Какое будущее ждет гуманитариев?

Какие навыки и компетенции нужны гуманитарию, чтобы быть востребованным на рынке труда? Известно, что потребность в них снижается, поскольку их стало очень много. Но у специалиста с развитыми гуманитарными компетенциями может быть даже больше шансов найти свою нишу и преуспеть в ней, чем у «технарей». Рассмотрим компетенции, которые помогут гуманитарию (а, может, и «технарю») найти своим способностям спрос, а также качества, которыми должен он обладать, чтобы стать эффективным на рынке труда.

Нужны ли современному миру гуманитарии?

Существует точка зрения, согласно которой гуманитариев не хватает, но не юристов с экономистами — их действительно много и, строго говоря, к гуманитарным профессиям они не относятся, хотя входят в категорию «общественных наук».

Недостаток квалифицированных инженеров и переизбыток юристов, экономистов — важная предпосылка государственной политики в области образования, имеющая последствия: с 2011 года количество бюджетных мест на гуманитарных факультетах стало ощутимо сокращаться. Как показало исследование Института развития образования НИУ ВШЭ, проведённое в 2015 году, соотношение бюджетных мест по гуманитарным и техническим специальностям неадекватно спросу на них: реальная нужда в гуманитарных специалистах на 40 тысяч выше, чем предлагают вузы. Вместе с тем, несмотря на заметное падение популярности общественных наук, количество бюджетных мест по этому направлению оказалось явно недостаточно. Дефицит оценивается примерно в 60%. В имеющейся системе высшего образования соотношение мест «физиков» и «лириков» 69,8% против 30,2% в пользу первых. При этом результаты исследования говорят о том, что соотношение мест должно быть 57,7% против 42,3% в пользу «физиков».

Сравним это с общемировой повесткой: по прогнозам министерства труда США число рабочих мест, связанных с преподаванием или взаимодействием с потребителем (традиционная гуманитарная ниша), к 2022 г. увеличится в стране на 2,1 млн, а число инженерных рабочих мест — всего на 279 000.

Даже Кремниевая долина — оплот современных технологических корпораций — уже сейчас оккупирована гуманитариями более чем наполовину: инженерные и другие технические дипломы имеют только 30% специалистов, делающих карьеру компаниях, специализирующихся на разработке интернет-сервисов и программного обеспечения.

Львиная часть работы в современной IT-индустрии — это не только разработка, но и выстраивание правильных отношений с пользователями. Хороший гуманитарий должен уметь охватить общую структуру проекта, посмотреть на него с разных точек зрения, чего часто не хватает более специализированным «технарям». Поэтому нас не должно удивлять, что во главе многих успешных проектов стоят специалисты с гуманитарным бэкграундом. Наиболее ярким примером этого можно считать Стива Джобса — основателя компании Apple и создателя iPhone. Он не был ни компьютерщиком, ни инженером, а учился в гуманитарном университете, который даже не закончил. Но опыт разработки электронных устройств, приобретенный в школьные годы с друзьями-компьютерщиками, помог ему понимать их потребительскую ценность и умение доносить ее до покупателей.

Вот и сегодня в перенасыщенном информацией мире всегда будут востребованы люди, которые умеют делать сложное доступным и устанавливать взаимосвязь между разными сферами общественной жизни. Если даже в IT без гуманитариев не обойтись, то они тем более нужны в других областях: образовании, сфере услуг, управлении и всевозможных СМИ.

Можно предположить, чем вызвано недоверчивое отношение к гуманитариям: в советские времена им приходилось выполнять чисто идеологические функции. Если от учёных и специалистов-естественников не требовалось соблюдать принципа партийности, подчиняя физические законы идеологическим установкам, то многие гуманитарии вынуждены были им следовать, так, исторические и журналистские профессии считались «идеологическими», и военные специальности выпускников этих факультетов были связаны с пропагандой. Но даже на естественнонаучных факультетах преподавались идеологические предметы.

Качества успешного гуманитария

Само по себе деление на гуманитарные и технические (или естественнонаучные) специальности очень грубое и слишком сильно устарело, чтобы употреблять его с пользой. Правильнее было бы говорить о компетенциях, которые присущи разным направлениям подготовки, в том числе — и инженерно-техническим.

Согласно исследованиям ряда международных организаций, опубликованном на Давосском форуме в 2016 году, выделяют 10 базовых навыков, которые будут востребованы в ближайшие десятилетия и станут фактором конкурентоспособности работников на рынке труда:

  • коммуникативность (способность взаимодействовать и сотрудничать с разными людьми, налаживать отношения в команде, презентовать себя и свои результаты);
  • критическое мышление и решение проблем (умение определять проблему, аналитические способности);
  • обучаемость и открытость новому, способность самообучаться;
  • инновационность и креативность (способность мыслить нестандартно и создавать новое, готовность к творческому эксперименту);
  • цифровые знания и навыки (способность работать в цифровой среде, программирование, знание основ робототехники);
  • осознанность и управление собой (умение управлять своим вниманием, справляться со стрессами и информационной перегрузкой, находить смысл в работе и в жизни);
  • междисциплинарное и межкультурное взаимодействие (способность взаимодействовать с разными культурами и поколениями, эффективно с ними взаимодействовать, кооперироваться с другими командами);
  • менеджмент (умение управлять людьми, процессами, ресурсами);
  • этичность и социальная ответственность (понимание связности процессов биосферы, баланса жизни в широком смысле);
  • ориентация на достижение результата.

Шесть из десяти этих навыков охватывают 80% прогнозируемых компетенций будущего. Сегодня вообще говорят лишь о четырех навыках, достаточных для того, чтобы войти в будущее: критическое мышление, креативность, коммуникативность и кооперация.

Как видно из этих списков, тут нет каких-либо технических навыков, это, скорее, «мягкие навыки» (Soft Skills), которыми может овладеть каждый, в том числе — и «технарь».

Спрос на гуманитариев

Гуманитарий (как и любой другой специалист) должен понимать принципиальную разницу между образовательной средой и рынком профессий.

Гуманитарное образование в каком-то смысле лучше соответствует новой ситуации в обществе и экономике. Оно формирует гибкость мышления, умение слушать и сопереживать, переучиваться и обрабатывать новую информацию. Умение «продавать себя» — совокупность коммуникативной и эмоциональной компетенций, которым не учат в вузах. И отсутствием этой способности чаще всего страдают «технари», нередко не отличающихся общительностью, умением чувствовать эмоции и потребности собеседника.

Как показывает статистика, гуманитарии чаще, чем «технари», находят работу ещё во время учёбы в вузе, и это даёт им значительные преимущества. Работодатели ценят пресловутый «опыт работы», а студенты благодаря этому начинают более реалистично относиться к своим жизненным перспективам.

В последние десятилетия в США и странах Европы, несмотря на экономические неурядицы, уровень выпускников с гуманитарным образованием стабильно держится в районе 20%. Если говорить об абсолютных показателях, количество гуманитариев с 1960-х годов увеличилось в 5–10 раз на фоне всеобщего роста высшего образования. Но как только речь заходит об экономических трудностях, раздаются голоса, что нужно привлекать больше людей в естественные науки и бизнес, сокращать гуманитарные дисциплины.

Совсем недавно издание Harvard Business Review высказалось против обесценивания гуманитарного образования: «Любая организация, которую можно представить в будущем, совершенно точно не сможет обойтись без людей с навыками, полученными благодаря гуманитарному образованию, навыками, которые сегодня не в цене. Именно гуманитарии держат в своих руках ключ к будущему успеху бизнеса».

Если вы историк, филолог, лингвист, философ, психолог, журналист или педагог и считаете свой диплом бесполезным — возможно, это не так, ведь возможностей для успешного развития перед вами множество: нужно только как следует оглядеться вокруг и найти применение своим навыкам или развить хотя бы четыре важных компетенции.

Статья подготовлена по материалам ресурсов newtonew.com и iq.hse.ru

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 1

  • фото
    Марина 12 ноября 2019

    Всегда думала что гуманитарий это плохо, бесполезно, и тд. но выстраивание отношений очень полезный и гуманитарный навык, вот сейчас пытаюсь его развивать. Как гуманитарий не нашедший себе место в офисе запускаю проект https://candyday.kz/ где нужно много коммуницировать с людьми... не жалею о своей гуманитарности в общем))