Учебный план образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

Учебный план организации — документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Федеральным законом об образовании, формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план — неотъемлемая часть образовательной программы. Общие вопросы, которые касаются учебного плана образовательной организации, были рассмотрены в выпуске от 15.06.2015г. В данной публикации рассмотрим особенности учебного плана, требования к нему с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения.

Приказами Министерства образования и науки РФ утверждены стандарты:

— начального общего образования (приказ от 06.10.2009 г. № 373) (ФГОС НОО);

— основного общего образования (приказ от 17.12.2010 г. № 1897) (ФГОС ООО);

— среднего общего образования (приказ от 17.05.2012 г. № 413) (ФГОС СОО).

изображениеИз содержания стандартов следует, что стандарт является основой для разработки примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также является основой для организации образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих основную образовательную программу, независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

Каков порядок разработки примерных образовательных программ? Кто уполномочен их разрабатывать и проводить экспертизу? Ответы на данные вопросы можно найти в приказе Министерства образования и науки РФ от 28.05.2014 г. № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ». В данном приказе сказано, что одобренные примерные образовательные программы должны размещаться на сайте реестра http://fgosreestr.ru/ . Реестр примерных программ является государственной информационной системой, которая ведется на электронных носителях и функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими ее совместимость и взаимодействие с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями. Делаем вывод, что образовательные организации для разработки своей основной образовательной программы (с учётом уровня образования) за основу берут примерную образовательную программу, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. На сегодняшний день одобрены примерные программы для начального общего и основного общего образования; для среднего общего образования — в разработке. Переходя к рассмотрению вопроса формирования учебного плана и его структуры, сделаем выводы.

1. Примерные образовательные программы разрабатываются на основе ФГОС.

2. Основная образовательная программа любой организации, осуществляющей образовательную деятельность по начальному общему, основному общему, среднему общему образованию обязательно отвечает требованиям ФГОС и разрабатывается с учётом примерной образовательной программы.

3. Учебный план — обязательная часть образовательной программы.

Теперь рассмотрим особенности учебного плана образовательной организации с учётом новых стандартов. За основу учебного плана берётся примерный учебный план, который размещён в примерной образовательной программе по соответствующему уровню образования. Примерный учебный план образовательных организаций, реализующих образовательную программу начального общего, основного общего, среднего общего образования, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности.

Примерный учебный план:

  • фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
  • определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию;
  • распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам.

Примерный учебный план обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования, возможность обучения на государственных языках республик Российской Федерации и родном языке из числа языков народов Российской Федерации, возможность их изучения, а также устанавливает количество занятий.

?

Примерный учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть примерного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу (в соответствии с уровнем образования), и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения.

Часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.

Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, может быть использовано на:

  • увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
  • введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные;
  • другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.

В интересах детей с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Очень часто родители (законные представители) задают вопросы, которые связаны с обязательностью посещения учебных занятий, которые отражены в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Ответ однозначный — данные предметы (учебные курсы) обязательны для посещения.

изображениеНеобходимо так же указать на правильность формулировок в названиях частей учебного плана. Анализируя учебные планы образовательных организаций, часто встречается ошибка — «часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса». В статье 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» введено понятие — участники образовательных отношений — обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Данное несоответствие необходимо устранить.

Таким образом, учебный план состоит из двух частей — обязательной (требования ФГОС) и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются обязательными для учащихся. Кроме урочной деятельности существует и внеурочная. Основная образовательная программа общеобразовательной организации реализуется через урочную и внеурочную деятельность в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, т. е. внеурочная деятельность также направлена на реализацию основной образовательной программы. Главное её отличие — форма организации, которая отличается от классического урока. Основные вопросы внеурочной деятельности были рассмотрены в выпуске от 15.01.2016 г. От читателей блога поступали вопросы, в которых спрашивалось об обязательности посещения занятий внеурочной деятельности. Данный вопрос был адресован Министерству образования и науки РФ, на который был дан однозначный ответ о необходимости исполнения плана внеурочной деятельности, но при этом отмечено, что обучающимся предоставляется право на зачёт часов внеурочной деятельности, которые посещаются учащимся в других организациях, осуществляющих  образовательную деятельность.

Существуют ли ещё какие-либо особенности учебного плана как составной части образовательной программы с учётом ФГОС нового поколения? Да, существуют! И связаны они в первую очередь с углублённым изучением предметов. Ранее действующий закон «Об образовании», а также Типовое положение об общеобразовательной организации предоставляли право открывать в образовательных организациях лицейские, гимназические классы и т. д. на уровне основного общего образования. Теперь же всё обстоит иначе — все образовательные программы делятся лишь на два вида — общеобразовательные и адаптированные (адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц), а углублённый уровень изучения предметов по ФГОС реализуется только на уровне среднего образования (10–11(12) классы) в рамках профильного обучения. Это отнюдь не означает, что на уровне основного общего образования нельзя изучать тот или иной учебный предмет углублённо (в расширенном формате), законодательно это не запрещено! Именно для этого и предусмотрена та самая часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений. При этом нужно понимать, что ФГОС ООО не содержит требований к углублённому уровню изучения предметов, т.к. этого уровня просто не существует для основной школы. Таким образом любая образовательная организация на уровне основного общего образования сама решает - в какой форме и в каком объёме по содержанию будет реализовываться это углубление, однако государственную итоговую аттестацию в 9 классе все учащиеся будут сдавать по единым требованиям! Вот почему очень важно при выборе той или иной образовательной организации (продолжения обучения на другом уровне образования) внимательно ознакомиться с образовательной программой, в т. ч. с учебным планом (как урочной, так и внеурочной деятельности).

В заключении рассмотрим вопрос возможностей реализации учебного предмета физическая культура. Введение 3-х часового курса в своё время вызвало сокращение часов обязательной части учебного плана за счёт других предметов. На сегодняшний день в примерной образовательной программе основного общего образования сказано, что «каждая общеобразовательная организация самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя) с учетом законодательства Российской Федерации. При 5-дневной учебной неделе количество часов на физическую культуру составляет 2, третий час может быть реализован образовательной организацией за счет часов из части, формируемой участниками образовательных отношений и/или за счет посещения учащимися спортивных секций». Таким образом, образовательной организации предоставляется право самостоятельно решить данный вопрос.

Учебные планы могут быть разными в отношении различных классов одной параллели. Также могут создаваться комплексные учебные планы с учетом специфики реализуемых образовательных программ и наименований образовательных организаций (лицеи, гимназии, центры образования, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.). При составлении учебных планов не забываем о требованиях СанПиН!

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

КомментарииКомментариев: 64

  • фото
    Маргарита Попова 11 сентября 2016

    Здравствуйте, Александр Сергеевич.
    Вопрос связан с учебными планами.
    Ранее в обычных школах функционировали классы VII вида (для детей с задержкой психического развития. Учебный план разрабатывался с учетом Приказа Министерства образования РФ от 10 апреля 2002 г. N 29/2065-п "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ.
    На данный момент таких классов нет.
    На основании каких документов должен должен разрабатываться учебный план в классах, где 70-90 % учащихся имеют заключение ПМПК об обучении по адаптированным образовательным программам

  • фото
    Александр Звягин 12 сентября 2016

    Маргарита, указанный Вами приказ имеет статус действующего. Для первоклассников - по новым ФГОС (+ смотрим примерные образовательные программы), для всех остальных - пользуемся указанным приказом. На основании его и составляем учебный план.

  • фото
    Юлия 14 сентября 2016

    Здравствуйте, Александр! Прочитала Вашу публикацию и ответ Минобрнауки. И у меня все равно остались вопросы. Мой ребёнок (4 класс) помимо общеобразовательной школы занимается в музыкальной школе -8,5 часов в неделю (все дни, кроме среды). При этом сразу после муз.школы он идёт в общеобразовательную, то есть перерыва у него нет вообще. В общеобразовательной школе его на основании справки и моего заявления согласились освободить только от одного занятия по ВД - хоровое пение. Пояснили, что остальные занятия по ВД они за считать не могут. То есть ещё 4 часа ВД в неделю + 8,5 в муз.школе.
    Кроме того, мой ребёнок регулярно участвует во всех конкурсах и олимпиадах, днях здоровья, различных культурных мероприятиях, ходит в летний лагерь. То есть внеурочки у него и так навалом. На приведённые мной доводы о праве выбора форм и направлений ВД родителями обучающегося с учётом последних изменений в СанПин мне сказали, что я не правильно трактую эти документы и мой ребёнок обязан посещать всю ВД, за исключением хора. Законны ли требования школы? Законны ли требования школы? И ещё, кстати, план ВД мне так и не предоставили.

    • фото
      Александр Звягин 14 сентября 2016

      Юлия, внеурочная деятельность является обязательной частью образовательной программы образовательной организации. Внеурочную деятельность образовательная организация обязана организовать, но вот для детей она является добровольной. Об этом написано в документе: ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
      РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

      ПОСТАНОВЛЕНИЕ
      от 24 ноября 2015 г. N 81

      О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ N 3
      В САНПИН 2.4.2.2821-10 "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ
      ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ, СОДЕРЖАНИЯ
      В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ"
      Смотрите вторую сноску под таблицей №3 "Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и нерабочие праздничные дни. Внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений".

  • фото
    Юлия 14 сентября 2016

    Александр, спасибо за оперативный ответ. Этот документ я в школе тоже показывала, но они отмахнулись. Видимо, придётся идти выше.

    • фото
      Александр Звягин 14 сентября 2016

      Юлия, отмахиваться могут сколь угодно, но обязательность внеурочной деятельности для ребёнка Вам никто вменить не сможет. Это добровольное посещение, при том что Ваш ребёнок итак занят во внеурочной деятельности. Если нужно, то добивайтесь правды "выше"!

  • фото
    Ольга 19 сентября 2016

    Здравствуйте, Александр Сергеевич!
    Вопрос по учебному плану. В начальной школе продолжительность учебного года должна составлять не менее 34 недель, у нас в этом учебном году получается 33 недели и 4 дня, является ли это нарушением?

    • фото
      Александр Звягин 19 сентября 2016

      Ольга, учебной неделей считается даже та неделя, в которой был хотя бы один учебный день! Нет, нарушением это не считается!

  • фото
    Наталья 13 февраля 2017

    С "однозначным ответом" минобр РФ более менее понятно, а по количеству часов как быть: сколько нужно посещать часов ВУД одному учащемуся или иметь в зачет: хотя бы один, все по учебному плану или на усмотрение ОО в соответствии с локальным актом?

    • фото
      Александр Звягин 13 февраля 2017

      Наталья, я могу отвечать только на основании федеральных документов. Таких нормативов законодатель не установил.

  • фото
    Александр 12 марта 2017

    Здравствуйте, Александр Сергеевич. Скажите, пожалуйста, какой документ регламентирует обязательный объем часов изучаемых предметов (обязательная часть учебного плана) на уровне ФГОС ООО? Примерный учебный план основного общего образования, который представлен в Примерной ОП ООО, на сайте Общественной экспертизы нормативных документов в области образования в разделе вопросов и ответов http://edu.crowdexpert.ru/faq довольно вольно трактует этот примерный учебный план, если не сказать больше. Цитата: "Обратите внимание, что в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 года, количество часов для изучения предмета определяет образовательная организация, исходя из своих потребностей. К обсуждению представлен лишь примерный (рекомендуемый) вариант распределения часов. В разделе “Учебный план” Вы можете предложить собственный вариант распределения часов по предметам." Так как понимать эту ситуацию? У нас государство определяет строго тот объём недельной нагрузки по каждому предмету на уровне ФГОС ООО или каждая ОО делает что хочет? А как же тогда быть с тем, что это обязательный стандарт гособразования? Разъясните, пожалуйста, эту ситуацию.

    • фото
      Александр Звягин 13 марта 2017

      Александр, прочитайте публикацию http://edusev.ru/consultation/pravo/kakuyu_informaciyu_mozhno_poluchit_iz_uchebnogo_plana_obrazovatelnoj_organizacii Кроме того, никто не отменял Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 (ред. от 01.02.2012) "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".

  • фото
    Александр 13 марта 2017

    Александр Сергеевич, я прочел все публикации и на данном ресурсе, и на каких только возможно, но так и не получил внятного ответа на свой вопрос. Учебный план ФК ГОС вообще никаких вопросов по обязательной части не вызывает, а вот ФГОС ООО - один сплошной вопрос. Так обязательня часть примерного учебного плана ФГОС ООО является обязательной к исполнению или нет?

    • фото
      Александр Звягин 13 марта 2017

      Александр, на данный момент мы за основу берём приказ Минобрнауки РФ, о котором я Вам написал в предыдущем комментарии.

  • фото
    Александр 13 марта 2017

    Александр Сергеевич, цитирую Вас из статьи по ссылке: "На каждый учебный предмет в соответствии с основной образовательной программой Учебным планом предусматривается определенное количество часов (уроков) в неделю в зависимости от класса. Важно отметить, что образовательная организация не может уменьшать количество обязательных учебных предметов и часов, отводимых образовательными стандартами на изучение предметов на базовом или профильном уровнях и несет ответственность в случае нарушения этого требования." Судя по формулировке в последнем абзаце, это правило применимо к учебному плану ФК ГОС, а вот к ФГОС ООО непонятно, ибо нет в варианте ФГОС ООО базового и профильного уровней обучения.

    • фото
      Александр Звягин 13 марта 2017

      Александр, ответил выше - смотрим приказ Минобрнауки РФ.

  • фото
    Александр 13 марта 2017

    Александр Сергеевич, местные органы управления образования говорят, что действие приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 N 1312 (ред. от 01.02.2012) распространяется и остается в силе только для классов, продолжающих обучение по ФК ГОС (т.е. по БУП). Для подтверждения своих слов, прикрепляю весьма любопытную презентацию, обратите внимание на 38-й слайд! Какова там формулировка ответа!

    • фото
      Александр Звягин 13 марта 2017

      Александр, на сегодняшний день никто не отменял этого приказа. В стандартах речь идёт лишь о процентном соотношении частей учебного плана (обязательной и формируемой участниками образовательных отношений). Да, даётся указание, что учитывается примерная образовательная программа. Но юридически по факту если разбираться, то у нас новые ФГОСы в обязательном порядке уже дошли до 6 класса (включительно), но при этом ни один приказ Минобрнауки РФ не внёс изменений в вышеупомянутый приказ 2004 г. Кроме того, если мы посмотрим последнюю редакцию этого приказа, то это 2012 г, а ФГОСы второго поколения уже действовали. Безусловно, стандарт вообще даёт полную свободу образовательным организациям!

  • фото
    Александр 13 марта 2017

    Александр Сергеевич, спасибо за Ваши ответы. Полная свобода действий при том, что ОО выдает в итоге документ об образовании гособразца, чревата серьёзными последствиями, ибо обязательный минимум все равно при этом определяет государство, только вводя новые стандарты оно не хочет пока признаваться в этом, так как изначальный камень преткновения стандартов - фундаментальное ядро образования, так и остался в подвешенном состоянии. С темами определились, а в каком объеме учебного времени их изучать - нет. ОО поэкспериментируют и получат потом сполна от Рособрнадзора за свои эксперименты с формулировкой "не умеете читать нормативные документы". Так было с ФГОС НОО, такой же принцип теперь рапространяется и на ФГОС ООО. Ну это так, заметки на полях...

    • фото
      Александр Звягин 13 марта 2017

      Александр, я согласен с Вами. Читаю как и Вы документ. Стандарт даёт полную свободу действий, но при этом говорит - смотри примерную образовательную программу.

  • фото
    Валентина Власова 28 июня 2017

    Здравствуйте, Александр! Подскажите, пожалуйста, имеет ли право образовательная организация в учебный план по ФГОС ООО включить в обязательную часть в предметную область "Искусство" включить вместо предмета "Музыка" предмет "Искусство"?

  • фото
    Наталья 28 августа 2017

    Здравствуйте! 1. На историю России и Всеобщую историю по авторским программам отводится 28 и 42 ч . Как правильно проставлять в учебном плане школы количество часов в неделю: 1,2 и 0,8 или вместе 2 часа ( в соответствии с ФГОС ООО почасовка должна проставляться в соответствии с авторскими программами)? 2. По ФкГОС в 9 классе должны из компонента ОУ проводить часы по предпрофильной подготовке. Это занятия по выбору профессий или предметные занятия (например, "Избранные вопросы математики" и др)?

    • фото
      Александр Звягин 29 августа 2017

      Наталья, при составлении образовательной программы ОО и рабочей программы учителя обязательно должны выполняться требования ФГОС, а также примерной образовательной программы, которые размещены на сайте http://fgosreestr.ru/ Я не специалист в в области методики преподавания истории.

  • фото
    Ольга! 29 августа 2017

    Хотелось бы ознакомиться с примерным индивидуальным учебным планом для начальной школы, если родители не хотят, чтобы их ребенок посещал учебные предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений. Что можно им предложить?

    • фото
      Александр Звягин 29 августа 2017

      Ольга, примерные образовательные программы размещены на сайте http://fgosreestr.ru/ На основании этих образовательных программ всё и разрабатывается.

  • фото
    Наталья 29 августа 2017

    Александр Сергеевич, вопрос состоял не в методике преподавания истории,а в составлении учебного плана. В стандарте говорится, что в плане школы должно стоять количество часов в соответствии с авторскими программами. У нас и стояло 1,2 и 0,8. Экспертами аккредитационной комиссии было указано на то, что в плане должно стоят общее число 2 на эти 2 предмета. Мы с ними не согласны, т.к. в журнале рекомендовано вести разные страницы, выводить 2 четвертные и готметки. А как правильно? И еще я спрашивала про предпрофиль в 9 классе.

    • фото
      Александр Звягин 29 августа 2017

      Наталья, я могу ответить исключительно в рамках требований примерно образовательной программы, а вот что рекомендуется учитывать при составлении рабочей программы по предмету, то здесь нужно консультироваться у специалистов по предмету. В любом случае эксперты должны руководствоваться исключительно нормативными актами в ходе проведения мероприятий по контролю.

  • фото
    Ольга 11 сентября 2017

    Здравствуйте, Александр Сергеевич! Помогите разобраться с вопросом: если считать, что один учебный день в неделе (например, как 1 сентября) засчитывается за всю неделю, то в 2017-2018 учебном году 37 учебных недель, тогда, как по авторским программам предполагается по 34-35 часов в неделю. Как составить грамотно учебный график и тематическое планирование, как записать? И если в первом классе не более 33 недель, то 37-1(дополнительных каникул) получается 36 учебных недель.

    • фото
      Александр Звягин 11 сентября 2017

      Ольга, формирование учебного плана, образовательной программы - компетенция ОО. Вы сами должны составить график так, чтобы не нарушать требования СанПиН, а также приказа Минобрнауки от 30.08.2013 №1015. В любом случае есть такое понятие - резервные часы (в любой программе).

  • фото
    Ольга 11 сентября 2017

    Может быть, я некорректно задала вопрос... Если считать по дням: 1 сентября - не неделя, а один день, тогда получится 35 недель, если понедельно - то 37. Как правильно, чтобы не нарушить требования?

    • фото
      Александр Звягин 11 сентября 2017

      Ольга, учебная неделя - это даже 1 день (как получилось в этот раз). Мы их не считаем по принципу 35*5 и не переводим в дни.

  • фото
    Ольга 11 сентября 2017

    А как тогда посчитать? Как в Вашей школе?

    • фото
      Александр Звягин 11 сентября 2017

      В моей? Я не работаю сейчас в школе. Какова у Вас продолжительность учебного года и что по этому поводу написано в Уставе? Читайте и считайте.

  • фото
    Ольга 19 сентября 2017

    ЗДРАВСТВУЙТЕ! И все-же я вернулась к вопросу о количестве учебных недель. В Уставе нашей школы не прописано их количество. Не могу найти документ о том, как правильно их считать. С учетом всех выходных праздничных дней, считая по количеству дней и переводя их в недели, получается 33 недели и 3 дня. Если выкинуть неделю у 1 класса, то у них будет 32 недели и 3 дня, это еще меньше. Если считать понедельно - то 37 недель, а у первого класса - 36 недель. Если не считать один день за неделю, то сколько дней в неделю учебных (при условии в ней праздничных) считать за целую неделю. Т.е. если один день в неделю учились, его не считаем, если четыре, то считаем, а если 2 или 3? Я не могу найти документы федеральные или региональные (любого региона), которые регламентировали бы этот подсчет. Не хочется создавать учебный график "наобум": я так захотела и все. В письме комитета по образованию прописано только количество каникулярных дней, их начало и окончание. Ответственность возлагается на школы, и спросят со школ. А как посчитать грамотно, никто не говорит...

    • фото
      Александр Звягин 19 сентября 2017

      Ольга, продолжительность учебного года указывается в примерных образовательных программах; количество учебных часов по уровням образования указывается во ФГОС (там есть диапазон часов по каждому уровню и он даётся в интервале, т.е. изначально уже закладывается то, что количество часов является плавающим). Никаких сроков для окончания учебного года действующим законодательством не предусмотрено - это внутреннее дело каждой образовательной организации, которая самостоятельно утверждает годовой календарный учебный график (статьи 28, 30 Федерального закона № 273-ФЗ). Соответственно, каждая образовательная организация вправе изменять сроки данного графика по своему усмотрению. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 10 ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ). При этом, согласно п. 17 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015, в процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются образовательной организацией самостоятельно. Учебный год будет считаться оконченным по факту исполнения образовательной программы. Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом влечет административную ответственность согласно ч. 2 ст. 19.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

  • фото
    Алена 30 ноября 2017

    Имеют ли право родители выбирать учебный план? Или это сугубо компетенция школы? Если родители имеют право выбирать учебный план, то как должна проходить процедура и в какой статье закона это прописано?

    • фото
      Александр Звягин 30 ноября 2017

      Алена, родители вправе выбирать образовательную программу путём выбора организации до момента поступления в школу. Учебный план родители не выбирают. Грубо говоря - прежде чем придти в школу, Вы ознакомились с ним и решили - нам "сюда". Поступив в школу, Вы обязаны выполнять учебный план в полном объёме. Мнение учитывается при формирование части, формируемой участниками образовательных отношений, но не обязательной части учебного плана. Она устанавливается федеральными государственными образовательными стандартами.

  • фото
    Александр 31 января 2018

    Здравствуйте, Александр Сергеевич. Скажите, пожалуйста, действительно ли изменились сроки введения ФГОС СОО? Местные органы управления образования утверждают, что каким-то документом сроки изменены и в 10-х классах ФГОС СОО необходимо вводить уже с 1 сентября 2018 года. Я никаких документов подобного характера нигде не могу найти.

    • фото
      Александр Звягин 31 января 2018

      Александр, нет никаких документов, которые что-то бы изменяли в сроках. Другое дело, если организация говорит - "мы готовы" и переходим в опережающем режиме, но Министерство ничего не меняло по срокам.

  • фото
    Александр 01 февраля 2018

    Спасибо за ответ, Александр Сергеевич.

  • фото
    Александра 12 февраля 2018

    Здравствуйте! Обязательная часть учебного плана реализуется средствами УМК, которые утверждены приказом МОиН РФ, обязательны ли утверждённые УМК для учебных курсов, формируемых участниками образовательных отношений? Спасибо!

    • фото
      Александр Звягин 12 февраля 2018

      Александра, данное требование относится только к учебным предметам, которые ведутся в соответствии с ФГОС.

  • фото
    Александра 13 февраля 2018

    Добрый день! Уточняю...т.е. например элективный курс "Стратегии смыслового чтения" может не обеспечиваться УМК из федерального перечня? Правильно я поняла?

    • фото
      Александр Звягин 13 февраля 2018

      Александра, всё верно. Здесь главное соблюсти правило "золотой середины" всех этих требований. Если в УМК курса Вы впишите учебные пособия для обучающихся, то Вы должны понимать, что они должны быть для них доступны на бесплатной основе (т.е. им их выдали из школьной библиотеки, а там они должны оказать путём процедуры закупки). На практике очень часто в таких курсы включают пособия для обучающихся, которые просят купить родителей. Это нарушение.

  • фото
    Александра 13 февраля 2018

    Спасибо! Всего доброго!

  • фото
    Валерия 15 февраля 2018

    Добрый день! У меня вопрос по составлению УП СОО (ФГОС СОО). УП-часть ООП, основой для написания которой является стандарт-это все ясно. Читаем стандарт, в котором написано, что данный УП должен содержать 11 (12) учебных предметов, 3(4) профильных, дополнительные предметы и курсы по выбору уч-ся. Итак, мне не понятно: 1. Что значат эти два числа - так 11 или 12? 2. Не внесены изменения в стандарт после "спешного" введения предмета Астрономия- он учитывается в 11 (12) или тогда есть возможность увеличения количества предметов до 12 (13), но и 12 не достаточно при вариативности составления УП, так как минимальный набор=8 предметов (10, если русский язык не является родным) и получается, что в части, форм. участниками можно только увеличивать кол-во часов на базовые или профильные предметы. 2. Вопрос изучения второго иностранного языка в гуманитарном профиле с углубленным изучением ин. языков тоже остается открытым, так как в Фед. перечне нет ни одного учебника по немецкому языку для профильного уровня-только базовый (другими словами, изучая углубленно немецкий язык до СОО, необходимо о нем забыть?) 3. Реализация инд.проектов является обязательным (стандарт), вопрос-это относится к части, формируемой участниками обр. отношений или к обязательной части? Каково регламентируемое количество часов для этого, я понимаю, что нигде не указано точное кол-во и это как всегда компетенция ОО, но чем-то ОО должна руководствоваться при этом? И в какую часть ООП эти проекты будут отнесены: к 60 или 40%? 4. Номенклатура профилей в стандарте указана четко и в конце нее не указано и тп, тд. Так является она четкой или возможно расширение названий профилей? 5. Чем универсальные профили отличаются от индивидуальных учебных планов?

    • фото
      Александр Звягин 15 февраля 2018

      Валерия, скажу честно - не буду сейчас здесь устраивать курсы повышения квалификации и построчному прочтению стандарта ФГОС СОО. Есть раздел стандарта, который задаёт стурктуру. На сайте фгосреестра есть примерные образовательные программы, в которых предложены структуры учебного плана под конкретные профили. Расчасовка там указана вполне конкретно. Что и чему относится тоже указано. Прочитайте ещё раз внимательно.

    • фото
      Александр Звягин 16 февраля 2018

      Валерия, теперь про немецкий язык. Я по базовому образованию являюсь учитель химии и биологии, поэтому по содержанию здесь ничего сказать не могу. Относительно наличия учебника немецкого языка для профиля в федеральном перечне учебников не могу с Вами согласиться. Прилагаю к своему ответу актуальную версию перечня учебников. Посмотрите позиции №№2298-2304. Там чётко указано что является только базой, что базой и профилем, что только профилем. Выбирайте, формируйте заказ, покупайте и используйте. Не вижу здесь проблем. Если Вас что-то не устраивает именно по содержанию предлагаемых учебников, то этот вопрос точно не ко мне, а к экспертам, которые проводили экспертизу данных учебников. Приказ прилагаю.

    • фото
      Александр Звягин 16 февраля 2018

      Валерия, теперь про универсальный профиль и индивидуальный учебный план. Универсальный профиль ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных выше профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения учебных предметов, однако ученик также может выбрать учебные предметы на углубленном уровне. Это говорит о том, что если ребёнок выбрал профиль, то он должен на углублённом уровне изучать все профильные предметы. А если ему углублённо нужна из одного профиля химия, а из друго математика. Вот в этом случае Вы конструируете индивидуальный учебный план, который будет содержать минимальный обязательный набор предметов, далее те предметы, которые выбрал обучающийся для углублённого изучения. Профилем конкретным это не назовёшь, а вот углублённое изучение отдельных предметов вполне. Таким образом всем будет понятно, что ребёнок не обучается по какому-то профилю. У него есть свои индивидуальный учебный план, в котором есть обязательный минимум часов + то, что он пожелал изучать углублённо. Вот это и есть учёт образовательных потребностей. Другое дело - как на практике такой мультипрофиль реализовать? Этот вопрос уже к самой организации. Огромную вариативность индивидуальных учебных планов можно реализовать только при большом количестве классов. Если наполняемость школы мала, то реализовать это фактически невозможно. Законодатель Вам дал инструмент и свободу - пользуйтесь!

  • фото
    Валерия 15 февраля 2018

    А я не просила заниматься моим повышением квалификации, я поставила несколько четких вопросов. В документах, рекомендованных Вами и не пахнет Астрономией, как обязательным предметом, а предполагается предлагается в одном из профилей как ЭК.

    • фото
      Александр Звягин 15 февраля 2018

      Валерия, а Вы посмотрите на дату моей публикации и сравните с датой введения Астрономии во ФГОС! И сразу же поймёте, почему в моей публикации нет Астрономии. Я же не редактирую публикации в онлайн режиме. Любой управленец, читающий любую публикацию, всегда смотрит на дату её публикации и, используя какие-либо документы, учитывает в обязательном порядке действующую редакцию документа.

  • фото
    Валерия 15 февраля 2018

    На сайте фгосреестра есть примерные образовательные программы, в которых предложены структуры учебного плана под конкретные профили. Расчасовка там указана вполне конкретно. Что и чему относится тоже указано. Я имела ввиду эти документы, а не документы, указанные в Вашей публикации. И если бы в Стандарте все было написано черным по белому, то вопросов бы не возникло. Спасибо. Я думаю задавать Вам вопрос о том, как понять данную формулировку Стандарта не имеет смысла? Организация, осуществляющая образовательную деятельность: обеспечивает реализацию учебных планов одного или нескольких профилей обучения (естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный), при наличии необходимых условий профессионального обучения для выполнения определенного вида трудовой деятельности (профессии) в сфере технического и обслуживающего труда.

    • фото
      Александр Звягин 16 февраля 2018

      Валерия, давайте по Вашему вопросу дам несколько комментариев, чтобы Вы учли это в своей работе (не знаю какую конкретно должность Вы занимаете в ОО, но если задаёте такие вопросы, то явно руководите процессе). Относительно примерной программы http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-srednego-obshhego-obrazovaniya/ и стандарта. Сразу же скажу, что разработчики примерных образовательных программ никогда (к сожалению) не вносят никаких изменений в примерные программы, если что-то вдруг изменилось в стандарте. Это касается не только астрономии. Это касается и названий предметных областей. Просмотрите на началку, на основное общее образование. У них там указана предметная область "Филология", которой у нас уже нет в стандарте с 31.12.2015. Народ наш берёт примерные программы, не смотрит на изменения в стандарте и пишет свою образовательную программу. Потом приходит контроль и надзор и вот уж они точно знают содержание стандарта, что влечёт неизбежно - предписание! На лицо факт нарушения. Я сам лично неоднократно звонил, обращался по электронке, написал уже официальное обращение в ФУМО при Российской Академии Образования, в котором указал необходимость внесения изменений. Меня отправили в Минобр. Обращался в Минобрнауки РФ. Указывал на эту проблему, а главное, на проблемы, которые возникают у организаций из-за таких несоответствий. К сожалению, но всем на это откровенно наплевать. Я прилагаю к своему ответу официальный ответ академии образования. В связи с этим, предлагаю ориентироваться только на стандарт и свою образовательную программу разрабатывать именно на основе стандарта, т.к. это самый главный документ при разработке Вашей образовательной программы. Сама академия указывает на это в своём ответе!

    • фото
      Александр Звягин 16 февраля 2018

      Про учебник немецкого языка ответил выше.

    • фото
      Александр Звягин 16 февраля 2018

      Валерия, теперь про проект. Смотрим в примерную образовательную программу (с.513). Для формирования учебного плана профиля необходимо: 1. Определить профиль обучения. 2. Выбрать из перечня обязательные, общие для всех профилей, предметы на базовом уровне, не менее одного предмета из каждой предметной области. Для всех профилей, кроме универсального, включить в план не менее трех учебных предметов на углубленном уровне, которые будут определять направленность образования в данном профиле. 3. Дополнить учебный план индивидуальным(и) проектом(ами). 4. Подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в пп. 2 и 3. Если полученное число часов меньше времени, предусмотренного ФГОС СОО (2170 часов), можно дополнить учебный план профиля еще каким-либо предметом (предметами) на базовом или углубленном уровне либо изменить количество часов на изучение выбранных предметов; завершить формирование учебного плана профиля факультативными и элективными курсами. ___________________________________________ Поскольку подсчёт минимального обязательного количества часов идёт с проектом, то это говорит о том, что проект относится к обязательной части учебного плана. Проект в обязательном порядке должен быть у каждого обучающегося (хочет он того или нет).

    • фото
      Александр Звягин 16 февраля 2018

      Относительно плавающих цифр 3(4) и 11(12). Это зависит от набора предметов, которые Вы выбираете для учебного плана. Посмотрите, ведь только для этого уровня образовательной организации предлагается самостоятельно определить набор количества часов за два года обучения. Указаны нижняя и верхняя граница. Отсюда "плывут" и эти цифры. Вы выбираете профиль, вносите обязательные предметы, потом пошли профильные предметы, добавляете проект. Смотрите количество часов. Если Вы "богаты" по бюджету и готовы дать что-то ещё дополнительно, например, на профильном уровне, то берём и добавляем ещё предмет. Смотрим - не перебрали по часам? Если нет, то прекрасно. При этом нужно соблюдать пропорции обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

    • фото
      Александр Звягин 16 февраля 2018

      Стандарт называет исчерпывающий вариант названия профилей: естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный.

    • фото
      Александр Звягин 16 февраля 2018

      Валерия, теперь про универсальный профиль и индивидуальный учебный план. Универсальный профиль ориентирован, в первую очередь, на обучающихся, чей выбор «не вписывается» в рамки заданных выше профилей. Он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения учебных предметов, однако ученик также может выбрать учебные предметы на углубленном уровне. Это говорит о том, что если ребёнок выбрал профиль, то он должен на углублённом уровне изучать все профильные предметы. А если ему углублённо нужна из одного профиля химия, а из друго математика. Вот в этом случае Вы конструируете индивидуальный учебный план, который будет содержать минимальный обязательный набор предметов, далее те предметы, которые выбрал обучающийся для углублённого изучения. Профилем конкретным это не назовёшь, а вот углублённое изучение отдельных предметов вполне. Таким образом всем будет понятно, что ребёнок не обучается по какому-то профилю. У него есть свои индивидуальный учебный план, в котором есть обязательный минимум часов + то, что он пожелал изучать углублённо. Вот это и есть учёт образовательных потребностей. Другое дело - как на практике такой мультипрофиль реализовать? Этот вопрос уже к самой организации. Огромную вариативность индивидуальных учебных планов можно реализовать только при большом количестве классов. Если наполняемость школы мала, то реализовать это фактически невозможно. Законодатель Вам дал инструмент и свободу - пользуйтесь!

  • фото
    Валерия 16 февраля 2018

    Александр, спасибо Вам огромное за исчерпывающие ответы. Механизм формирования учебных планов ясен и я его в Примерной видела. Вопрос-можем ли мы на него опираться, ведь это методдокумент. Соблюдение соотношения 60 и 40 тоже "вилами на воде", с учетом внеурочки. Про проект я имею ввиду не тот факт хочет или нет, а отнести его к обяз. части или к части, формир. участн. обр. отн. (ведь уч-ся вправе выбрать предмет или несколько и тп). Дело в том, что я пытаюсь разбить УП на две части, а не написать по аналогии с примерными, для визуального определения отношения 60-40. По поводу универсального профиля и инд.уч.плана. Если я правильно Вас поняла, то случай, если ученик выбирает только базовые обязательные предметы, то это инд.уч.план, если он добавляет хоть один предмет на углубл. уровне, то это-универсальный профиль уже? И тогда говорить о 100% профильном обучении на уровне СОО не возможно...По поводу учебников, спасибо, но как всегда не согласование на местах, в реестре для закупок данных учебников нет.

    • фото
      Александр Звягин 16 февраля 2018

      Валерия, исходя из того, как написано про этот Проект, то я бы отнёс его к 60%. Да, в самом стандарте на это чёткого указания нет, но поскольку указывают на его неизбежность, то я бы говорил, что эта обязательная часть учебного плана. Про универсальный профиль Вы правильно всё поняли. Когда формируете индивидуальный учебный план и ничего не изучаете на углублённом уровне, то самое главное - не забыть отдать минимально гарантированный объём часов. Относительно отсутствия учебников в каких-либо реестрах для закупок - грубейшее нарушение. Здесь уже ищите правду у тех, кто такие "корявые" реестры создаёт, т.к. такое нарушение тянет на ограничение прав обучающихся. Если вдруг кто-то напишет жалобу на школу, то отвечать будете Вы, а не реестр. На Вашем месте я бы для своего же спокойствия написал официальное обращение в ту инстанцию, которая собирает такую потребность с ОО, указав в обращении конкретное несоответствие. Иначе будут проблемы! Любое письмецо в нужную инстанцию.... и понеслись разборки. К ответу прилагаю картинку, которая отображается всю сущность сегодняшней жизни педагогического сообщества.

  • фото
    Валерия 16 февраля 2018

    Спасибо за разъяснения, Александр. Но перечень учебников у вас не актуальный)))ищите новый-там много чего уже нет

    • фото
      Александр Звягин 16 февраля 2018

      Валерия, что значит неактуальный? Есть ещё какая-то новая редакция этого приказа? Это очень интересно. У меня все документы стоят на контроле в системе КонсультантПлюс.

    • фото
      Александр Звягин 16 февраля 2018

      Валерия, вижу, что к ответу Вам прикрепил не ту версию приказ. Извините!!!

    • фото
      Александр Звягин 16 февраля 2018

      Конечно же, вот этот актуальный перечень. Извините, столько много документов в разных папках на рабочем столе. Все редакции нужны))