Сроки проведения специальной оценки условий труда истекают 31 декабря 2018 года

Специальная оценка условий труда (СОУТ) была введена федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Закон вступил в силу 1 января 2014 года. Ранее проводилась аттестация рабочих мест, результаты которой признавались действительными, если срок их действия не истёк (аттестация проводилась 1 раз в пять лет). Таким образом, 31 декабря 2018 года ни в одной организации РФ не останется актуальных результатов аттестации рабочих мест. На 1 января 2019 года у всех юридических лиц должны быть актуальные результаты специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

изображениеОбразовательные организации не подпадают под какие-либо исключения и (или) ограничения по вопросам проведения специальной оценки условий труда. Таким образом, во всех образовательных организациях на 1 января 2019 года в обязательном порядке должны быть действующие актуальные результаты специальной оценки условий труда. Если в организации таковых нет, то необходимо в срочном порядке приступить к данной процедуре, в противном случае организацию можно будет привлечь к ответственности.

Какие обязательства предписаны работодателю по вопросу проведения СОУТ? В статье 4 настоящего федерального закона указано следующее.

1. Работодатель вправе:

1) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, обоснования результатов ее проведения;

2) проводить внеплановую специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

3) требовать от организации, проводящей специальную оценку условий труда, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям, установленным статьей 19 настоящего Федерального закона;

4) обжаловать в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда.

2. Работодатель обязан:

1) обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона;

2) предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в части 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений);

3) не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения;

4) ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

5) давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте;

6) реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.

Какова последовательность действий образовательной организации при проведении специальной оценки условий труда? Необходимо создать комиссию из своего представителя, специалиста по охране труда и уполномоченного от первичной профорганизации (иного органа работников образовательной организации). Это минимальный необходимый состав. Число членов может быть больше, но оно должно оставаться нечётным. Состав и порядок деятельности комиссии обязательно фиксируется приказом по организации. Комиссия по СОУТ должна утвердить перечень рабочих мест.

Самое важное на этом этапе — указать рабочие места, которые имеют схожие характеристики (аналогичные рабочие места). Принцип такой же, как и при аттестации рабочих мест. Из числа таких рабочих мест можно оценить только 20% (но не менее двух мест), что позволит существенно снизить расходы. Определите график проведения специальной оценки условий труда. Подготовьте для специализированной организации документы, характеризующие условия труда: технологическую документацию, документацию на оборудование и сырье, должностные инструкции.

С кем заключать договор на СОУТ? Важно знать, что выбирать подрядчика на оказание услуг по проведению СОУТ нужно из реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, т. е. организаций, имеющих право проводить СОУТ. Проверить такие организации достаточно легко с помощью реестра Минтруда на сайте. Если организации нет в реестре, то не заключайте с ней договор на проведение СОУТ — результаты будут недействительны, а вы израсходуете бюджетные средства нецелевым образом! Как только Вы заключите договор на проведение СОУТ, фактически все остальные действия данной процедуры будут за Исполнителем по договору. Образовательной организации будет необходимо лишь предоставить доступ к рабочим местам, подлежащих специальной оценке условий труда.

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о её проведении, в который включаются следующие результаты проведения специальной оценки условий труда:

1) сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным статьей 19 настоящего Федерального закона требованиям;

2) перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;

3) карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;

4) протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;

5) протокол оценки эффективности применяемых работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном техническим регламентом, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки);

6) протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона (при наличии такого решения);

7) сводная ведомость специальной оценки условий труда;

8) перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;

9) заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

?

Обратите внимание! Отчёт о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету.

изображениеРаботодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда обязан уведомить об этом организацию, проводившую специальную оценку условий труда, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о проведении специальной оценки условий труда заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью. При наличии в отчете о проведении специальной оценки условий труда сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, направление копии указанного отчета осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Работодатель с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и об иной охраняемой законом тайне организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда, в срок не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Таким образом, на официальном сайте образовательной организации по результатам СОУТ в обязательном порядке необходимо разместить два документа: сводный протокол результатов СОУТ и перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников (даже если этот перечень по результатам СОУТ не будет содержать рекомендаций). Законодатель не предписывает конкретного месторасположения данных документов на сайте. На наш взгляд логично данные документы разместить в разделе «Документы», т. к. проверяющие уполномоченные лица с большой долей вероятности именно в документах будут искать результаты СОУТ.

Важно! Сам факт неразмещения документов по результатам СОУТ на официальном сайте образовательной организации является предметом привлечения к административной ответственности, даже если СОУТ проведена! Проверьте — размещены ли два обязательных документа на сайте вашей организации.

изображениеКодексом административных правонарушений предусмотрена ответственность (п. 2 ст. 5.27.1. «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации»): нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение — 

  • влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10000 рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5000 до 10000 рублей;
  • на юридических лиц от 60000 до 80000 рублей.

Результаты проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее — информационная система учета), за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.

К сведению. Поскольку результаты СОУТ передаются в государственный реестр, то становится очевидным факт предельно прозрачного контроля со стороны надзорных органов (государственной инспекции труда). Если существует юридическое лицо, следовательно, должна быть проведена специальная оценка условий труда, результаты которой должны быть в обязательном порядке отражены в едином реестре. Инспектору даже нет необходимости приходить в образовательную организацию с проверкой — достаточно заглянуть в единый реестр. Если документов организации в нём нет, то либо СОУТ в организации вообще не проводили, либо нарушен порядок её проведения (не завершили процедур до конца). В любом случае — это уже не имеет значения. К ответственности всё равно привлекут!

Итак, до 31 декабря 2018 года во всех образовательных организациях должна быть проведена в полном объёме специальная оценка условий труда, результаты которой необходимо передать в ГИТ и разместить на официальном сайте организации.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0