Профориентационная перипатетика

Перипате́тики (от др.-греч. περι-πατέω — ходить кругом, прохаживаться; др.-греч. περί «около, вокруг» + др.-греч. πατεῖν «идти, шагать») — ученики и последователи Аристотеля, его философская школа. Название школы возникло из-за привычки Аристотеля прогуливаться с учениками во время чтения лекций.

Википедия

Мой одиннадцатилетний внук рассказал мне о своем друге, который мечтает жить за границей. Я поинтересовался у него, что ему об известно о такой возможности. Он сообщил, в частности, что там можно получить работу, например, в компании Apple. И это стало началом замечательного разговора по пути из бассейна домой о том, как этого можно добиться.

Разговор принял профориентационный уклон и проходил в формате коучинга. Что выяснилось в итоге такого обсуждения?

Что такое сотрудник компании Apple? Массовая профессия компании — инженер. Инженер-электроник, инженер-программист, инженер-системотехник, технолог, конструктор, технический дизайнер и пр., но в любом варианте — инженер. А как жить и работать сотруднику глобальной компании? Например, большинство жителей любого европейского государства знает кроме родного еще, как минимум, один иностранный язык, а в северных и западных странах Европы — не менее двух. Итак, для жизни и работы на Западе (да и в Китае, например) надо иметь профессию, на которую имеется спрос, знать язык международного общения (английский) и язык местного населения.

Но там, где спрос на профессию велик, там сильна и конкуренция на рынке рабочей силы, так как спрос означает привлекательный уровень заработной платы. Значит, чтобы победить конкурентов, надо овладеть определенной (редкой для данного рынка труда) разновидностью профессии и/или очень хорошо — обычной, массовой.

Идем с внуком дальше, отворачиваясь от февральского ветра, и рассуждаем.

Что для этого надо сделать? Возьмем две самых актуальных «профессии будущего» — программист и робототехник. Есть хорошая новость — окунаясь в любую из этой пары профессией, овладеваешь и английским языком, в итоге получаешь «два в одном флаконе»: во-первых, языки программирования основаны на лексике английского языка, во-вторых, вся справочная и технологическая документация написана на английском, в-третьих, центры инвестиций в эти технологии и их методологические источники, а также основные заказчики базируются на Западе или в Китае. Значит, хочешь ты жить за границей или нет, став программистом, так или иначе будешь знать иностранный язык (хотя бы в пассивном варианте).

Следующий шаг — обсуждаем вопрос, что нужно для того, чтобы стать программистом, и что для того, чтобы — робототехником. Спускаемся в метро, слышим друг друга лучше, говорить становится комфортнее.

Какие навыки нужны программисту и робототехнику? В пространстве каких школьных предметов они формируются? Нужны ли программисту компетенции лингвиста, ведь программирование — это последовательность предложений, некий складный текст, «рассказывающий» компьютеру, что делать, с какими данными и в какой последовательности? А почему же тогда программисты — это, как правило, — выходцы из математиков и выпускники математических и технических вузов? Выясняем (точнее — выясняет внук, а я объясняю), что математика учит абстрактному, системному мышлению, способности манипулировать в уме многомерными сущностями, это помогает четко составлять сложные программы, управляющие базами данных, потоками процессов, происходящих одновременно. Именно отечественная математическая школа и уровень преподавания этого предмета создали нужный базис для нашей школы программирования, что создало мировой спрос на наших программистов.

В это время мы уже ехали в вагоне метро, где окружающие, тесно прижав нас с внуком друг к другу, стали невольными участниками коучинговой сессии.

А какие знания нужны робототехнику? Кто таков — конструктор роботов? С этой профессией оказалось не так однозначно. Наши специалисты в этой сфере за границей неизвестны, но уже сегодня ясно, что путь в профессию начинается с кружков, где на основе конструктора LEGO школьники создают первые роботизированные игрушки. Обсудили — что есть робот? Выяснили, что это механизм, управляемый компьютером. Роботом может стать любая заводная машинка, если вместо пружинки в нее «имплантировать» маленький компьютер, снабженный управляющей программой, да органы управления. Тут внук помог рассуждению тем, что вспомнил ролик любимого автомобильного блогера, как тот рассуждал об автопилотах на современных машинах. А я пересказал ему мою статью об операторах автомобилей-беспилотников. И вот вопрос: робототехник — кто он? Инженер-механик или инженер-системотехник/программист? К этому моменту мы уже вышли из метро, поэтому не могли получить «помощь зала» — пассажиров метро, которые с сожалением упустили возможность следить за нашим разговором. Сошлись на том, что в первую очередь — это инженер-механик, который должен хорошо знать физику, математику, материаловедение (то есть химию), но в первую очередь — физику.

Тут внук замолк и задумался. Ему еще неясны перспективы изучения математики и физики. Он в школе проходит дроби, а слово «физика» звучит для него так же, как для нас «нанотехнологии». Он с трудом продирается через сложности английского языка, не понимая пока, для чего его мучают неправильными глаголами. Но такой разговор, думаю, состоялся вовремя: во-первых, был повод и интерес внука к теме, значимость которой задана планами его друга, во-вторых, информацию он получил из верного источника (как в половом воспитании — лучше это узнать от родителя, чем от «улицы») и в-третьих, выводы он формулировал сам.

Теперь ждем «созревания» зерен знаний, брошенных в неготовую почву в этот февральский день, но я благодарен внуку за этот разговор, ведь он был мотивирован обсудить эту тему, мы обсудили то, что его волновало, он получил массу информации и задумался о позиции его друга.

Такие разговоры будут продолжены, я буду следовать изменению его интересов, обсуждать его успехи в школе, разговаривать с его родителями. И думаю, мы еще вернемся к этой теме.

Кстати…

В добавок к недавней моей статье об избытке юристов и экономистов, который еще сохраняется в нашей экономике, я нашел материал лета прошлого года о подобной ситуации в Великобритании, опубликованный в издании Гардиан. Вот его краткое изложение.

В 2017-м году 94 тысячи молодых людей и девушек окончили курсы стилистов и визажистов, хотя рынок труда предоставляет представителям этих профессий лишь 18 тысяч вакансий. 83 тысячи молодых людей получили журналистское образование при наличии 65 тысяч рабочих мест.

При этом на 275 тысяч требуемых строительной отраслью мест претендует вдвое меньше (123 тысячи) выпускников, а на 72 тысячи мест инженеров — 40 тысяч выпускников. Недостающие кадры приходится постоянно завозить из-за рубежа.

При этом наблюдается интересный факт: если электрик, крановщик получают 30 тысяч фунтов в год и примерно столько же — обычный строитель, то парикмахер — 9,9 тысяч фунтов, а фитнес инструкторы и администраторы спортклубов — 8,3 тысячи. Аналогичная ситуация со специалистами с высшим образованием: «работники пера» от журналистов до редакторов зарабатывают 28 тысяч фунтов, а водитель поезда, инженер-электрик — 42 тысячи.

То есть, технический и инженерный труд становится малопривлекательным не только у нас, где профессии юристов и экономистов стали модными в течение прошедших тридцати лет, а производство разрушено, но и на Западе, где производство достаточно развито.

Так что, может, друг моего внука и прав — там найдется работа и ему?

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0