Выплатил стимулирующие — попал под суд. Практика трудовых будней руководителя образовательной организации

О стимулирующих выплатах написано и сказано много, но вопросы от наших читателей по данной тематике поступают очень часто, можно сказать ежедневно.

В законодательстве не определен конкретный перечень стимулирующих выплат. Это означает, что в коллективном договоре или внутреннем нормативном документе (например, положении о премировании) могут быть установлены любые выплаты подобного рода. Их цель — стимулировать работников к повышению профессионального уровня, результатов их деятельности, снизить текучесть кадров, привлечь необходимых специалистов высокой квалификации. Необходимо помнить, что Учредитель вправе для подведомственных организаций устанавливать системы оплаты труда (общие принципы).

Следует различать выплаты стимулирующего и компенсационного характера. Компенсации выплачиваются за условия труда, отклоняющиеся от нормальных. Выплаты же стимулирующего характера могут быть установлены в образовательной организации:

  • за результативность обучения (результаты независимых диагностик, результативность участия в предметных олимпиадах различного уровня и т. д.);
  • за результативность участия в профессиональных конкурсах;
  • за успешную реализацию какого-либо проекта в рамках образовательной организации, который является приоритетным для данной организации в определённый период времени (например, в рамках реализации «Программы развития образовательной организации).

Для стимулирования заинтересованности работников в повышении качества работы в организациях применяется система премирования. Согласно ст. 191 ТК РФ выплата премий является поощрением за добросовестное исполнение трудовых обязанностей. Логично считать, что такие выплаты являются стимулирующими. Премии устанавливаются в том же порядке, что и стимулирующие доплаты, надбавки. Стимулирующие выплаты работнику устанавливаются трудовым договором в соответствии с действующими у конкретного работодателя системами оплаты труда. Работодатель может оговорить все положения, касающиеся системы стимулирующих доплат, в отдельном локальном нормативном акте: в положении об оплате труда работников, отдельном положении о премировании работников, приказе. В этом случае в трудовом договоре должны быть сделаны ссылки на такие внутренние нормативные документы. В любом случае все работники образовательной организации (как в прочем и любой другой) должны знать о своём праве или возможности получить вознаграждение за качество (результативность) своего труда. Порядок и условия получения стимулирующих выплат должны быть прозрачны и понятны всем работникам организации. Подробно о понятии «стимулирующих выплат» можно прочитать в выпуске от 15 августа 2015 года.

В данной публикации мы рассмотрим пример из реальной практики по материалам судебного дела, когда преследуемые благие цели руководителя дошкольной образовательной организации обернулись для него судебным делом. В рассматриваемом примере вся проблема заключается в том, что руководитель выплатил стимулирующие за показатель, который не установлен в локальном акте образовательной организации, т. к. изначально не предусматривался и Учредителем.

Переходим к рассмотрению вопроса по существу (детали рассмотрения смотри в тексте Постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2018 № 10АП-19411/2017 по делу № А41-58663/17). В ходе контрольного мероприятия в одном из детских садов выявлены нарушения, отраженные в акте от 31.03.2017 г., а именно: при проверке целевого расходовании средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания выявлено нецелевое использование бюджетных средств в общей сумме 343 728 рублей, выразившееся в следующем.

Порядком определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание имущества муниципальных организаций, подведомственных Управлению образования администрации муниципального района, утвержденным постановлением администрации Муниципального района от 29.10.2015 № 2080-П, установлено, что в составе нормативных затрат на оказание муниципальной услуги учитываются нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда с учетом фонда заработной платы, исчисленного в соответствии с системой оплаты труда работников муниципальных организаций образования муниципального района.

За счет средств предоставленной в 2016 году субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на основании приказа заведующего Учреждением от 29.03.2016 № 165 «О поощрении работников» осуществлены расходы на выплату поощрительных единовременных выплат в связи с юбилейной датой организации в общей сумме 343 728 рублей, в том числе:

  • выплачены поощрительные единовременные выплаты в связи с юбилейной датой организации в сумме 264 000 рублей;
  • осуществлены начисления на выплаты по оплате труда (30,2%) в сумме 1728 рублей (в тексте документа допущена опечатка, т. к. 30,2% от суммы выплат составляют 79728 рублей).

При этом ни Положением об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций муниципального района Московской области, утвержденным постановлением администрации муниципального района от 02.08.2011 № 1251-П и устанавливающим размеры и условия оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций муниципального района, ни Положением о порядке формирования и расходования фонда экономии заработной платы работникам МДОУ, утвержденным приказом от 17.09.2014 № 204П.5, возможность установления и выплаты поощрительных единовременных выплат в связи с юбилейной датой организации за счет средств фонда оплаты труда либо экономии фонда оплаты труда не предусматривается.

Кроме того, по итогам первого квартала 2016 года экономия средств фонда оплаты труда в Учреждении отсутствовала, поскольку согласно сводам начислений и удержаний по организации за январь, февраль, март 2016 года начисления по заработной плате составляют 6 285 934,97 рублей или 25,8% от годовых плановых назначений по фонду оплаты труда, утвержденных Планом финансово-хозяйственной деятельности на 2016 год (24 321 000 рублей).

Таким образом, Учреждение в нарушение части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ, пункта 11 Порядка формирования муниципального задания, Порядка определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание имущества муниципальных организаций, подведомственных Управлению образования администрации Можайского муниципального района, Соглашения от 11.02.2016, Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций муниципального района, Положения о порядке формирования и расходования фонда экономии заработной платы работникам МДОУ, за счет бюджетных средств, предоставленных в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, осуществило выплату поощрительных единовременных выплат в связи с юбилейной датой организации (сверхнормативные расходы), финансирование которых не предусмотрено за счет средств предоставленной субсидии.

Учитывая вышеизложенное, выявлено нецелевое расходование бюджетных средств в сумме 343 728 рублей, выразившееся в направлении средств субсидии, полученных из бюджета муниципального района на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, на цели, не связанные с выполнением муниципального задания (на поощрительные единовременные выплаты работникам Учреждения в связи с юбилейной датой организации).

В соответствии с пунктом 20 Порядка формирования муниципального задания суммы субсидий, использованных не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет муниципального района. Не согласившись с вынесенным предписанием Контрольно-счетной палаты, учреждение обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

Суд первой инстанции указал, что в данном случае заинтересованным лицом не доказана законность и обоснованность вынесения рассматриваемого предписания, и оно подлежит признанию недействительным.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции в связи со следующим.

Согласно пункту 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также — БК РФ) в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок предоставления субсидий в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации.

Пунктом 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

На основании статьи 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности), статья 38 БК РФ устанавливает в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Соответствующие принципы закреплены в статье 28 БК РФ.

Постановлением администрации муниципального района от 05.08.2015 № 1297-П утвержден Порядок формирования муниципального задания и финансового обеспечения его выполнения в отношении муниципальных бюджетных, автономных, казенных учреждений (организаций) муниципального района (далее — Порядок), согласно пункту 12 которого в состав нормативных затрат на оказание услуг в соответствии с муниципальным заданием включаются, в том числе, затраты на оплату труда работников.

Руководствуясь положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком, администрация муниципального района постановлением от 29.10.2015 № 2080-П утвердила Порядок определения нормативных затрат на оказание муниципальных услуг и нормативных затрат на содержание имущества муниципальных организаций, подведомственных Управлению образования администрации муниципального района (далее — Порядок определения нормативных затрат).

Пунктами 3.4, 3.7 Порядка определения нормативных затрат установлено, что в составе нормативных затрат на оказание муниципальной услуги учитываются нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда с учетом фонда заработной платы, исчисленного в соответствии с системой оплаты труда работников муниципальных организаций образования муниципального района.

В соответствии с пунктом 16 Порядка основанием для предоставления субсидии Учреждению на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания является Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, заключаемое между Учреждением и Учредителем.

В соответствии с пунктом 20 Порядка суммы субсидий, использованных не по целевому назначению, подлежат возврату в бюджет муниципального района.

Из материалов дела следует, что 11.01.2016 г. Управление образования и отраслей социальной сферы администрации муниципального района (далее — учредитель) и Муниципальное дошкольное образовательное учреждение заключили Соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, предметом которого является предоставление учредителем из бюджета муниципального района Московской области субсидии учреждению на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, рассчитанной с учетом нормативных затрат на оказание учреждением услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание имущества и погашение кредиторской задолженности (п. 1 соглашения).

В соответствии с п. 3.1 рассматриваемого соглашения учредитель обязуется:

  • предоставить в 2016 году Муниципальному дошкольному образовательному учреждению, субсидии в размере 38 303 304,83 рублей, в том числе:

Средства бюджета Московской области в размере 27 985 967,69 рублей:

а) нормативные затраты на оказание услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам;

б) нормативные затраты на учебно-наглядные пособия;

Средства бюджета муниципального района в размере 10 317 337,14 рублей:

а) нормативные затраты на оказание услуг (выполнение  работ) физическим и (или) юридическим лицам;

б) нормативные затраты, на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением, созданным на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В соответствии с п. 3.3 Соглашения учреждение обязуется:

  • оказывать услуги (выполнять работы) физическим и (или) юридическим лицам в соответствии с муниципальным заданием учредителя за счет субсидии, направляемой учредителем (п. 3.3.1);
  • по требованию учредителя возвратить субсидию или ее часть в случае, если фактически исполненное учреждением муниципальное задание меньше по объему, чем это предусмотрено муниципальным заданием, или не соответствует качеству услуг, определенному в муниципальном задании (п. 3.3.2);
  • предоставлять учредителю отчет о выполнении муниципального задания по прилагаемой к муниципальному заданию форме:
    • до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (I, II, III кварталы) — предоставление ежеквартального отчета по количеству, объему, качеству предоставленных услуг ((выполненных работ), использованию субсидии;
    • до 20 января года, следующего за отчетным годом — предоставление годового отчета (с выделением выполнения муниципального задания за IV квартал) по количеству, объему, качеству предоставленных услуг (выполненных работ), использованию субсидии (п. 3.3.3).

Пунктом 3.4.1 соглашения от 11.01.2016 г. предусматривается, что учреждение вправе расходовать субсидию самостоятельно.

Факт получения учреждением субсидии, предусмотренной указанным соглашением, не оспаривается.

При этом в состав указанных нормативных затрат на оказание услуг входят затраты на оплату труда работников в соответствии с системой оплаты труда работников муниципальных организаций образования муниципального района, что установлено Порядком определения нормативных затрат.

Учреждением денежные средства, полученные из бюджета муниципального района на основании Соглашения, частично направлены на цели, не связанные с оказанием услуг в соответствии с муниципальным заданием, что выразилось в направлении указанных средств на выплату единовременных премий в связи с юбилейной датой организации, не предусмотренных системой оплаты труда работников муниципальных организаций образования Можайского муниципального района и не входящих в состав нормативных затрат на оказание муниципальных услуг в сфере образования.

Статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным, в том числе, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств; статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нецелевым использованием бюджетных средств является, в том числе, направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, т. е. в настоящем случае на цели, не предусмотренные Соглашением и не связанные с оказанием услуг в соответствии с муниципальным заданием (не входящие в состав нормативных затрат на оказание услуг).

Учитывая самостоятельность учреждений при использовании средств субсидий, предоставляемых на выполнение муниципального задания, вопрос целевого расходования указанных средств является одним из основных вопросов в ходе проведения контрольных мероприятий в бюджетных и автономных учреждениях.

При этом пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждениям предоставлено право кроме государственного (муниципального) задания и обязательств выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.

Согласно пункту 3 статьи 101 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Согласно Уставу МДОУ одним из источников финансирования деятельности Учреждения являются средства, получаемые от осуществления приносящей доход деятельности, предусмотренной нормами действующего законодательства, в том числе доходы от оказания платных образовательных услуг.

Однако на выплату оспариваемых поощрительных единовременных выплат Учреждением затрачены средства, предоставленные из бюджета муниципального района, имеющие целевое назначение, а не внебюджетные средства, на которые не распространяется действие бюджетного законодательства.

Кроме того, указанные единовременные поощрительные выплаты произведены Учреждением неправомерно, т. к. не предусмотрены Положением об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций муниципального района, определены без учета установленных показателей результативности и качества труда работников.

Постановлением Главы муниципального района от 02.08.2011 № 1251-П утверждено Положение об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций муниципального района Московской области (далее — Положение об оплате труда), которое устанавливает закрытый перечень видов стимулирующих выплат, осуществляемых за счет бюджетных средств:

  • выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  • выплаты за качество выполняемых работ;
  • премиальные выплаты по итогам работы.

Согласно порядку установления выплат стимулирующего характера, установленному в Учреждении приказом от 17.09.2014 № 204П.2, все выплаты стимулирующего характера работникам устанавливаются на основании показателей (системы критериев) результативности и качества труда, при этом перечень критериев оценки результатов работы для установления выплат стимулирующего характера утвержден для каждой категории работников.

Согласно пункту 3.5 Положения о порядке установления и размере выплат стимулирующего характера выплаты стимулирующего характера работникам устанавливаются на основании показателей (системы критериев) результативности и качества труда в денежном выражении в пределах выделенных бюджетных ассигнований. Согласно пункту 4.1 Положения о порядке установления и размере выплат стимулирующего характера выплаты стимулирующего характера устанавливаются работникам на основании определенных критериев, разработанных образовательной организацией с учетом мнения профсоюзного комитета отдельно по категориям персонала: критерии оценки результатов работы для установления выплат стимулирующего характера для педагогических работников (приложение № 1 к Положению), для помощников воспитателей (приложение № 2 к Положению), для специалистов (приложение № 3 к Положению), для административного состава (приложение № 4 к Положению), для учебно-вспомогательного и технического персонала (приложение № 5 к Положению). Согласно пункту 4.5 Положения о порядке установления и размере выплат стимулирующего характера размер стимулирующей выплаты каждому работнику определяется умножением суммы баллов работника на стоимость одного балла в денежном выражении.

изображениеОднако при установлении приказом от 29.03.2016 № 165 единовременных поощрительных выплат утвержденные критерии оценки результатов работы не применялись, что подтверждается Протоколом заседания комиссии по распределению выплат стимулирующего характера от 28.03.2016 № 19, согласно которому размеры единовременных поощрительных выплат в связи с юбилейной датой организации определены произвольным образом, без учета критериев оценки результатов работы.

Положением об оплате труда также установлено, что за долголетнюю работу в организации и в связи с юбилейными датами (50 лет, 60 лет со дня рождения) и с уходом на пенсию (женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет) могут производиться единовременные поощрительные выплаты в размере, не превышающем должностной оклад (ставку заработной платы).

Таким образом, единовременные поощрительные выплаты в связи с юбилейными датами организаций для работников муниципальных образовательных организаций муниципального района не предусмотрены.

Также не предусматривается возможность поощрительных единовременных выплат в связи с юбилейной датой организации и Положением о порядке формирования и расходования фонда экономии заработной платы работникам МДОУ, утвержденным приказом от 17.09.2014 N 204П.5 (указанное Положение во многом не соответствовало Положению об оплате труда, ввиду чего утратило силу с 01.09.2016).

Кроме того, в ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что Учреждением допущено образование кредиторской задолженности по расходам на фонд оплаты труда за 2016 год (на 01.01.2017), что свидетельствует об отсутствии экономии средств фонда оплаты труда.

Кроме того, заведующему МДОУ приказом от 29.03.2016 № 165 единовременная поощрительная выплата установлена также в нарушение пункта 41 Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций муниципального района, пункта 3.9 Положения о порядке установления и размере выплат стимулирующего характера, согласно которым стимулирующие выплаты руководителю образовательной организации устанавливаются отраслевыми (функциональными) органами администрации муниципального района, являющимися работодателями руководителей подведомственных образовательных организаций.

Таким образом, в нарушение пункта 41 Положения об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций муниципального района, пункта 3.9 Положения о порядке установления и размере выплат стимулирующего характера заведующий МДОУ издал приказ, в том числе о своем премировании в размере 10 000 рублей, в связи с юбилейной датой организации.

изображениеИменно издание заведующим МДОУ неправомерного приказа о поощрении работников в связи с юбилейной датой организации, в том числе о поощрении самого себя, и повлекло нецелевое использование субсидии, предоставленной из бюджета муниципального района, что послужило основанием для составления в отношении заведующего МДОУ протокола об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Нецелевое использование бюджетных средств».

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МДОУ представляет собой нормативные затраты на оказание услуг и нормативные затраты на содержание имущества, что установлено пунктом 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 11 Порядка формирования муниципального задания и финансового обеспечения его выполнения в отношении муниципальных бюджетных, автономных, казенных учреждений (организаций) муниципального района, Соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.

pen

Выплаты, не предусмотренные системой оплаты труда работников муниципальных организаций образования муниципального района, не входят в состав нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, оказываемых муниципальными организациями образования муниципального района, и не предусматриваются Соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.

При этом выполнение показателей муниципального задания не отражает целевое использование бюджетных средств. С 18 июня 2017 года КоАП РФ дополнен статьей 15.15.5.1 (Невыполнение государственного (муниципального) задания).

Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, решение Арбитражного суда Московской области от 23 октября 2017 года и дополнительное решение от 16 ноября 2017 года подлежат отмене, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

?

Важно! Прежде чем осуществлять те или иные выплаты работникам, необходимо знать юридические основания их возможности. Помните, что в любом случае, неправильно начисленные и выплаченные денежные средств по вине работодателя не подлежат удержанию из заработной платы работника в последующем. Осуществляя такие выплаты, преследуя благие цели, руководитель может себя наказать очень серьёзно!

Написать комментарий

Уважаемые читатели!

Ответы на вопросы, поступившие в период с 15 июля по 14 августа, будут даны после 15 августа.

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0