операций по использованию безвозмездных поступлений.

Аргумент об экономии на страховых взносах при выплате вознаграждений физическим лицам за счёт поступивших благотворительных взносов не убедителен. С учётом выросших заработных плат и регрессивной шкалы страховых взносов расходы на страховые взносы можно также минимизировать. Главное — правильно выбрать период выплаты вознаграждения. После достижения определённой суммы совокупного дохода физического лица в текущем финансовом году (в 2015 г. — 711 000,00 рублей) организация имеет право применить пониженную тарифную ставку — 10%. Обратим внимание, что до достижения предельной суммы совокупный объём взносов для обычных организаций составляет 30% (22% — ПФР, 2,9% — ФСС, 5,1% — ФФОМС). Часть выплат работникам страховыми взносами не облагается (материальная помощь в размере до 4000 рублей, материальная помощь в связи с рождением ребёнка до 50000 рублей, возмещение расходов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников и т. д.).

Кроме того, образовательные организации, которые работают с благотворительными фондами оплачивают определённый процент от суммы поступлений самому фонду. Размер оплаты услуг может достигать до 30% от общего объёма поступлений. На сколько выгодно организации терять такие проценты — решайте сами!

Таким образом, любая благотворительная деятельность, пожертвования или спонсорство должны быть правильно юридически оформлены и иметь свой учёт в любой образовательной организации. Ради справедливости надо отметить, что ни коем образом оказание или неоказание благотворительной помощи не может влиять на приём и обучение детей в образовательной организации, запрещено оказывать принуждение со стороны работников организаций к перечислению родителями (законными представителями) благотворительной помощи. Запрещается сбор благотворительных взносов в виде наличных денежных средств работниками организации и вовлечение детей в финансовые отношения между их законными представителями и образовательной организацией. Добровольная помощь, оказываемая образовательным организациям, имеет полное право на своё существование и в какой-то степени она характеризует желание родителей, выпускников отблагодарить образовательную организацию (школу, детский сад) за всё то, что им дали за годы обучения.

Вернёмся к «поборам» и их видам. Самые распространёнными на сегодняшний день остаются сборы средств на покупку учебников (учебных пособий) и ремонт зданий образовательных организаций. Указанные статьи расходов финансируются из бюджета. Покупка учебников для реализации образовательных стандартов осуществляется за счёт средств бюджета и этого обязательства, которые закреплены на федеральном уровне. Так в статье 8 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования"Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, является полномочием субъекта РФ. Подпунктом 10 отдельно зафиксировано, что к их полномочиям относится организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ.

изображениеК сведению. Если в образовательной организации было принято решение на родительском собрании (по инициативе родителей или учителя-предметника) о покупке дополнительных учебных пособий или учебников, которые выходят за рамки школьной программы и являются необходимыми для учебного процесса (особенно это актуально в классах углублённого изучения отдельных предметов, лицейских, гимназических, профильных классах), но при этом учебник из федерально перечня учащемуся образовательной организацией предоставлен бесплатно, то при принятом решении родительским комитетом класса (родительским собранием класса и т. д.), которое оформлено протоколом, то это не будет считаться нарушением закона. В связи с этим, прежде чем жаловаться на незаконные сборы денежных средств на учебники, выясните — а на какие учебники (учебные пособия) осуществляется сбор этих средств.

В статье 10 № 273-ФЗ закреплено обязательство за муниципальными органами власти — обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Что же касается расходов на другие цели (на охрану, рабочие тетради и другие пособия не в рамках общеобразовательной программы, финансируемой из бюджета, на экскурсии, кино и другие мероприятия, на оплату дополнительных платных курсов, на питание), то это осуществляется действительно за счет средств родителей. Услуги эти предоставляются на добровольной основе: есть средства — пользуйся, нет — никто тебя не заставит. Вменять в обязанность пользоваться ими незаконно, под каким бы соусом это ни подавалось. Главное — все надо правильно оформлять. Можно поинтересоваться в статьях расходов местных бюджетов на что ещё выделяются средства образовательным организациям. Например, вопросы безопасности образовательных организаций (охрана) в г. Москве давно уже перешли на бюджетное финансирование и если кто-то ещё просит деньги «на охрану», то это незаконно.

Существует ли документ, в котором можно посмотреть доходы и расходы образовательной организации? Документ существует и называется он план финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) для бюджетных и автономных организаций, смета — для казённых. Данный документ размещается на сайте образовательной организации. Именно в нём прописываются все статьи доходов и расходов образовательной организации, причём ПФХД может корректироваться образовательной организацией в течение года, если возникли какие-либо непредвиденные расходы. Кроме того, образовательным организациям из бюджета могут быть перечислены целевые субсидии на ремонтные работы, закупку оборудования.

Помогать или нет образовательной организации — это личный вопрос каждого, но всё должно иметь законные основания и юридически грамотно оформлено. В финансовых вопросах доверие и прозрачность — залог успеха.


 

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 14

  • фото
    Cветлана Владимировна 21 мая 2015

    В нашей школе прошло родительское собрание будущих первоклассников. Нам сказали, что за счёт наших средств потребуется покупать пособия на печатной основе. На сколько законно собирать деньги на такие пособия или их должны предоставить нам за счёт средств государства? Заранее спасибо за ответ.

    • фото
      Александр Звягин 21 мая 2015

      Светлана Владимировна, тетради на печатной основе (рабочие тетради) не входят в федеральный перечень учебных пособий (учебников), которые используются в учебном процессе. Следовательно, за счёт средств бюджета их никто не покупает. Вам предлагается принять решение об их использовании в учебном процессе (вероятно, что учитель пояснил их предназначение). Если родители согласны, то за счёт родительских средств покупаются такие рабочие тетради. Относительно сбора средств. Здесь Вы должны понимать, что Вы вправе самостоятельно купить данные пособия, т.к. они продаются в книжных магазинах. В таком случае Вам не придётся сдавать никаких средств. Если кто-то из родителей предлагает услугу по организованной закупке пособий, то это уже решать Вам!

  • фото
    Юлия Робертовна 03 июня 2015

    В нашей школе проводятся платные занятий по английскому языку, но оплату нас просят осуществлять путём оплаты взноса в благотворительный фонд. На сколько это законно?

  • фото
    Александр Звягин 03 июня 2015

    Юлия Робертовна, осуществлять оплату в благотворительный фонд в виде добровольного пожертвования за оказанные платные образовательные услуги незаконно! Платные образовательные услуги должны оплачиваться путём перечисления денежных средств на лицевой счёт школы и по факту предоставленных услуг, содержание которых оговаривается в договоре на их оказание.

  • фото
    Идель 04 ноября 2015

    Александр Сергеевич, с большим интересом прочитал вашу статью. По многим вопросам дали исчерпывающие ответы. Но возникает одна проблема. В школе, к сожалению, отсутствуют конкретные локальные акты, регламентирующие данную сферу. В инете все навалом, но сами понимаете, многие из них не отвечают требованиям ФЗ № 273. Вообщем собираю материалы по запросу прокуратуры. Есть протоколы род. собраний, где родители приняли решение о спонсорской помощи для ремонта кабинетов и подписи с ведомостью , кто сколько сдал. Александр Сергеевич, не могли бы вы дать ссылку к "правильным" Положениям, которые должны быть в школе( П. о род. комитете, собрании, благотворительной помощи. И можно ли обойтись без перечисления на счет школы, т.к. в деревне родители не хотят этим заниматься. Спасибо большое!

    • фото
      Александр Звягин 04 ноября 2015

      Идель! Таких "правильных" локальных актов просто не существует. Всё равно каждая организация должна делать всё конкретно под себя! Сбор наличных средств очень проблематичный вопрос, особенно, когда к этому привлекаются работники школы и (или) учащиеся. Потом как раз для той же прокуратуры устанете доказывать, что всё на самом "добровольно". В итоге как это делать - решать в итоге Вам!

  • фото
    Виктор Александрович 11 ноября 2015

    Александр Сергеевич, подскажите пож-ста. В нашей школе организована оплата питания через классных руководителей. Т.е. раз в неделю сдаем деньги классному руководителю на питание. Я предложил ввести оплату по картам, чтобы непосредственно сами дети платили по картам в школе в столовой через пос - терминал. Но мне отказали. Скажите, имеют ли право учителя собирать деньги на питание с родителей?

    • фото
      Александр Звягин 11 ноября 2015

      Виктор Александрович, с точки зрения законодательства - нет! Не имеют право классные руководители собирать деньги на питание, это лишь услуга, которые они оказывают, чтобы всё было организовано. На самом деле каждый ребёнок должен оплачивать эти услуги сам! Другое дело, если мы пожелаем выяснить причину "почему так, а не иначе это организовано". Как правило в столовых существует система предзаказа количества необходимых продуктов за несколько дней вперёд, поэтому, если ребёнок Ваш сегодня не будет кушать, а на него сделан заказ, то кто это будет оплачивать? Ребёнок не захотел и не поел, решил купить булочку, а не полноценный обед, потратил на другие нужды, а работники столовой остаются с неиспользованной продукцией. А куда им это девать? Отсюда и возникает эта ситуация, когда классные руководители вынуждены заранее собирать деньги и централизованно от класса оплачивать питание детей. Поверьте мне - они сами это не рады, но вынуждены делать. В любом случае всё нужно решать в школе!

  • фото
    Аида 27 января 2017

    Здравствуйте Александр, меня интересует вопрос о необходимом стаже учителя на получение им звания почетного работника общего образования Рф

    • фото
      Александр Звягин 27 января 2017

      Аида, извините, но какое отношение данный вопрос имеет к моей публикации о благотворительной деятельности? По сути вопроса, несмотря на не соответствие адресности: не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности, указанной в пункте 1.3 настоящего Положения, в том числе 5 лет в представляющей к награждению организации (органе) - для присвоения почетных званий "Почетный работник сферы образования Российской Федерации", "Почетный работник науки и техники Российской Федерации", "Почетный работник сферы воспитания детей и молодежи Российской Федерации". Это цитата из документа. Смотрите приказ Минобрнауки РФ от 26.09.2016 N 1223

  • фото
    Ксения 15 марта 2017

    Александр Сергеевич, добрый вечер! Помогите разобраться в следующей ситуации: Нас, учителей, обязывают провести благотворительную ярмарку, чтобы потом перечислить на счет девочке, нуждающейся в лечении. Никаких благотворительных фондов при школе, положений при родительском комитете у нас нет. Также в Уставе школы не написано, что нам разрешается заниматься благотворительностью.Я как классный руководитель должна донести информацию до родителей, что им с ребенком надо принести выпечку и поделку, а во время ярмарки это продать. Пожалуйста, проясните ситуацию. Законно ли всё это?

    • фото
      Александр Звягин 15 марта 2017

      Ксения, с точки зрения закона - всё это незаконно, т.к. в Уставе школы явно нет такого вида деятельности как торговля (продажа) чего-либо, изготовленного детьми (их законными представителями). С человеческой точки зрения - суть акции понятна: всё что заработали - перечисляем на определённый счёт конкретному ребёнку.

  • фото
    Александр Петрович 21 августа 2018

    Александр Сергеевич доброго вам времени суток! Мог ли бы Вы дополнить вашу статью в следующем ключе, какой механизм будет считаться законным для организации централизованных сборов средств для оплаты невключенный в обязательный перечень минимума - я говорю о питании, проезде, посещении театров, кино, турпоездок и походов, олимпиад и спортивных турниров и другого. Что бы при этом эти взносы могли быть учтены при социальном налоговом вычете 13%. Возможно создать при школе или муниципалитете целевую некоммерческую организацию к примеру "Родительскийфонд"(фонд, АНО, ОО, НКО и т.д), и имеет ли она права будет взносы родителей тратить на вышеуказанные мероприятия или это будет не законные траты, это первый вопрос. И второй есть ли пример учебных заведений или муниципалитетов который уже организовали у себя качественный подход - комплексный, для возврада НДФЛ 13% в качестве соц вычета! Спасибо за развернутый ответ!

    • фото
      Александр Звягин 21 августа 2018

      Александр Петрович, с учётом редакционной политики сообщаю, что мы не расширяем формат уже опубликованной статьи. Относительно Вашего вопроса сообщаю, что создание таких фондов при образовательной организации допустимо, если это отражено в Уставе и не запрещено со стороны Учредителя. Попечительские советы никто не отменял (опять же, если не возражает Учредитель).