Какие факторы влияют на выбор профессии и что выбирается?

Исследования показывают тренды в выборе профессий, и каково влияние разных факторов на этот выбор. Среди этих факторов можно выделить внешние, например, влияние СМИ, доступность получения образования, в можно — внутренние: успеваемость по определенным предметам. Такие исследования проводят различные вузы и агентства. Предлагаю конспект таких обзоров.

Контекст профессионального выбора — факторы, влияющие на выбор профессии

Внутренние факторы

  • Оценка учеником собственных сил и шансов поступления в учебное заведение на обучение желанной профессии.
  • Представления семей о будущем благополучии детей.
  • Семейные традиции (династии).

Внешние факторы

  • Доступность учебного вуза для поступления (проходной балл).
  • Транспортная доступность учебного заведения.
  • Экономические факторы и «сигналы рынка», формирующие спрос на профессии.
  • Влияние СМИ, формирующее популярность профессий.
  • Популярность специальностей в данном экономическом регионе.

Если обобщить все профессиональные выборы, то выбор делается между двумя классами профессий:

  • естественно-научные, технические, медицинские и сельскохозяйственные специальности — их обобщенно называют «техническими», а их представителей — «физиками»;
  • гуманитарные науки, науки об обществе — их называют «гуманитарными», а их представителей иронично — «лириками».

Популярность направлений обучения и этапность выбора профессии

Исследования показывают, что популярность технических профессий выше гуманитарных, и процесс выбора места учебы выглядит так: первом этапе профессионального самоопределения абитуриент оценивает свои способности по математике. Если он прогнозирует выполнить ЕГЭ выше проходного балла учебного заведения технического направления, то он выбирает профессию из этого направления. Если меньше, то подать документы туда невозможно, и тогда абитуриент рассматривает аналогичные возможности в гуманитарных профессиях. Но успех его ждет, если баллы по русскому языку будут (ожидаются) выше проходного балла гуманитарных учебных заведений. И только после этого абитуриент окончательно оценивает свои шансы поступления в учебное заведение. При этом примерно 58% выпускников идут на бюджетные места туда, куда проходят по баллам ЕГЭ. И лишь четверть абитуриентов делают осознанный выбор, поступая на коммерческие места.

Затем он внутри избранного направления ориентируется в выборе конкретной специальности.

Таким образом, нередко ученик «нащупывает» путь в профессию, ступенчато двигаясь от сложного к более простому — по остаточному принципу. Причем, примерно 5% выпускников школ берут годовую паузу перед дальнейшим обучением — кто-то идет работать, кто-то отдыхать, кто-то целенаправленно идет служить в армию.

Факторы, формирующие популярность специальностей через СМИ

На втором этапе абитуриент ориентируется в выборе конкретной предметной области. Наука утверждает, что выбор делается пропорционально влиянию СМИ, а именно пропорционально индексам, подсчитанным по результатам семантического анализа информации базы данных СМИ.

  1. Привлекательность образа жизни и образа человека соответствующей профессии.
  2. Перспективность данной профессии.
  3. Качество обучения в вузах по направлению.
  4. Доступность высшего образования по направлению.
  5. Интерес общества и популярность профессии.
  6. Внимание государства, корпораций, инвесторов к профессии, направлению подготовки.
  7. Научная активность в рассматриваемой области, внедрение инноваций, активность экспертов.
  8. Государственные стратегии и программы, инвестиции и оценки инвесторов, заключение контрактов, открытие объектов инновационной инфраструктуры.

Примеры формулировок в текстах СМИ, влияющих на выбор профессии.

  • Молодежь идет учиться на эту профессию
  • Представители этой профессии часто путешествуют по миру
  • Работа по этой профессии очень интересна
  • Эта профессия очень привлекательна у работодателей
  • Офисная профессия/Производственная профессия
  • Лауреат премии в этой профессиональной области / Известный представитель этой профессии считает/думает/рекомендует
  • Создатель крупного бизнеса — по образованию…
  • Герой фильма/книги/сериала — …. по профессии
  • Спрос на представителей этой профессии растет
  • Эта профессия престижна
  • Эта профессия занимает верхние строчки/первые места в рейтинге оплаты труда/востребованности/перспективности
  • Выпускник, получивший эту профессию, может легко устроится на работу в корпорации… /в Москве/в Санкт-Петербурге/везде в России/за границей

Однако, зная повадки наших СМИ и некоторых журналистов, подача некоторых из этих тем бывает тенденциозной и даже манипулятивной. Тенденциозная подача может решать задачи каких-либо заинтересованных групп — местной власти, градообразующих корпораций, учебных заведений и пр. Поэтому следует все перепроверять: эту информацию, свои ощущения, ситуацию в экономике города, спрос на профессии в интересующем секторе и т. д.

Какие можно извлечь выводы?

Конечно, если в городе — один два вуза или техникума, готовящих кадры для градообразующего предприятия, то при выборе профессии срабатывает большинство внешних факторов. Но если ученик чувствует в себе силы и имеет тягу к другим наукам, то он может пойти по иному — «ломоносовскому» пути, преодолевая «гравитацию» места, где ему предрешен путь, проложенный несколькими поколениями его земляков. И такие смельчаки есть: по данным кампании этого года, примерно 15% абитуриентов устремились учиться в столицу, 11% — в Санкт-Петербург.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0