Бакалавриат, специалитет, магистратура, ученая степень — как их сравнивать?

Многие задаются вопросом: какой диплом лучше — бакалавра, получившего образование по Болонской системе, или специалиста, учившегося по традиционной форме? Чем по сути является магистратура? И как эти формы образования ценит рынок труда? Разберемся.

Статистика указывает, что магистратура, которую считают ступенью высшего образования, становится все более популярной. За семь последних лет число выпускников магистратуры утроилось, достигнув 185 тысяч, а в 2020 году число магистрантов составило пятую часть поступивших в вузы. Вместе с тем, многие работодатели не различают бакалавров и магистров, а потому продолжение обучения не приносит работникам выгод. Возможно, это часть тенденции высокого спроса на среднее техническое образование, на выпускников техникумов и колледжей. Так, для большинства офисных работ не требуется глубоких знаний, которые дает высшее образование, или, к примеру, сегодня на любом производстве можно встретить станочников с высшим образованием, которое там не требуется. Да и работодатель не хочет доплачивать за хорошее образование за несложный труд.

Как сопоставить Болонскую систему и «нашу» традиционную?

Традиционная система высшего образования в нашей стране складывалась в довоенное время, когда растущая промышленность нуждалась в образованных специалистах. Тогда сформировалась ступенчатая система подготовки кадров: ПТУ (в 20-30-х годах — ФЗУ) — техникумы — институты. Эта система готовила не только инженерные (технические) кадры, но и гуманитарные: существовали художественные, педагогические и театральные училища, техникумы.

Сейчас, когда система среднего профессионального образования разрушена, молодежь получает образование в вузах. Их подавляющее число именуется университетами, хотя ранее это были институты и, напомню, Бауманский технический университет назывался Техническим училищем им.  Н. Э. Баумана. Для подготовки к учебе в средних и высших учебных заведениях молодежь направлялась на подготовительные отделения — рабфаки.

Кроме основных дисциплин преподавались социально-политические: история КПСС, марксистско-ленинская философия, диалектический материализм и т. п. Так сложилось пятилетнее обучение. Хотя там, где преподавались сложные науки (техника, медицина) обучение длилось и длится 5,5–6 лет.

Но стране нужны и научные кадры. Для «входа» в мир науки соискатель должен был доказать свою способность проводить исследования. Для этого он после трехлетнего обучения в аспирантуре представлял работу, в которой он показывал свою квалификацию и готовность для проведения исследований. Защитив этот труд перед ученой комиссией, соискатель становился кандидатом наук, то есть получал пропуск в науку, но ученым он мог считаться лишь после защиты докторской диссертации.

Аналогия с Болонской системой прослеживается: для получения основного образования, как там считается, достаточно и четырех лет, а для «входа» в большую науку требуется показать квалификацию исследователя защитой магистерской диссертацией после двухлетнего обучения в магистратуре.

Почему у нас отличаются сроки подготовки? В нашей стране, вероятно, из-за традиционно повышенного требования к кадрам и объема знаний, который надо было давать студентам и аспирантам, не имевшим хорошего среднего образования в 20-30-х годах.

Строгость и дисциплина в оценке кандидатских диссертаций, с одной стороны, и отсутствие таковых для магистерских работ — с другой, позволяют говорить о несопоставимом качестве первых по отношению к последним. Известно и качество многих магистерских работ, и требования к ним. Ведь зачастую, многие вузы привлекают бакалавров в магистратуру на платной основе, не заботясь о качестве преподавания.

И еще один интересный фактор: к защите докторской диссертации магистр, скорее всего, не будет допущен, он должен пройти через защиту кандидатской.

Что дает магистратура выпускникам?

США и Великобритании магистр зарабатывает в среднем на 5,5–30% больше по сравнению бакалавром, а в Японии на 30–40%. Магистры-гуманитарии зарабатывают меньше представителей технических и инженерных специальностей, педагоги — меньше, чем управленцы и менеджеры. Так, в сфере бизнеса в США магистратура прибавляет к зарплате 19–23%, в то время как диплом магистра в образовании, скорее, может иметь обратный эффект.

Не так давно НИУ «Высшая школа экономики» провел исследование о связи между наличием диплома магистратуры и перспективой трудоустройства. В целом, показано, что магистрам легче найти работу, чем бакалаврам, да и зарплата у них выше.

В магистратуру чаще идут более успешные студенты: 30% магистрантов — бакалавры с красным дипломом, а среди выпускников-магистров таких 45%. Магистерское образование, по сравнению с бакалавриатом, повышает вероятность занятости на 12% среди женщин и на 3% у мужчин. Диплом с отличием прибавляет к этой вероятности ещё 3% и 4% соответственно. Но на заработок красный диплом оказывает обратное влияние: отрицательное или не очень значимое. Получению работы успехи в обучении чаще всего не способствуют. А вот обычный диплом магистра влияет на прибавку к зарплате: у женщин на 10%, у мужчин на 2,5%. С позиции зарплат магистерская степень не имеет значения для работников культуры, искусства, гуманитарных и общественных наук. Самые большие премии — у тех, чьи специальности связаны с цифровыми навыками и перспективой занять руководящие посты. Магистерская степень в математике и компьютерных науках дает прибавку к зарплате для в 15% женщин и 6% для мужчин, в экономике и управлении — 20% и 12%.

Отмечено, что у тех, кто совмещал учебу с работой (87%) вероятность трудоустройства выше (у женщин на 10%, мужчин — на 5%), а также выше зарплата (на 8% и 6% соответственно).

Магистратура — удобное средство для смены профессии, чем воспользовались 22% магистрантов, но и найти работу им сложнее: двухлетняя подготовка не столь глубока, да и сказывается отсутствие базы.

Важный фактор — вуз, дающий образование магистра. В приоритете научно-исследовательские университеты (НИУ) и участники проекта «5–100». Шансы получить работу после магистратуры в них повышаются на 12,5–13,5% для женщин и 7–8% для мужчин, а зарплатные премии — 15–16% и 4–7%.

Болонская система, надо признать, не нашла еще широкого распространения в нашей стране. Работодатели пока присматриваются к бакалаврам и магистрам и не всегда они понимают, какова эффективность такого обучения, каков их уровень готовности к практической деятельности. Это может быть связно, в первую очередь, с тем, что для значительной части работ высшего (теоретического) образования не требуется. Хотя, приведенные данные исследования внушают оптимизм в отношении спроса на таких специалистов.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0