«Дорожная карта» для выпускника этого года: как готовиться к поступлению в вуз

Выбор профессии означает выбор вуза, а выбор профиля обучения зависит от готовности к ЕГЭ. Нередко выбор профессии школьником основан на том, насколько велики его шансы сдать экзамены по определенным предметам. Рассмотрим путь в профессию, отправной точкой которого будет твердость знаний в определенных предметах и успешности в ЕГЭ.

Шаг первый: изучить правила и статистику приема абитуриентов в выбранные вузы

Поскольку абитуриент может подавать документы в несколько учебных заведений и на несколько направлений подготовки в каждом, поэтому имеет смысл выбрать основное направление обучения (и учебное заведение) и несколько сходных, которые будут рассматриваться в качестве запасных.

В начале учебного года вузы публикуют правила поступления и информацию о числе бюджетных мест, перечень 3–4 ЕГЭ по направлениям подготовки (специальности), наличие дополнительного вступительного испытания (ДВИ) и его форма (эссе, собеседование, рисунок и т. д.).

Важно иметь в виду, что на одно и то же направление подготовки в разных университетах принимают с разными предметами ЕГЭ. Например, на лингвистику в одном вузе рассматривают результаты экзаменов по иностранному и русскому языкам и по обществознанию, в другом вместо обществознания рассматривают баллы, по истории. В такой ситуации надо принять решение, к чему нужно готовиться (оба предмета или один из них). Следует также учесть, что вузы вправе устанавливать минимальный, пороговый балл для каждого ЕГЭ, ниже которого они не принимают документы абитуриентов.

Второй шаг: будущая профессия определяет выбор предметов ЕГЭ

Этот выбор шире, чем выбор профессии: ведь выбор экзамена по математике в качестве профильного открывает дорогу в несколько вузов, где котируются результаты этого экзамена. Обязательными для всех вузов и профессий являются два ЕГЭ — русский язык и математика. Успешная сдача экзамена по этим предметам означает получение аттестата зрелости. ЕГЭ по математике имеет два уровня: базовый и профильный. Базовый уровень экзамена сдают те, кто будет поступать в вуз, где математика не идет в зачет для поступления. Профильный экзамен по математике нужен абитуриентам тех вузов, где оценки по этому предмету являются критерием для поступления. И надо быть готовым выбрать и другие предметы для подготовки и сдачи ЕГЭ.

После чего следует заявиться на сдачу этих экзаменов. После подачи заявления назад пути уже не будет. Нет, конечно теоретически список предметов, с которыми запланировано выходить на ЕГЭ, можно изменить и позже, но времени останется совсем мало, а ведь впереди подготовка по этим предметам.

В качестве ориентира для объема и интенсивности подготовки могут служить минимальные баллы ЕГЭ для подтверждения среднего образования и баллы, необходимые для поступления в учебные учреждения (см. таблицу) в этом учебном году. Опубликованы на сайте Рособрнадзора (Приказ № 876 от 26.06.2019).

Таблица. Минимальные баллы, подтверждающие среднее образование, и необходимые для поступления в вуз.

 

Предмет Балл
Русский язык (для подтверждения среднего образования)  24
Русский язык (для поступления в вуз)  36
Математика профильного уровня  27
Физика  36
Химия  36
Информатика и информационно-коммуникационные технологии  40
Биология  36
История  32
География  37
Обществознание  42
Литература  32
Иностранные языки  22

Кстати, как констатирует Рособрнадзор, качество подготовки абитуриентов вузов по результатам ЕГЭ-2019 несколько выросло, выпускники стали чаще выбирать для поступления такие социально-значимые специальности, как «Лечебное дело», «Педагогическое образование», а также специальность «Информатика и вычислительная техника».

В 2019 году уменьшилась доля выпускников, не получивших аттестат и не преодолевших минимальные пороги по отдельным предметам ЕГЭ по выбору. За последние три года значительно вырос (на 9,3 балла) средний тестовый балл по профильной математике. На 2,6 балла вырос средний тестовый балл по истории. Увеличилось число высокобалльных работ, оцененных в 81–100 баллов. Наиболее востребованными учебными предметами по выбору среди выпускников 11 классов в 2019 году стали обществознание, физика, биология, история, химия и информатика.

Шаг третий: получить допуск к ЕГЭ

Допуском к ЕГЭ служит обязательное итоговое сочинение, которое организуется для выпускников в декабре. Хорошая новость в том, что при неудовлетворительном результате написания сочинения есть еще две попытки, а также в том, что в ряде вузов за него можно получить дополнительные баллы.

Четвертый шаг: заработать дополнительные баллы

Любой абитуриент может получить до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ, для чего существует ряд возможностей:

  • аттестат с отличием;
  • участие и победы в предметных олимпиадах и творческих конкурсах;
  • итоговое сочинение;
  • волонтерская деятельность;
  • спортивные достижения (спортивный разряд, победа в соревнованиях, разряд ГТО).

Как правило, каждый вуз самостоятельно устанавливает перечень таких дополнительных возможностей с указанием дополнительно начисляемых баллов.

Пятый шаг: сама подготовка

Важно расставить приоритеты, ведь каждому учащемуся ясно, каковы его сильные и слабые стороны, каков порог прохождения в конкретный вуз по каким предметам.

Расставив приоритеты важно составить план подготовки, отсчитывая сроки каждого этапа от даты каждого ЕГЭ обратным счетом. Этот план может включать участие в олимпиадах, в волонтерской работе и т. д. Если предполагается обратиться к помощи репетиторов, то важно уделить время для их выбора, согласовать с ними расписание, ведь у них есть и своя занятость.

Нередко на родительские собрания в выпускных классах приглашаются репетиторы, наперебой предлагая свои услуги. Но принимать решение «здесь и теперь» не следует, целесообразно выбрать тех, кто работает преподавателем в выбранном вузе, поскольку как правило, они хорошо знают правила поступления, практику рассмотрения документов и работы приемной комиссии, требования к дополнительным вступительным испытаниям.

Подготовка к ЕГЭ в наше время становится заботой целой команды: родителей, учителей, репетиров, профориентационных организаций, вузов и самого ученика. Согласование этих усилий дает нужный эффект, а значит, нужен кто-то кто сможет контролировать все «нервные окончания» процесса в свои руки, и тот, кто будет держать в руках все рычаги, приводящие в действие весь этот процесс.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0