Как выбирают профессию в семьях

Выбирает семья?

В исследовании связи статуса родителей и выбором профессии их детей специалисты задавались вопросами: насколько успех и на рынке труда, да и вообще в жизни обусловлен личными успехами и успехами родителей. Они занимались поиском статистически значимой связи между профессиональным статусом родителей и детей, а также между зарплатой бывших школьников и их родителей.

И вот, в ходе двадцатилетнего исследования, результаты которого были недавно опубликованы на совместном семинаре Лаборатории исследований рынка труда и Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ, выявлялись связи между профессиональным статусом детей и родителей, а также влияние социального статуса родителей на выбор их детьми образования и профессии.

Исследование показало, что социальный и профессиональный статус родителей играет значительную роль в построении карьеры их детьми. Именно с помощью родителей дети получают шанс стать высокооплачиваемыми профессионалами, отмечают авторы исследования.

Общий вывод, который делается по его результатам, подтверждает гипотезу о наличии связи между социальным и профессиональным статусом родителей и детей. Анализ показал: статистически значимая связь между профессиональным статусом родителей и детей существует. Она также обнаруживается и между родительским статусом и заработком их взрослых детей. Причем, эта связь положительная: чем выше социальный статус родителей, тем выше доход детей. Сила этой связи не меняется в зависимости от года проведения опроса и мало зависит от уровня образования детей.

Однако, следует принимать во внимание, что в постсоветский период средний уровень образования в стране возрос. Если в 1989 году 32% мужчин и 37% женщин в возрасте 30–64 лет имели неполное среднее образование, то в 2010 году таких оказалось уже 10% и 7% соответственно. То есть пропорция людей с более низкими профессиональными ступенями образования также уменьшилась, в то время как доля людей со специализированным вторичным и университетским образованием увеличилась.

Таким образом, доступ к высшему образованию со временем был облегчен для всех категорий граждан. То есть, рост числа людей с высшим образованием в последние два десятилетия нужно относить не на счет высокого статуса их родителей, а на произошедшие изменения в сфере организации образования: исчезновения звена средне-специальной подготовки. В то же время, массовое распространение высшего образования не повлекло за собой такого же роста профессионалов на рынке труда. Наличия диплома оказалось недостаточно для получения высокооплачиваемого рабочего места. И тут родительское влияние на профессиональный выбор их детей вышло на передний план.

Проведенный анализ влияния социального статуса родителей на успешность детей показал: именно для детей с высшим образованием родительский статус оказывается наиболее эффективным. Подкрепленный дипломом, он дает шанс подняться по карьерной лестнице и в итоге получить престижное и высокооплачиваемое рабочее место. Правда, в последние годы влияние статуса родителей на зарплату их детей

несколько ослабла. Исследователи полагают, что это связано со стабилизацией профессиональной структуры и всего рынка труда в 2000-е годы.

И тут нам надо обратиться к результатам альтернативного исследования.

Выбирает школьник?

Многолетнее исследование, проведенное Институтом развития образования НИУ ВШЭ в 41-м регионе страны, в ходе которого в течение двух лет были опрошены более трех с половиной тысяч школьников, показывает, что среди молодежи высока доля тех, кто прислушивается к мнению старших (почти по 40%). Тем не менее, строго статистически ожидания родителей и детей, по результатам этого исследования, оказались не связаны. Ответы «Для меня важно прислушиваться к мнению» и «Я сделаю так, как мне советуют родители» отражают разные стратегии поведения: декларируемого и реального.

В результате исследования оказалось, что культурный капитал семьи (уровень образования и профессиональный статус отца и матери, объем и состав домашней библиотеки, наличие в доме литературной классики и произведений искусства), как ни странно, почти не влияет на ожидания подростков относительно будущей работы. Единственная найденная зависимость между культурным статусом семьи и ценностями, приписываемыми школьником будущей работе, выглядит так: при существовании в семье культурных ресурсов подросток с большей вероятностью ориентируется на работу, которая обеспечивает независимость.

То есть, ребята родителей слушают, но решение предпочитают все чаще принимать самостоятельно.

А самостоятельные дети хотят интересную работу: если высшее образование есть и у матери, и у отца, но при этом школьник не следует их советам относительно образования и работы, то он, скорее всего, будет ценить в работе эмоциональную вовлеченность и самореализацию.

По данным исследования, опрошенные взрослые и их дети выделяют такие ценности, связанные с будущей работой:

  • высокий доход;
  • эмоциональная вовлеченность;
  • престижность (уважение к этой работе со стороны других людей);
  • принадлежность к группе (возможность общения с другими людьми);
  • независимость (возможность распоряжаться своим временем);
  • безопасная среда (комфорт и спокойствие).

Если анализировать ценности будущей работы в восприятии школьников в отрыве от их семейного бэкграунда, то среди этих ценностей, по данным исследования, будут лидировать высокий доход и эмоциональная вовлеченность.

Высокая зарплата — самая ожидаемая характеристика первой трудовой занятости. Свыше половины школьников (51,8%) отметили эту ценность как предпочтительную.

Эмоциональную вовлеченность считают важной 42% респондентов. Примечательно, что лишь для 25,8% она не имеет большого значения.

Меньше всего девятиклассники озабочены независимостью — возможностью распоряжаться рабочим временем. Лишь 18,4% опрошенных считают это важным.

Большинство родителей ждут от первого места работы своих детей того же, что и сами подростки: в обеих группах самый популярный ответ — высокий доход, самый редкий — независимость. Достойной зарплаты для своих детей ждут 61% родителей. За возможность распоряжаться своим временем проголосовали лишь 12% отцов и матерей.

Для взрослых важно также, чтобы работа их детей была безопасной (34%). Кроме того, они обращают внимание на эмоциональную вовлеченность (50%), сознавая всю значимость добровольного выбора и увлекательности работы.

Исследование показало, что на выбор школьников их будущего оказывают существенное влияние их личные качества, и в первую очередь — отношение к учебе. По подсчетам автора статьи, 86% российских школьников нравится учиться. При этом старшеклассники склонны оценивать себя как старательных и целеустремленных. Меньше всего им, по их собственному мнению, свойственны отсутствие веры в свои силы и трудоголизм.

Связь между целеустремленностью и ожиданиями школьников относительно работы выглядит так: если подросток оценивает себя как упорного в достижении цели, а свои интересы считает устойчивыми, то он с большей вероятностью будет искать высокодоходную работу. Упорные в достижении своих целей школьники также больше ориентированы на работу, которая позволит чувствовать эмоциональную вовлеченность в свое дело.

Школьники, которым нравится учиться, скорее всего, будут искать в работе престиж. Вероятно, им захочется сохранить во взрослой жизни привычку получать признание, сформированное в школьные годы похвалами учителей за оценки.

Какие выводы более верные? Трудно сказать, эти исследования были проведены в разное время. Мир быстро меняется, изменяются человеческие ценности, возникают новые профессии, структура труда. Система образования также подвержена трансформации. Все это может нарушать традиционные каналы, по которым наследуются профессиональные ценности. Эти данные показывают лишь то, что, вступив в новый информационный мир, школьники будут вполне самостоятельны в выборе профессий, ведь традиционные ценности взрослых могут потерять силу ориентиров.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0