Возможна ли реализация образовательной программы, если для этого используется гражданско-правовой договор?

В преддверии нового учебного года рассмотрим очень важный аспект осуществления образовательной деятельности — кто и на каких основаниях может привлекаться к реализации образовательных программ? Сразу отметим, что данный материал представляет собой экспертную точку зрения, так как однозначной ясной позиции по обозначенному вопросу пока не сформулировано, но судебная практика заставляет задуматься…

Весной текущего года было опубликовано Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12 апреля 2018 г. по делу № А27-26511/2017, анализ которого позволяет сделать вывод — привлечение к осуществлению образовательного процесса физических лиц, фактически исполняющих функции педагогических работников, на основании договоров гражданско-правового характера противоречит действующему законодательству Российской Федерации в сфере образования. Рассмотрим данный вывод по существу.

Предыстория вопроса. Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (далее Кузбассобрнадзор), осуществляющей переданные полномочия по государственному надзору и контролю в сфере образования, в рамках проведения проверки (лицензионный контроль) юридического лица, ведущего образовательную деятельность на основании выданной лицензии, были выявлены нарушения лицензионных условий. Усмотрев в действиях юридического лица состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, Кузбассобрнадзор составил протокол об административном правонарушении от 27.11.2017 и в соответствии с требованиями статей 23.1, 28.8 КоАП РФ, статей 202, 203, 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении к административной ответственности. Несмотря на то, что в целом исковое заявление Кузбассобрнадзора из-за процессуальных вопросов оставлено судом без удовлетворения, само содержание заслуживает внимание в части заявленного названия данной публикации.

Итак, рассмотрим доводы Кузбассобрнадзора. Решением от 08.02.2018 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявления отказано. В апелляционной жалобе административный орган, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт, а именно прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения. Как полагает заявитель жалобы, судом не опровергнуты обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, о нарушении юридическим лицом лицензионных требований, выразившихся в осуществлении образовательной деятельности в нарушение подпунктов «д» и «и» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (далее — Положение о лицензировании образовательной деятельности) с привлечением к осуществлению образовательного процесса физических лиц, фактически исполняющих функции педагогических работников (преподавателей, мастеров производственного обучения), на основании договоров гражданско-правового характера.

В соответствии с требованиями подпункта «д» пункта 6 Положения одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 46 Закона № 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.

изображениеВ силу части 21 статьи 2 указанного Закона педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Под правовым статусом педагогического работника, согласно части 1 статьи 47 Закона № 273-ФЗ понимается совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Представляется, что некоторые из гарантий, предусмотренных для педагогических работников, в том числе распространяются и на иных работников образовательной деятельности, а именно право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации (пункты 5, 7 части 5 статьи 47 Закона № 273-ФЗ).

Пунктами 1, 5 части 3 статьи 28 Закона № 273-ФЗ определено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности в том числе относятся разработка и принятие правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов; прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.
В соответствии со статьей 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор — соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

?

Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.

Следовательно, привлечение к осуществлению образовательного процесса физических лиц, фактически исполняющих функции педагогических работников, на основании договоров гражданско-правового характера противоречит действующему законодательству Российской Федерации в сфере образования.

Как следует из материалов дела, представленные юридическим лицом при проверке договоры на оказание услуг, заключенные с гражданами Российской Федерации: Г.И.В. (договор оказания услуг от 02.10.2017); Г.А.В. (договор оказания услуг от 02.10.2017); Р.В.В. (договор оказания услуг от 02.10.2017); С.О.А. (договор оказания услуг от 02.10.2017), Ш.А.В. (договор оказания услуг от 02.10.2017), Ш.В.В. (договор оказания услуг от 02.10.2017) не являются трудовыми договорами, заключенными с данными лицами как с педагогическими работниками, при этом трудовые договоры с вышеуказанными лицами как с педагогическими работниками при проверке юридическим лицом представлены не были.

Согласно письменным пояснениям директора юридического лица трудовые договоры, служебные контракты, дополнительные соглашения к имеющимся трудовым договорам с работниками, оказывающими педагогические услуги, не заключались.

В свою очередь, наличие вышеуказанных лиц, фактически исполняющих обязанности педагогических работников, на ином законном основании (трудовой договор по совместительству, служебный контракт, дополнительные соглашения к трудовым договорам и т. п.) на момент проведения проверки не представлено.

В соответствии с требованиями к квалификации, указанными в квалификационной характеристике должности «Преподаватель», утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования» (далее — Приказ № 761н), лицо, замещающее должность «Преподаватель», должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работу, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работу.

Так, согласно документам, представленным при проверке, у юридического лица функции преподавателя (преподаваемый курс: «Основные положения трудового права») исполняет Г.И.В. (на основании договора оказания услуг от 02.10.2017).

Документов, подтверждающих получение указанным лицом высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательном учреждении, при проведении проверки представлено не было.
Пунктом 9 Приказа № 761н предусматривается, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Информация о наличии рекомендации аттестационной комиссии о назначении Г.И.В. на должность «Преподаватель» в порядке исключения при проведении проверки юридическим лицом не представлена.

Аналогичные нарушения выявлены административным органом в отношении общества при заключении договоров услуг с Г.А.В., Р.В.В., С.О.А., Ш.А.А., Ш.В.В.

Доказательств обратного юридическим лицом в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.

Подводя итоги рассмотрения данного вопроса, отметим ключевые моменты, о которых нужно помнить:

  1. Образовательная деятельность — деятельность по реализации образовательных программ (ст. 2 Закона № 273-ФЗ);
  2. Педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (ст. 2 Закона № 273-ФЗ).

изображениеТаким образом, преследуя цель «ухода от налогов», которые выплачиваются работодателем на начисляемую заработную плату, экономии средств на социальные гарантии (оплата больничных листов, отпускных и т. д.), показателей средней месячной заработной платы штатных работников и т. п., руководитель образовательной организации должен понимать все риски, которые вырисовываются при использовании гражданско-правового договора на оказание услуг вместо трудового договора как в части нарушения требований федерального законодательства в сфере образования, так и в сфере труда. В последнее время очень часто говорится о том, что подмена трудовых договоров на гражданско-правовые становится предметом пристального внимания надзорных органов.

Кроме того, руководитель должен понимать всю меру ответственности, которая может наступить, если при реализации конкретной образовательной программы (как основной, так и дополнительной), например, произойдёт несчастный случай с обучающимся, то привлечь к ответственности человека, который с юридической точки зрения не является работником (не говоря уже о «педагогическом работнике»), не представляется возможным. У такого «работника» нет должностной инструкции, в которой что-то вменено в обязанности, а если это отражено в гражданско-правовом договоре, то заключение такого договора с явными признаками трудового договора будет незаконным.

За разъяснением официальной позиции по данному судебному прецеденту был направлен запрос в Рособрнадзор, как главный Федеральный орган по надзору в сфере образования и науки, понимая, что к полномочиям Рособрнадзора не относится разъяснение и толкование норм законов и иных нормативно-правовых актов, в т. ч. судебных. Был получен ответ, в котором чётко указано — действующим законодательством в сфере образования вопрос привлечения работников на основе гражданско-правового договора не урегулировано! При этом указано, что педагогический работник — физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Делайте выводы…

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 11

  • фото
    Людмила Алексеевна 16.08.2018

    Алесандр Сергеевич, добрый день! Должна ли быть в учебном плане 4-9 классах обучающихся с умственной отсталостью на дому внеурочная деятельность,если они учатся не по ФГОС? Прошу прощения, может мой вопрос не по адресу

    • фото
      Александр Звягин 16.08.2018

      Людмила Алексеевна, внеурочная деятельность может быть только у обучающихся, которые обучаются именно по ФГОС.

  • фото
    Ася Викторовна 07.01.2019

    Александр Сергеевич, помогите разобраться в различиях: в лицензии моего колледжа ГБПОУ РК "АКХП" прописана реализация доп. образования для детей и взрослых( наши кружки для детей и профобучение/подготовка, переподготовка, повышение квалификации/для взрослых). Сейчас получено предложение на обучение первой мед. помощи от ООО «ВШДА»г. Екатеринбург, у которого в лицензии прописано дополнительное профессиональное образование. Дает ли наша лицензия право на такое обучение? Спасибо.

  • фото
    Ася Викторовна 07.01.2019

    Простите, не указала, что у нас еще есть лицензия на проф. обучение. Вчитавшись в статьи 75 и 76 ФЗ-273 я , кажется, поняла, что напрасно Вас потревожила. Если мы хотим заниматься обучением по ОТ, первой мед. помощи и т.д., нужно получать лицензию на доп.проф. образование, так как она расширит наши возможности. Правильно? Спасибо заранее. С Новым годом и Рождеством Христовым!

    • фото
      Александр Звягин 07.01.2019

      Вы всё верно поняли.

  • фото
    Светлана 18.04.2019

    Добрый день. А как быть в данной ситуации? Мы ООО, проводим ДПО в форме дистанционного обучения (преподаватель не контактирует со слушателями). Мы заключаем с ними (преподавателями) договор ГПД на разработку курсов , методические материалы итд. В данный момент проходим проверку минобр, и этот вопрос поставил в тупик. Вот ждём теперь что решит и какие выводы сделает проверчющий. Как нам быть?

    • фото
      Александр Звягин 19.04.2019

      Светлана, мною высказана позиция по судебной практике. Ответственность берёт на себя организация. Могу сказать, что иногда на это "закрывают" глаза, а в некоторых регионах - "открывают". Решайте сами. Законную позицию я указал.

  • фото
    Сергей 23.08.2019

    Здравствуйте Александр Сергеевич! Необходимо ли при заключении договора ГПХ с физ. лицом на образовательную деятельность, требовать от него справку об отсутствии судимости и мед. справку? Спасибо.

    • фото
      Александр Звягин 23.08.2019

      Сергей, на Вашем месте я лучше потребовал такую справку, хотя при таких условиях работы человек не является работником образовательной организации, но при этом он всё же реализует образовательную программу.

  • фото
    Сергей Кудряшов 25.05.2020

    Уважаемый Александр Сергеевич! Я не согласен с вашими комментариями и выводами, что педагог не имеет право работать в школе по ГПД. Вопрос не идет, чтобы штатные работники образовательного учреждения переоформили трудовые договоры на ГПД с целью экономии на налогах. Например, мы предлагаем бюджетной школе в рамках реализации образовательной программы по допобразованию принять на работу по ГПД по возмездному оказанию услуг сроком на учебный год квалифицированного педагога-тренера со стажем работы. Некоторые школы Москвы принимают, а некоторые отказывают, ссылаясь что могут только по трудовому договору. Хотя ПРИЕМ ПО ГПД возможен! Согласно подпункту "д" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ 28.10.2013 г. № 966 наличие в штате лицензиата или привлечение им на ЗАКОННОМ ОСНОВАНИИ педагогических работников, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализации образовательных программ и соответствующих требованиям статьи 46 ФЗ №273-ФЗ. С уважением, директор НОЧУ ШСМ "Юниор" Сергей Кудряшов

    • фото
      Александр Звягин 25.05.2020

      Сергей, в публикации как раз и написано о "двойном" толковании норм. Приведена позиция суда и Рособрнадзора.