Правила поступления в вузы ужесточаются из-за избытка специалистов с высшим образованием. Альтернатива — колледжи и техникумы

Минобрнауки России увеличивает минимальный проходной балл для поступления в вузы, что, по его оценкам, сократит число студентов на 10–12 процентов в следующем году, а через пять лет оно сократится уже ощутимо. Это первый шаг после долгих разговоров о том, что офисы переполнены, а в реальном секторе давно сформировался дефицит работников. Что ждет выпускников школ через пару-тройку лет?

Поступить в вуз становится всё труднее

В середине нулевых резко выросло общее количество студентов вузов до 7,1 млн человек. После чего начались попытки сократить их число. Так, в 2010-м было выпущено почти полтора миллиона бакалавров, специалистов и магистров, в 2013-м — уже 1,3 млн, в 2014-м — 1,2 млн, в 2017-м — уже меньше миллиона, а в 2018-м — чуть больше 930 тысяч. Одновременно происходит развитие учреждений средне-специального и профессионального образования, численность которых с 2005 по 2016 год сократилась почти вдвое вместе с таким же сокращением численности их выпускников.

И вот в сентябре этого года Минобрнауки приказом № 729 повысил значения минимальных баллов ЕГЭ на 2020/21 учебный год не только для бюджетных мест, но и платных: даже если у абитуриента есть финансовая поддержка, но он не сумел набрать пороговое значение баллов, то в вуз он не попадет. Пороговые значения баллов ЕГЭ таковы: математика — 39 баллов; русский и иностранный языки, а также география, литература, физика и химия — 40; биология, информатика и история — 42, а обществознание — 44 балла (сравните это с данными на этот учебный год).

К росту балла ЕГЭ добавляется тенденция повышения вузами собственных требований.

Согласно данным мониторинга качества приёма в вузы по итогам 2019 года, проведённого Национальным исследовательским университетом «Высшей школы экономики», вузов со уровнем среднего балла более 80-и, нужного для приема бюджетные места, в этом году стало 54 против 38-и годом ранее, а вузов с баллами меньше 80-и, но больше 70-и баллов — 119 (было 120). То есть наблюдается общий рост «зелёной» группы вузов, при этом группа очень высокого качества растёт очень быстро — на 42% за год, а вот обычного качества — ощутимо медленнее.

В противоположность этому со 193-х до 183-х сократилось количество вузов, принявших в основном «хорошистов», а «троечников» — с 45-и до 41-го.

В то же время растёт приём на коммерческое высшее образование с «очень высоким», просто «высоким» и «средним» проходными баллами, а вот так называемая «красная зона» (меньше 56-и баллов) сократилась со 121-го до 103-х вузов.

Кстати, вот интересное наблюдение: соотношение численности «бюджетных» и «платных» студентов в головных государственных вузах в этом году составляет 62 к 38-и процентам соответственно. На бюджетные места в 2019-м зачислены без малого 300 тысяч абитуриентов, на коммерческие — около двухсот тысяч.

Аналитики, однако, отмечают, что по ряду направлений в системе высшего образования есть очевидные перекосы: так, допустим, на специальностях «Сельское и рыбное хозяйство», «Транспортные средства», а также в технологических направлениях, где очень много бюджетных мест и почти нет платного приёма, наблюдалось в целом низкое качество приёма. Что говорит об отсутствии должной конкуренции.

Но существует и совершенно обратная ситуация: где мало бюджетных мест и много платных — высокое качество приёма. Это, скажем, направления «Востоковедение», «Лингвистика», «Реклама и связи с общественностью». И это тоже говорит о деформации: предложение бюджетных мест искусственно ограничено по сравнению с реальным спросом на них, что ведёт фактически к социальному барьеру для получения соответствующих профессий для детей из среднего класса и малообеспеченных семей.

Зато уже много лет популярные массовые специальности, где платный набор явно в три-четыре раза доминирует над бюджетным («Экономика», «Менеджмент», «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление»), теряют позиции: слишком уж много людей, имеющих такие дипломы, да и где им всем найти место на рынке труда?

Альтернатива — техникумы и колледжи

Тенденции снижения доступности вузов не надо бояться: работодатель, не ориентируясь на вузовские дипломы и не доверяя им, практикует при поступлении на работу квалификационное тестирование, проверяя знания и навыки кандидата в конкретной сфере. Однако, как правило, это относится к гуманитарным профессиям, а врачей и инженеров, конечно же, отбирают по их дипломным специальностям.

Два-три года назад минимальный порог не могла преодолеть примерно пятая часть выпускников школ, сдававших ЕГЭ. А теперь школьник, немного не дотягивающий до вузовского уровня, сможет воспользоваться возможностью дальнейшего обучения в колледжах и техникумах. Об этой тенденции свидетельствуют и опросы, регулярно проводимые порталом для поиска работы Superjob: если в 2010 году 80% опрошенных родителей намеревались отправить своих детей учиться в вузы, то теперь их число снизилось до 47%.

С уменьшением количества поступающих в вузы растёт число тех, кто выбирает колледжи и техникумы. Как показывают опросы, за прошедшие девять лет доля поступивших в колледжи и техникумы увеличилась с 8% до 27%. В три раза больше стало тех (19% против 6%), чьи дети на момент опроса ещё не определились со своим будущим.

Такая тенденция может быть обусловлена следующими факторами:

  • во-первых, бесплатное высшее образование становится всё менее доступным, поэтому те родители, которые не могут финансировать обучение детей, вынуждены выбирать для них средне-специальное образование;
  • во-вторых, как полагают многие, незачем 4–5 лет учиться в вузе, а потом идти «торговать телефонами»;
  • в-третьих, престиж высшего образования сильно упал вместе с его качеством при одновременном росте его массовости.

Существует множество профессий, где оно не обязательно. Поэтому совершенно непонятно, когда от соискателей на такие должности, как кассир или менеджер продаж, требуется наличие вузовского диплома. Кадровики объясняют такой подход банальной ленью и желанием отсеять совсем уж никчёмных кандидатов. Если же в течение требуемого времени вакансия не закрывается, то требования по образованию смягчаются или вовсе убираются.

Кстати, в том же Superjob от графы «образование» в тексте вакансий вообще отказались в январе 2019 года. При этом возможность указывать данные о нём в резюме у соискателей осталась. В компании объяснили такой шаг участившимися случаями непонимания работодателями, на какие должности им действительно нужны люди с законченным высшим, а такие требования можно было встретить к секретарям, курьерам и даже грузчикам.

Всё больше рекрутеров и работодателей полагают, что необходимо смотреть на опыт и навыки, а не наличие корочки вуза. Тем более, нередко они требуют неважно какого, но высшего образования, поэтому при прочих равных оно всё равно остаётся преимуществом или как инвестиция в будущее. Так, если человек намерен сделать карьеру, например, в продажах, то на определённом этапе получить повышение без высшего образования ему будет крайне сложно, особенно если предстоит работать со статусными компаниями.

По материалам интернет-издания Царьград

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0