Реализация основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме

В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон) впервые появилась новая форма реализации образовательных программ — сетевая форма. Необходимо отметить, что в декабре 2019 года статья 15 «Сетевая форма реализации образовательных программ» претерпела существенные изменения. Актуальное содержание статьи 15 Закона (важно, что данная редакция будет действовать только до 19 июля 2020 года):

1. Сетевая форма реализации образовательных программ (далее — сетевая форма) обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

3. В договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:

1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;

2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;

3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;

4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;

5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.

Содержание данной статьи с 20 июля 2020 года существенно изменится (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 403-ФЗ)

Статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ

1. Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образовательных программ и (или) отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различных вида, уровня и (или) направленности), с использованием сетевой формы реализации образовательных программ наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления образовательной деятельности по соответствующей образовательной программе.

2. Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора, который заключается между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, и в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид, уровень и (или) направленность) (при реализации части образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных компонентов, предусмотренных образовательными программами), выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора.

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ и примерная форма договора о сетевой форме реализации образовательных программ утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

4. Использование имущества государственных и муниципальных организаций организациями, осуществляющими образовательную деятельность, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, при сетевой форме реализации образовательных программ осуществляется на безвозмездной основе, если иное не установлено договором о сетевой форме реализации образовательных программ.

Возможность реализации основных общеобразовательных и дополнительных общеобразовательных программ (далее — образовательные программы) в сетевой форме установлена частью 1 статьи 13 и статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).

В июне 2019 года Минпросвещения России утвердило «Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по вопросам реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме» (утв. Минпросвещения России 28.06.2019 N МР-81/02вн).

В методических рекомендациях указано, что в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать научные организации, медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» устанавливает цель вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

изображение Федеральным проектом «Современная школа» национального проекта «Образование» предусмотрено, что к концу 2024 года не менее чем 70% общеобразовательных организаций будут реализовывать образовательные программы в сетевой форме в целях повышения эффективности использования инфраструктуры и кадрового потенциала системы образования и расширения возможностей детей в освоении программ общего образования.

Актуальность сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования и иных организаций, имеющих высокооснащенные ученико-места, в том числе детских технопарков «Кванториум» (далее — организации-партнеры), обусловлена проведенной в 2018 г. инвентаризацией ресурсов организаций дополнительного образования детей в 20 субъектах Российской Федерации. Эффективность использования имеющихся материально-технических и инфраструктурных ресурсов организаций может быть повышена путем более активного использования системы сетевого взаимодействия между организациями.

Также приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 286 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015» (далее — Порядок) внесены изменения в Порядок, предусматривающие возможность реализации образовательными организациями образовательных программ посредством сетевой формы с привлечением ресурсов организаций, обладающих соответствующим оборудованием, материально-техническим, кадровым и финансовым обеспечением по обязательным учебным предметам предметной области «Технология» и других предметных областей.

Организация сетевой формы реализации образовательных программ направлена на решение ряда целей и задач, стоящих перед современной системой образования, таких как:

  • повышение качества образования с учетом возможности использования как инновационного оборудования и другого материально-технического, инфраструктурного обеспечения организаций — участников сетевого взаимодействия, так и высококвалифицированного кадрового состава;
  • улучшение образовательных результатов обучающихся;
  • повышение эффективности использования имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов как образовательных, так и иных организаций — участников сетевого взаимодействия;
  • рациональное использование финансовых средств за счет объединения нескольких организаций над решением общей цели и задачи, отвечающей интересам всех участников взаимодействия;
  • повышение вариативности образовательных программ, в том числе дополнительных общеобразовательных программ;
  • формирование системы кадрового обеспечения организаций — участников сетевого взаимодействия, включающей непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников.

изображение При реализации образовательных программ в сетевой форме общеобразовательная организация обеспечивает размещение на своем официальном сайте информации об образовательных программах, реализуемых в сетевой форме (отдельных учебных предметах предметных областей), и организациях-партнерах с приложением соответствующих договоров о сетевой форме реализации образовательных программ.

Правоотношения организаций — участников сетевого взаимодействия при использовании ресурсов (инфраструктурных, материально-технических, кадровых и интеллектуальных) оформляются путем заключения договоров, соглашений, контрактов, трудовых договоров в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации соответственно. Разъяснения по данным вариантам сетевого взаимодействия даны в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. N АК-2563/05 «О методических рекомендациях».

pen

В методических рекомендациях по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме рассмотрены следующие вопросы, к которым хотелось бы привлечь внимание руководителей образовательных организаций:

  • принципы и условия реализации образовательных программ в сетевой форме;
  • организационное и материально-техническое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме;
  • финансовое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме;
  • нормативно-правовое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме;
  • кадровое обеспечение реализации образовательных программ в сетевой форме;
  • общие требования к формам и методам обучения, а также к совместным образовательным программам, реализуемым в сетевой форме.

В приложениях к Письму имеются примерные формы локальных актов для образовательной организации, рекомендованные к использованию при реализации программ в сетевой форме.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 8

  • фото
    Елена Владимировна 15.02.2020

    Здравствуйте!В нашей школе работает нацпроект «Самбо в школу» за счёт часов внеурочн.деятельности.Условий,а именно татами, у нас нет, мы вынуждены водить детей на тренировку 2 раза в неделю в спортивный зал ближайшего учебного заведения по времени это около 7- 10 минут в любую погоду,через 1,5 ч.их забирать.Скажите,пожалуйста, кто должен сопровождать детей, если кл. руководитель за эти часы не получает, дополнительного вознаграждения не имеет ? Допустима ли нагрузка для мл. школьника :23 ч.уроков, 4 внеурочки, да ещё 2 раза в неделю занятий самбо по 1,5 часа? Всё это в обязательном порядке! Имеет ли права администрация школы вменять любые обязанности кл. руководителю? Спасибо!

    • фото
      Александр Звягин 17.02.2020

      Елена Владимировна, выполнение любой работы оплачивается, должностные обязанности в обязательном порядке зафиксированы в должностной инструкции. Количество уроков зафиксировано в СанПиН. Их количество в неделю не превышает установленных норм.

  • фото
    Елена 16.02.2020

    Здравствуйте! Разъясните , пожалуйста , может ли учитель с квалификацией « педагог по обучению лиц с ОВЗ « работать с учащимися с умственной отсталостью? Спасибо!

    • фото
      Александр Звягин 17.02.2020

      Елена, не могу предоставить Вам ответа на Ваш вопрос, т.к. не специализируюсь на вопросах обучения детей с ОВЗ.

  • фото
    Елена 16.02.2020

    Уточнение к предыдущему вопросу: ребёнок обучается на дому по индивидуальной программе , родители не возражают , чтобы его обучала именно я . Спасибо !

    • фото
      Александр Звягин 17.02.2020

      Ответил выше.

  • фото
    Гульнара 21.02.2020

    Добрый день Александр Сергеевич. Наш колледж планирует перейти на пятидневку. Подскажите механизм перехода, нужно ли сначала получить согласие Учредителя?

    • фото
      Александр Звягин 21.02.2020

      Гульнара, поскольку в данном случае речь идёт о реализации образовательной программы (режимные моменты именно там и заложены), то на основании 273-ФЗ ст. 28 к компетенции образовательной организации относится разработка образовательной программы, т.е. переход на 5-ти дневку - это решение образовательной организации.