Вопросы трудовых отношений: как перевести совместителя в основные работники?

В образовательной организации, как и в любой другой, встречается ситуация, когда работник, работавший по совместительству, желает перейти к данному работодателю на работу в качестве основной (или это необходимо работодателю). Что необходимо учитывать при таком переходе, когда это лучше делать и о чём нужно обязательно помнить, учитывая специфику работы в системе образования.

Как правильно работодателю оформить переход работника с совместительства на основную работу, существует два варианта. Какой использовать — решать Вам!

Вариант 1. Переход работника с совместительства на основную работу оформляется через процедуру «увольнение — прием»: трудовой договор о работе по совместительству расторгается и заключается новый трудовой договор по основному месту работы.

Обоснование: увольнение работника-совместителя с основной работы не означает, что его работа по совместительству в этом случае автоматически становится для него основной работой. Это обусловлено тем, что договор о работе по совместительству имеет ряд условий, характерных исключительно для совместительства. Работа по совместительству регулируется специальными нормами.

В связи с изложенным рекомендуется оформлять переход работника с совместительства на основную работу посредством расторжения с ним договора о работе по совместительству и заключения нового трудового договора по основной работе. Стороны вправе так поступить в силу предоставленных им абз. 2 ч. 1 ст. 21, абз. 2 ч. 1 ст. 22 ТК РФ прав. Такое же мнение высказано в письме Роструда от 22.10.2007 № 4299-6-1, а именно «…исключительно с согласия работника возможно расторжение трудового договора о работе по совместительству (например, по соглашению сторон, по собственному желанию), а затем заключение трудового договора с другими условиями. При этом в трудовую книжку работника производятся соответствующие записи».

Таким образом, чтобы оформить переход работника с совместительства на основную работу, необходимо:

1. Прекратить трудовой договор по совместительству. Это можно сделать, например, по одному из оснований:

— по инициативе работника (п. 3 ч. 1 ст. 77, ст. 80 ТК РФ);

— соглашению сторон (п. 1 ч. 1 ст. 77, ст. 78 ТК РФ).

Прекращение трудового договора оформляется в общем порядке, установленном ст. 84.1 ТК РФ. С работником необходимо произвести полный расчет, включая выплату компенсации за неиспользованный отпуск (ч. 4 ст. 84.1, ч. 1 ст. 127, ст. 140 ТК РФ).

2. Заключить новый трудовой договор по основному месту работы и оформить прием работника. Приём работника на основное место работы оформляется с соблюдением общего порядка, предусмотренного ст. 68 ТК РФ.

Данный вариант заставляет обратить внимание на один очень важный момент, который необходимо учитывать руководителю образовательной организации. Если с совместителем по факту увольнения произведены все необходимые расчёты, в т. ч. за неиспользованный отпуск, то при оформлении нового трудового договора начинается новый отчёт количества «наработанных» дней отпуска. В силу специфики работы в системе образования, отпускной период приходится на летние месяцы. По трудовому законодательству право на отпуск у работника появляется по факту отработки хотя бы 6 месяцев. Досрочно предоставить отпуск можно, но помните, что он фактически «выдаётся авансом»! Нужно учесть и количество предоставляемых отпускных дней такому работнику. Это надо учитывать, если вдруг по окончанию очередного отпуска работник напишет заявление на увольнение, а отработка в две недели не спасёт Вас для покрытия заранее выплаченных «авансированных» дней отпуска. Оформляйте всё грамотно!

Вариант 2. Переход работника с совместительства на основную работу оформляется с помощью дополнительного соглашения об изменении условий трудового договора по совместительству.

Обоснование: Совместительство является одним из условий трудового договора, которое включается в него в соответствии с абз. 11 ч. 2 ст. 57 и ч. 4 ст. 282 ТК РФ.

Стороны вправе изменить это условие по письменному соглашению сторон в силу ст. 72 ТК РФ. Для перехода с совместительства на основную работу необходимо внести соответствующие изменения в трудовой договор о работе по совместительству, в частности о признании условия о совместительстве недействующим.

изображениеСогласился с данной позицией в том числе Роструд (письмо от 22.10.2007 № 4299-6-1). В том случае если в трудовой книжке работника не было записи о работе по совместительству, то в трудовой книжке работника после записи об увольнении с основного места работы в виде заголовка указывается полное наименование организации, а также сокращенное наименование организации (при его наличии). Затем вносится запись о принятии работника на работу со дня начала работы у конкретного работодателя со ссылкой на соответствующий приказ (распоряжение) и с указанием периода работы в качестве совместителя. В том случае если в трудовой книжке работника имеется запись о работе по совместительству, внесенная в свое время по основному месту работы, то после записи об увольнении с основного места работы и записи о полном, а также о сокращенном (при его наличии) наименовании организации в трудовую книжку следует внести запись о том, что с такого-то числа работа в должности такой-то стала для этого работника основной. В графе 4 делается ссылка на соответствующий приказ (распоряжение).

Таким образом порядок действий в таком случае должен быть следующим.

1. Получить от работника трудовую книжку. Это необходимо, чтобы удостовериться в том, что работник уволен с основного места работы.

2. Заключить дополнительное соглашение об изменении условий трудового договора по совместительству. На основании этого соглашения условие о совместительстве будет признано недействующим, а работник будет считаться принятым на основную работу.

В соглашении также следует отразить изменение условий:

  • о режиме рабочего времени. Норма рабочего времени совместителя отличается от нормы рабочего времени основного работника (ст. 284 ТК РФ);
  • об оплате труда. Как правило, оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени (ч. 1 ст. 285 ТК РФ).

3. Издать приказ о признании работы по совместительству основной работой.

Приказ издается в произвольной форме, поскольку унифицированная не установлена. Он необходим бухгалтерии для правильного начисления заработной платы работнику при её изменении, а лицу, ответственному за ведение табеля учёта рабочего времени, — для правильного указания продолжительности рабочего времени работника.

4. Внести запись в трудовую книжку.

Законодательством в такой ситуации не установлены правила внесения записей в трудовую книжку. Варианты ее заполнения в качестве рекомендации предложил Роструд (письмо от 22.10.2007 № 4299-6-1). Выбор зависит от того, была ли внесена запись о работе по совместительству в трудовую книжку работника.

5. Внести сведения об изменении условий работы в личную карточку (например, по форме № Т-2, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).

pen
Законодательством не регламентирован порядок внесения сведений об изменении условий работы в личную карточку работника.

Личная карточка относится к первичной учётной документации по учету труда и оплаты (Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 № 1), однако в Указаниях по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учёту труда и его оплаты (утв. данным Постановлением) не определено, как можно внести исправления в сведения о работе в личной карточке. Представляется обоснованным руководствоваться порядком внесения изменений и исправлений в первичные документы бухгалтерского учета в соответствии с ч. 7 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, п. п. 4.2, 4.3 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105).

Так, при внесении в личную карточку работника сведений об изменении условий работы имеющуюся запись нужно зачеркнуть одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное. Над зачеркнутым текстом необходимо написать новую информацию, на полях напротив соответствующей строки указать «Исправлено», заверить подписью кадрового работника с указанием фамилии, инициалов и поставить дату исправления сведений.

?Для того чтобы избежать возникновения проблем при проверке трудовой инспекцией, рекомендуется указывать, на основании какого документа были внесены в личную карточку работника сведения об изменении условий его работы. Это можно сделать в разделе «Дополнительные сведения» личной карточки.

Какой вариант выбрать?

изображениеРаботодатель вправе выбрать любой вариант по оформлению перехода работника с совместительства на основную работу. Более предпочтительным с точки зрения минимизации рисков работодателя является первый. Он регламентирован трудовым законодательством и не содержит сложностей в оформлении.

Процедура прекращения и процедура заключения трудового договора урегулированы трудовым законодательством. Оформление трудовой книжки производится в соответствии с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. Постановлением

Правительства РФ от 16.04.2003 № 225) и Инструкцией по заполнению трудовых книжек (утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69). Оформляя переход совместителя на основную работу таким способом, работодатель не нарушает положения законодательства.

Процедура оформления перехода с совместительства на основную работу через дополнительное соглашение законодательно не регламентирована. В частности, не установлено, какую запись следует вносить в трудовую книжку. Письмо Роструда от 22.10.2007 № 4299-6-1, в котором даются рекомендации по данному вопросу, нормативным правовым актом не является. Об этом необходимо помнить всегда — письмо любого ведомства не является нормативно-правовым актом (к сожалению, но очень часто на практике на основании писем руководители принимают решения, которые имеют очень «тяжёлые» правовые последствия, в т. ч. для него же). В связи с этим работодатель в случае возникновения претензий со стороны проверяющих не сможет подтвердить законность внесения таких записей.

?Кроме того, при внесении в трудовую книжку записи, не соответствующей трудовому законодательству, возможны разногласия с органами ФСС РФ при подсчете страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Учитываемые при подсчете страхового стажа записи должны соответствовать трудовому законодательству, действовавшему на день их внесения в трудовую книжку (п. 24 Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91). В данном случае указанное условие не соблюдается.

При подготовке публикации использованы материалы правовой системы КонсультантПлюс.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 2

  • фото
    Анна 13.04.2018

    Здраствуйте. У меня диплом Педагогическое образование, профиль биологию. Сейчас устроилась в частный образовательный центр, где буду вести подготовку к школе и обучение чтению ( по обучению чтению прошла дистанционно курсы и получила сертификат). Нужно ли мне проходить переподготовку, ведь основные предметы для данной специфики были пройдены в ВУЗе ( педагогика, психология (возрастная), культура речи (русский), информатика (математика), профессиональная этика) ?

    • фото
      Александр Звягин 13.04.2018

      Анна ,для ответа на вопрос нужно чётко понимать какую образовательную программу Вы будете реализовывать. Далее смотрим требования ЕКС по должности, в котрой Вы будете выполнять свои обязанности.