Признаки трудовых отношений при заключении гражданско-правового договора. Что необходимо учесть при заключении такого договора с педагогическим работником, привлекаемым к реализации образовательных программ?

В выпуске от 15.08.2018 рассматривался вопрос о возможности реализации образовательных программ, если человек (исполнитель) привлекается к её реализации путём заключения гражданско-правового договора, а не трудового. В публикации было отмечено, что преследуя цель «ухода от налогов», которые выплачиваются работодателем на начисляемую заработную плату, экономии средств на социальные гарантии (оплата больничных листов, отпускных и т. д.), показателей средней месячной заработной платы штатных работников и т. п., руководитель образовательной организации должен понимать все риски, которые вырисовываются при использовании гражданско-правового договора на оказание услуг вместо трудового договора как в части нарушения требований федерального законодательства в сфере образования, так и в сфере труда. Необходимо понимать и всю меру ответственности, которая может наступить, если при реализации конкретной образовательной программы (как основной, так и дополнительной), например, произойдёт несчастный случай с обучающимся, то привлечь к ответственности человека, который с юридической точки зрения не является работником (не говоря уже о «педагогическом работнике»), не представляется возможным. У такого «работника» нет должностной инструкции, в которой что-то вменено в обязанности, а если это отражено в гражданско-правовом договоре, то заключение такого договора с явными признаками трудового договора будет незаконным.
В публикации рассмотрены спорные моменты и «пробуксовки» в законодательном поле. Ну хорошо, если проверяющий пришёл в образовательную организацию из Управления надзора и контроля в сфере образования, а если это инспектор государственной инспекции по труду? Для специалиста в области трудового права не составит труда «высветить» признаки трудового договора в заключенном гражданско-правовом договоре на оказание услуг по реализации образовательных программ.

В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным или трудовым договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

?

Заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

Важно! Если Исполнитель по договору (в силу своих интересов) или инспектор ГИТ докажут, что реально «на лицо» выполнение трудовых функций, то договор переквалифицируют в трудовой со всеми вытекающими (оплата страховых взносов, предоставление ежегодного отпуска и т. п.), но и административной ответственностью.

?

Кодекс административных правонарушений (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ) гласит: уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц — в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на работодателя — от 50 000 до 100 000 руб.

За повторное нарушение штраф для организации вырастет до 200 000 руб., а руководитель может быть дисквалифицирован на срок от одного года до трех лет.

И если всё же хочется уйти от трудового договора к гражданско-правовому для оказания услуг по реализации образовательных программ. Что нужно учитывать руководителю образовательной организации?

изображение Обратимся к тексту Рекомендаций Международной организации труда «О трудовом правоотношении» [рус., англ.] (Принята в г. Женеве 15.06.2006 на 95-ой сессии Генеральной конференции МОТ) (далее — Рекомендации). В статье 13 Рекомендаций сказано, что «Государства-члены должны предусмотреть возможность определения в своих законодательных и нормативных правовых актах, либо иными средствами, конкретных признаков существования трудового правоотношения. К таким признакам могли бы относиться следующие элементы:

a) тот факт, что работа:

  • выполняется в соответствии с указаниями и под контролем другой стороны;
  • предполагает интеграцию работника в организационную структуру предприятия;
  • выполняется исключительно или главным образом в интересах другого лица;
  • выполняется лично работником;
  • выполняется в соответствии с определенным графиком или на рабочем месте, которое указывается или согласовывается стороной, заказавшей ее;
  • имеет определенную продолжительность и подразумевает определенную преемственность;
  • требует присутствия работника;
  • предполагает предоставление инструментов, материалов и механизмов стороной, заказавшей работу;

b) периодическая выплата вознаграждения работнику;

  • тот факт, что данное вознаграждение является единственным или основным источником доходов работника;
  • осуществление оплаты труда в натуральном выражении путем предоставления работнику, к примеру, пищевых продуктов, жилья или транспортных средств;
  • признание таких прав, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск;
  • оплата стороной, заказавшей проведение работ, поездок, предпринимаемых работником в целях выполнения работы;
  • или то, что работник не несет финансового риска».

Кроме того, не забываем об определении трудовых отношений, согласно статье 15 Трудового Кодекса Российской Федерации (определение представлено выше по тексту).

изображение Безусловно, что инспектор государственной инспекции труда может и не знать всех тонкостей федерального законодательства в сфере образования, но всё же напомним для руководителей образовательных организаций и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, что образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ, а непосредственной реализацией образовательных программы занимаются педагогические работники. В свою очередь педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Заслуживает внимание Письмо Минпросвещения России от 16.07.2019 № Пз-741/06 «О направлении разъяснений» (вместе с «Разъяснениями по вопросу оформления трудовых отношений с педагогическими, медицинскими работниками, вожатыми и руководителями организаций отдыха детей и их оздоровления, в том числе по совместительству»), в котором указано, что договор гражданско-правового характера направлен на оказание каких-либо услуг в определенной сфере деятельности и его применение возможно в том случае, когда договор подряда либо возмездного оказания услуг заключается для выполнения определенного вида работы, результат которой подрядчик или исполнитель обязан сдать, а заказчик принять и оплатить. Следовательно, целью договора подряда либо возмездного оказания услуг является не выполнение работы как таковой, а получение результата, который может быть передан заказчику.

Таким образом, деятельность педагогического работника предполагает выполнение определенных трудовых обязанностей в определенной должности (соблюдение расписания занятий, правил внутреннего трудового распорядка и так далее) и не может быть оформлена по гражданско-правовому договору.

pen

Особого внимания заслуживает вопрос оплаты оказанных услуг. Обязательным условием трудового договора является условие об оплате труда (ст. 57 ТК РФ). Работодатель обязан выплачивать заработную плату не реже чем каждые полмесяца (ч. 6 ст. 136 ТК РФ). И если лицу ежемесячно в одно и то же время будет выплачиваться сумма, не зависящая от объема и вида выполняемой работы, это однозначно будет признаком трудовых отношений.

Необходимо отметить, что кроме регулярности оплаты, есть еще несколько признаков, указывающих, что отношения трудовые:

  • использование при оплате тарифных ставок;
  • отражение оплаты в учете как заработной платы;
  • перечисление вознаграждения одновременно с заработной платой, если Исполнитель трудится у Заказчика в качестве работника по трудовому договору (основная работа или по совместительству);
  • выдача расчетных листков.

В связи с этим, настоятельно рекомендуем проанализировать все указанные признаки трудовых отношений и наличие их в гражданско-правовых договор на оказание услуг по реализации образовательных программ, особенно это касается платных образовательных услуг.
Использовать такую форма договора или нет для реализации образовательных программ — личное решение и личная ответственность руководителя организации.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0