Реализация основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) впервые появилась новая форма реализации образовательных программ — сетевая форма. Необходимо отметить, что в декабре 2019 года статья 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» претерпела существенные изменения. Актуальное содержание статьи 15 Закона (важно, что данная редакция будет действовать только до 19 июля 2020 года):

1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее — сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

3. В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Содержание данной статьи с 20 июля 2020 года существенно изменится (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

1. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.

2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, и в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид, уровень и (или) направленность) (при реализации части образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами), выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора.

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ и примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

4. Использование имущества государственных и муниципальных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, при сетевой форме реализации образовательных программ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой форме реализации образовательных программ.

Возможность реализации основных общеобразовательных и дополнительных общеобразовательных программ (далее — образовательные программы) в сетевой форме установлена частью 1 статьи 13 и статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).

В июне 2019 года Минпросвещения России утвердило «Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме» (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 N МР-81/02вн).

В методических рекомендациях указано, что в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» устанавливает цель вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

изображение Федеральным проектом «Современная школа» национального проекта «Образование» предусмотрено, что к концу 2024 года не менее чем 70% общеобразовательных организаций будут реализовывать образовательные программы в сетевой форме в целях повышения эффективности использования инфраструктуры и кадрового потенциала системы образования и расширения возможностей детей в освоении программ общего образования.

Актуальность сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и иных организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места, в том числе детских технопарков «Кванториум» (далее — организации-партнеры), обусловлена проведенной в 2018 г. инвентаризацией ресурсов организаций дополнительного образования детей в 20 субъектах Российской Федерации. Эффективность использования имеющихся материально-технических и инфраструктурных ресурсов организаций может быть повышена путем более активного использования системы сетевого взаимодействия между организациями.

Также приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 286 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015» (далее — Порядок) внесены изменения в Порядок, предусматривающие возможность реализации образовательными организациями образовательных программ посредством сетевой формы с привлечением ресурсов организаций, обладающих соответствующим оборудованием, материально-техническим, кадровым и финансовым обеспечением по обязательным учебным предметам предметной области «Технология» и других предметных областей.

Организация сетевой формы реализации образовательных программ направлена на решение ряда целей и задач, стоящих перед современной системой образования, таких как:

  • повышение качества образования с учетом возможности использования как инновационного оборудования и другого материально-технического, инфраструктурного обеспечения организаций — участников сетевого взаимодействия, так и высококвалифицированного кадрового состава;
  • улучшение образовательных результатов обучающихся;
  • повышение эффективности использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов как образовательных, так и иных организаций — участников сетевого взаимодействия;
  • рациональное использование финансовых средств за счет объединения нескольких организаций над решением общей цели и задачи, отвечающей интересам всех участников взаимодействия;
  • повышение вариативности образовательных программ, в том числе дополнительных общеобразовательных программ;
  • формирование системы кадрового обеспечения организаций — участников сетевого взаимодействия, включающей непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников.

изображение При реализации образовательных программ в сетевой форме общеобразовательная организация обеспечивает размещение на своем официальном сайте информации об образовательных программах, реализуемых в сетевой форме (отдельных учебных предметах предметных областей), и организациях-партнерах с приложением соответствующих договоров о сетевой форме реализации образовательных программ.

Правоотношения организаций — участников сетевого взаимодействия при использовании ресурсов (инфраструктурных, материально-технических, кадровых и интеллектуальных) оформляются путем заключения договоров, соглашений, контрактов, трудовых договоров в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации соответственно. Разъяснения по данным вариантам сетевого взаимодействия даны в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N АК-2563/05 «О методических рекомендациях».

pen

В методических рекомендациях по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме рассмотрены следующие вопросы, к которым хотелось бы привлечь внимание руководителей образовательных организаций:

  • принципы и условия реализации образовательных программ в сетевой форме;
  • организационное и материально-техническое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме;
  • финансовое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме;
  • нормативно-правовое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме;
  • кадровое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме;
  • общие требования к формам и методам обучения, а также к совместным образовательным программам, реализуемым в сетевой форме.

В приложениях к Письму имеются примерные формы локальных актов для образовательной организации, рекомендованные к использованию при реализации программ в сетевой форме.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 11

  • фото
    Елена Владимировна 15.02.2020

    Здравствуйте!В нашей школе работает нацпроект «Самбо в школу» за счёт часов внеурочн.деятельности.Условий,а именно татами, у нас нет, мы вынуждены водить детей на тренировку 2 раза в неделю в спортивный зал ближайшего учебного заведения по времени это около 7- 10 минут в любую погоду,через 1,5 ч.их забирать.Скажите,пожалуйста, кто должен сопровождать детей, если кл. руководитель за эти часы не получает, дополнительного вознаграждения не имеет ? Допустима ли нагрузка для мл. школьника :23 ч.уроков, 4 внеурочки, да ещё 2 раза в неделю занятий самбо по 1,5 часа? Всё это в обязательном порядке! Имеет ли права администрация школы вменять любые обязанности кл. руководителю? Спасибо!

    • фото
      Александр Звягин 17.02.2020

      Елена Владимировна, выполнение любой работы оплачивается, должностные обязанности в обязательном порядке зафиксированы в должностной инструкции. Количество уроков зафиксировано в СанПиН. Их количество в неделю не превышает установленных норм.

  • фото
    Елена 16.02.2020

    Здравствуйте! Разъясните , пожалуйста , может ли учитель с квалификацией « педагог по обучению лиц с ОВЗ « работать с учащимися с умственной отсталостью? Спасибо!

    • фото
      Александр Звягин 17.02.2020

      Елена, не могу предоставить Вам ответа на Ваш вопрос, т.к. не специализируюсь на вопросах обучения детей с ОВЗ.

  • фото
    Елена 16.02.2020

    Уточнение к предыдущему вопросу: ребёнок обучается на дому по индивидуальной программе , родители не возражают , чтобы его обучала именно я . Спасибо !

    • фото
      Александр Звягин 17.02.2020

      Ответил выше.

  • фото
    Гульнара 21.02.2020

    Добрый день Александр Сергеевич. Наш колледж планирует перейти на пятидневку. Подскажите механизм перехода, нужно ли сначала получить согласие Учредителя?

    • фото
      Александр Звягин 21.02.2020

      Гульнара, поскольку в данном случае речь идёт о реализации образовательной программы (режимные моменты именно там и заложены), то на основании 273-ФЗ ст. 28 к компетенции образовательной организации относится разработка образовательной программы, т.е. переход на 5-ти дневку - это решение образовательной организации.

  • фото
    Евгения 07.09.2020

    Подскажите, пжта, по вопросу наличия адреса в лицензии в рамках сетевого взаимодействия. Специалисты говорят, что Законом № 403-ФЗ уточнено, что места осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ в приложении к лицензии не указываются. Но я читаю ст. 15 Закона № 403-ФЗ "Сетевая форма реализации образовательных программ" и не вижу там подтверждения того, что школе, приводящей к нам своих учеников для реализации модуля "Робототехника" основной программы "Технология", не нужен наш адрес в лицензии. Проясните, пжта, данную ситуацию

    • фото
      Александр Звягин 07.09.2020

      Евгения, смотрим статью 91 273-ФЗ. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения, мест осуществления образовательной деятельности при использовании сетевой формы реализации образовательных программ, мест проведения практики, практической подготовки обучающихся, государственной итоговой аттестации. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

  • фото
    Евгения 09.09.2020

    Большое спасибо за информацию!