К чему надо готовиться в этом учебном году и в ближайшем будущем

Вашему вниманию три ожидаемых события в области образования: ЕГЭ, ФГОС, категории вузов. Они могут напрямую повлиять на жизнь выпускников уже в этом году и старшеклассников — в ближайшей перспективе. Родителям, интересующимся тем, как и чему будут учить детей, и как они будут учиться в вузе (и в каком) эта статья будет особенно интересна.

Об изменениях в ЕГЭ в 2020 году

20 августа на сайте ФИПИ в разделах ЕГЭ и ГВЭ-11, ОГЭ и ГВЭ-9 опубликованы проекты документов, определяющих структуру и содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ и ОГЭ 2020 года — демоверсии, спецификации и кодификаторы.

Институт приглашает к общественно-профессиональному обсуждению проектов КИМ ГИА. Как отмечает ведомство, предполагаемые изменения незначительны: формулировки некоторых заданий и критерии оценки усовершенствованы на основе анализа результатов ЕГЭ-2019 и обращений в Рособрнадзор и ФИПИ во время его проведения.

Менять структуру и содержание ЕГЭ не планируется, за исключением физики и китайского языка, уточнили в пресс-службе.

Задача 25 в КИМ ЕГЭ по физике, которая ранее была представлена в части 2 в виде задания с кратким ответом, теперь предлагается для развернутого решения и может быть оценена максимально в два балла. Таким образом, число заданий с развернутым ответом в ЕГЭ по физике увеличилось с пяти до шести. Для задания 24, проверяющего освоение элементов астрофизики, вместо выбора двух обязательных верных ответов предлагается выбор всех верных ответов, число которых может составлять либо два, либо три.

В ЕГЭ по китайскому языку станет меньше заданий на аудирование, форматы некоторых заданий изменятся, а также появятся два диалогических текста. В разделе «Чтение» количество заданий также уменьшится, а в разделе «Письмо», наоборот, появится дополнительное — выпускникам предложат написать личное письмо.

Помимо этого, уточнены критерии оценки некоторых заданий по русскому языку, географии, истории и обществознанию.

Новый ФГОС 2019–2020 — что это значит для старшеклассников и выпускников?

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) будут утверждены в конце 2019 года, а во втором квартале 2020 года будет завершена работа по обновлению основных школьных программ. Над новым проектом ФГОС работали специалисты ведущих педагогических вузов страны — Российского государственного педагогического университета (РГПУ им. А. И. Герцена), Московского педагогического государственного университета (МПГУ им. В. И. Ленина), Московского городского педагогического университета (МГПУ).

В новой версии стандартов прописаны контрольные точки с конкретными результатами, которые должен достичь ученик к определённому времени. Это поможет понять, как ребёнок освоил в конце каждого года изучаемые предметы, есть ли у него проблемы, как их можно решить. Эта точка контроля — шанс исправить то, что можно доработать ещё задолго до ОГЭ и ЕГЭ. Что особенно важно, новый стандарт позволит любому родителю и ученику посмотреть, каким должно быть содержание учебного предмета, и соотнести его с практикой в конкретной школе, с заданиями учебников, с ЕГЭ.

В соответствии с новыми ФГОС потребуется доработка школьных учебников, однако введение обновлённых ФГОС в 2019–2020 учебном году в школах не планируется.

Принципы формирования стандартов: конкретизация требований к результатам, структуре и условиям реализации освоения образовательных программ, содержание ФГОС должно быть максимально понятно всем участникам образовательного процесса, включая родителей. Обучение в школах должно проходить с использованием качественной учебной литературы, учебников не должно быть много, поэтому подготовлен новый порядок формирования федерального перечня учебников.

Образовательная программа одной школы порой кардинально отличается от программы другой. С утверждением новых образовательных стандартов такая практика уйдет в прошлое, и везде будет единая фундаментальная база и в начальной школе, и в общей. Будет прописано, что и когда должен изучать ученик, при этом связь между предметами будет прослеживаться более четко. К примеру, между историей и литературой, математикой и физикой, физикой и технологией.

Кроме того, во ФГОС учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов, уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ во избежание учебной перегрузки.

Планируется разделить вузы на три разряда

В июле 2018 года Ассоциация ведущих университетов России и ассоциация «Глобальные университеты», в которые входят 50 крупнейших вузов РФ, обратились к президенту Владимиру Путину с предложением скорректировать систему аккредитации. После этого была создана межведомственная рабочая группа. Она обсуждает вариант создания трех типов аккредитации вузов — базовой, продвинутой и ведущей.

Базовый уровень аккредитации будет предполагать, что вуз должен значительную часть курсов реализовать в сетевой форме, когда вместо традиционных лекций будут онлайн-курсы Национальной платформы открытого образования. Продвинутая аккредитация предполагает, что вуз все курсы может готовить своими силами. А претенденты на аккредитацию ведущего университета будут иметь ее только в том случае, если они реализуют в онлайн-форме и сделают доступными для широкой аудитории все свои базовые курсы по профильному направлению и значительное число курсов по выбору. Такой вариант сейчас обсуждает рабочая группа по госаккредитации, в которую входят представители Минобрнауки, Рособрнадзора, Национального совета по профессиональным квалификациям, вузовского сообщества и объединений работодателей.

При прогрессивности такой системы есть и опасения. Эксперты полагают, что система будет эффективной, если при лицензировании и аккредитации будут учитываться прежде всего объективные критерии вроде рейтингов, индексов цитирования и среднего балла ЕГЭ абитуриентов. При этом отмечается, что введение трех типов аккредитации может создать некоторый перекос: использование базовыми универсумами до 70% материалов ведущих вузов еще больше укрепит позиции последних.

Пресс-служба Рособрнадзора отмечает, что все предложения на эту тему будут рассмотрены межведомственной рабочей группой, и окончательно решение будет приниматься только после детального и конструктивного обсуждения. Также отмечается, что любые предлагаемые идеи по совершенствованию процедуры не должны негативно влиять на сферу образования.

Таким образом, тренд последних пяти-семи лет — это развитие онлайн-курсов, и тут ведомства уловили общее настроение, готовят для этого нормативную базу, чтобы нововведения учитывались при процессе лицензирования, а за качество этих курсов будут отвечать профессора ведущих университетов.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0