На заметку учителям и родителям: неизвестное поколение «Z» — как они будут работать?

Скоро на рынок труда выйдет поколение «Z», ребята, родившиеся в самом конце прошлого столетия. Что их ждет, к чему должны быть готовы, и как будут себя вести работодатели? Грамотно техническая молодежь, способная к широкой и «многоканальной» коммуникации без возрастных и культуральных барьеров — на какие точки приложения своих сил они ориентируются?

Теория поколений

Два американца Нейли Хоув (экономист и демограф) и Уильям Штраус (историк и писатель) изучали ценности среднего класса, пытаясь понять суть конфликта поколений. В результате исследований были выявлены закономерности смены поколений и описания каждого из них с 1584 по 1991 год с прогнозом до 2069 года.

Последнее поколение, о котором можно было что-то сказать — это новое поколение детей, родившееся в конце 20-го века — поколение Z. История этого поколения только начинается, оно только вступает в жизнь, поэтому информации об этих людях еще мало.

Что о них уже известно?

Статья о теории поколений была опубликована на нашем портале в декабре 2014 года. Но даже сегодня, по прошествии трех лет, нет единого мнения о том, кого считать представителем поколения Z.

Так, одни называют первыми Z тех, кто родился в 1991 году — в год появления общедоступной всемирной сети, другие ведут отсчет только с 2001 года — когда интернет получил широкое распространение. В Японии, лидирующей во внедрении цифровых технологий, к поколению Z относят даже тех, кто родился в конце 1980-х годов. В России, как считается, границы поколений сдвигаются на более поздний срок, и первые Z появились в начале 2000-х. В любом случае, представителей этого поколения называют «Digital Native» или «Цифровой Человек», ведь они уже выросли со смартфоном в руках вместо игрушки или книги.

Обобщив распространенные мнения, можно считать, что поколение Z — это молодежь в возрасте от 15 до 20 лет. От всех прочих предыдущих поколений этих юношей и девушек отличает то, что они с детства знакомы с цифровыми технологиями. Сегодняшние старшеклассники и студенты получают в этих условиях образование, которое будет определять успех современной экономики.

Какие они?

Новое поколение придерживается принципа «живи сейчас», предпочитая проводить время в свое удовольствие и стараясь ни о чем сильно не беспокоиться. Главная цель их жизни — «брать от жизни все» и «быть счастливыми», — выяснили авторы, исследовавшие этот слой молодежи.

В перечне их ценностей: физический и психологический комфорт, здоровье, социальная активность, персональная свобода и возможность посмотреть мир. Здесь они сходны с поколением «игрек» — те тоже не стремятся осесть на должности надолго, считая это видом крепостничества.

Сохранение здоровья включает стремление приобрести и поддерживать идеальную физическую форму, здоровый образ жизни (включая модификацию внутренней среды организма, диеты), подвижность (фитнес, велосипеды, самокаты, прогулки).

Новое поколение придерживается социальных ценностей: включаются в волонтерские и социальные проекты, в защиту природы. При этом они уже не являются телевизионной аудиторией.

Они стремятся наполнить свою жизнь смыслом и работают лишь для того «чтобы жить, а не живут, чтобы работать», что, впрочем, характерно и для предыдущего поколения.

Исследователи отмечают, что на вопрос, чем бы они хотели заниматься в своей жизни, большинство из них отвечает: путешествовать и отдыхать.

Хорошая новость для родителей в том, что это поколение умеет дружить с предками, поскольку те тоже научились сохранять контакт с молодежью через те же социальны сети. Поэтому нередко ребята «типа Z» путешествует и празднует события совместно с родителями.

На работе

Самооценка поколения Z, согласно опросам, содержит такие определения: «креативные», «творческие», «амбициозные», «дружелюбные», «перфекционисты».

Характерные для предыдущего поколения Y черты — «многоканальность» (способность набирать текст, слушая музыку и загружая контент, читать ленту соцсети, болтая по чату, и выполнять домашнее задание, одновременно поедая биг-мак) — сохраняются и в поведении поколения Z. Это помогает молодым работникам выполнять большое число задач одновременно, но такие задачи должны быть «короткими». Но сосредоточение, усидчивость, концентрация внимания и сил на длительном проекте — не для них.

К сожалению, представители поколения Z совершенно не склонны к лояльности, чего обычно не любят работодатели, борющиеся с текучестью кадров. Молодые люди сегодня ищут работу довольно цинично, желая получить гибкую работу, позволяющую путешествовать (передвигаться по городу, по стране, по миру), но при этом амбиции нацеливают их искать престижное и хорошо оплачиваемое место. В идеале организация должна предоставлять дополнительные или гибкие отпуска, иметь гибкую систему оплаты труда, предлагать гибкий рабочий график, а идеально — удаленную работу или фриланс, предлагая зарплату, которая дает возможность путешествовать.

Еще очень важно, чтобы работодатель не запрещал сотрудникам пользоваться социальными сетями в служебное время. Многие опрошенные заявили, что откажутся от предложения работы, если в компании будет такой запрет!

Возрастные работники

Аналитики сервисов HeadHunter и Career.ru выяснили, что доля предприятий, нанимающих молодежь, сократилась с 89% в 2015 г. до 74% в 2017 г. Почему?

Работодатели считают, что сотрудничать с подрастающим поколением сложнее, чем с их родителями: запросов больше, желания брать на себя ответственность и делать работу жизненным приоритетом — меньше. По тем же причинам у работодателей возникли проблемы уже со старшими представителями поколения Y. Поэтому руководители стараются удержать более старшие поколения: X и предыдущие поколение — «бебибумеров», вошедших уже в пенсионный возраст.

36% опрошенных работодателей жалуются на то, что молодые требуют высокой зарплаты, хотя мало что знают и умеют. Выпускники требуют 60 000 руб. в месяц за работу, за которую наниматель готов платить не более 30 000 руб. Многие без обиняков заявляют рекрутерам, что намерены уже через три года занять высокую должность и зарабатывать минимум 100 000 руб.

Наем молодых часто обходится компаниям дороже, чем опытных сотрудников, которых и нанимать проще: в резюме указаны навыки, послужной список и достижения. О молодом кандидате без опыта можно судить только по его личным компетенциям. Приходится проводить многоступенчатые собеседования, игры и тесты, устраивать массовые рекламные кампании и ярмарки вакансий, чтобы выловить мало—мальски подходящих кандидатов. Это требует немалых инвестиций, а возврат их затруднен — компаниям редко удается удержать молодых сотрудников более одного-двух лет.

Не меньше боятся работодатели и ошибок неопытных сотрудников. Сейчас любой промах обходится компании дорого — можно потерять клиентов, проиграть конкурентам в скорости выпуска новых продуктов. И поэтому работодатели предпочитают набирать тех, кто будет реже ошибаться. Данные исследования подтверждают: 9% работодателей отказываются от найма молодых без опыта именно из-за боязни ошибок со стороны таких работников.

Работники без опыта

Однако значительному числу работодателей нужны молодые кадры: позитивные, креативные, трудолюбивые, энергичные. Легче всего неопытной молодежи устроиться продавцами, считают 60% опрошенных (против 65% двумя годами ранее). По данным исследования, спрос на молодежь вырос и в ресторанном бизнесе (25% в 2017 г. против 13% в 2015 г.). Рост спроса на молодых людей без опыта он объясняет ужесточением законодательства в отношении трудовых мигрантов. Раньше низкооплачиваемые ставки официантов занимали выходцы из ближнего зарубежья. Теперь же рестораны берут на эти места российскую молодежь, которую легче оформить.

Идут в рабочие и в бизнесмены

Большие изменения произошли на производстве: 39% производственных компаний сообщили, что молодым без опыта легко устроиться к ним на работу. Промышленности нужны рабочие кадры, к тому же зарплаты растут — зарплата рабочего в Москве выросла до 50 000 руб. По наблюдениям представителей производства, в рабочие сейчас идут и молодые люди с дипломом о высшем образовании — по специальности им предлагают не более 30 000 руб., а на заводе можно рассчитывать на большее. Впрочем, как раз об этом была предыдущая статья.

Поколение Z рано ориентированы на бизнес. По исследованиям компании «Экопси консалтинг», 16% сотрудников в возрасте до 25 лет планируют покинуть свою компанию в течение ближайшего года, и этот показатель на 7% выше, чем у остальных возрастных категорий.

Похоже, что поколение Z мало чем отличается от предшествующего поколения — Y. Возможно, оно имеет более выраженные, усиленные особенности старших. Но ясно одно — перед работодателями стоит большая проблема — как и чем привлечь молодежь, как побудить к стабильному и эффективному труду на основе лояльности. Как найти к ним такой подход, который удовлетворил бы обе стороны.

Но есть и хорошая новость: скоро к рулю бизнеса и производства встанут «свои» — представители поколения Y, с которыми Z-молодежь найдет общий язык.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0