Профориентация в некоторых странах

В большинстве стран с развитой экономикой хорошо знают, что такое безработица, и что такое эффективное использование человеческих ресурсов, поэтому вопросам профориентации уделяют внимание не только школы, государственные структуры, но и частные консультанты. При этом программы профориентации направлены на то, чтобы школьник пробовал свои силы на практике.

Германия

Индустрия профориентации (Berufsberatung) хорошо развита в этой стране и пользуется широкой популярностью как выпускников школ, так и взрослых, желающих поменять свою жизнь. А новую волную спроса на рекомендации по выбору занятий подняла иммиграция.

Школьники в Германии учатся дольше, чем у нас, и эта разница в сроке обучения заполнена практическими вопросами профессиональной ориентации и подготовки к вузу или дальнейшей профессиональной деятельности. После освоения основной школьной программы выпускники продолжают специализированное обучение уже на практике и даже на потенциальном рабочем месте. Таким образом, школьникам предлагается два пути: общее направление обучения дает возможность дальнейшего поступления в вуз, а специализированное обучение ведет к освоению практических навыков на профильном производстве.

В своей работе специалисты специализированных центров профориентации или школьные специалисты используют хорошо отработанный тестовый инструментарий.

Япония

Так же как и в Германии, в Японии профориентация начинается еще средней школе, считаясь одним из важнейших направлений учебного процесса. Здесь применяют методику, основанную на самоанализе, анализе склонностей и профессиональных пробах. Действуя по этой методике, школьники, начиная с седьмого класса, проводят самоанализ с использованием многошкального опросника, а также пробуют свои силы в шестнадцати профессиях. По итогам этих этапов психологи и преподаватели определяют склонности школьника и разрабатывают индивидуальный план его обучения.

Франция

Францию можно считать родиной профориентации, которая возникла тут в начале прошлого века. Уже в средних классах школьники начинают знакомиться с профессиями. Кроме того, учителя и даже психологи начинают наблюдать за способностями ребенка начиная с младшей школы. Результаты наблюдений и испытаний специалисты накапливают в досье. Профориентация строилась на успешности в усвоении школьных предметов, на проявленных способностях в обучении и на интересах ученика. На этой основе составлялись рекомендации по выбору будущего занятия.

Сегодня, как и во многих других странах, здесь существует развитая сеть специальных профориентационных центров, куда может обратиться желающий любого возраста и с любым образованием. Ведь многие хотят поменять род занятий в силу профессионального выгорания или по причине неактуальности профессии.

Канада

В Канаде также как и в других странах существует сеть профориентационных консультаций, так называемых «центров выбора». Как правило, они создаются при центрах компетенций — при университетах, именно здесь есть база для развития научного подхода к этому тонкому вопросу, разработки средств диагностики компетенций и методик прогноза успешности в выбранной профессии. Тут же присутствуют курсы самоопределения, цель которых — помощь студенту в выборе будущей деятельности.

Специалисты по профориентации применяют следующий алгоритм ориентации человека в профессиях:

  • самостоятельное решение;
  • самоанализ собственных способностей и качеств;
  • оценка спроса выбранной профессии на рынке труда;
  • поиск возможных альтернатив;
  • практика, стажировки, пробная работа;
  • принятие окончательного решения.

Поскольку самостоятельное решение на первом шаге алгоритма выбора профессии обычно сопровождается неуверенностью в правильности выбора, то учащимся предлагается и психологическая поддержка в индивидуальной форме или в ходе прохождения курсов самоопределения. Собственный анализ способностей должен завершится планом развития недостающих качеств, знаний или компетенций. И здесь нужна поддержка специалиста, например, в форме коучинга. Практика и стажировка — важнейший элемент этого алгоритма, которому уделяется большое внимание как со стороны молодежи и «центров выбора», но и потенциальных работодателей.

Тенденции, о которых надо думать уже сегодня

Суть профессиональной подготовки меняется:

  • значительная часть людей с высшим образованием выполняет работу, для которой оно не требуется;
  • одновременно с этим такие специалисты привлекаются на рабочие занятия.

Исчезает традиционное разделение труда:

  • изменяется понятие специалиста;
  • изменяется характер труда («виртуальные офисы», контрактное проектирование и производство» …)

По оценкам ВЦИОМ 60% населения работает не по специальности. Работодатели предпочитают брать на работу людей без опыта работы, чтобы он не мешал получению нужных навыков. При этом среднеквалифицированные специалисты в дефиците.

Вместе с этим, складывается новая устойчивая тенденция: в связи с тем, что производство становится средним и малым, исчезают массовые профессии. Если появляются десятки производителей оборудования, то и обучаться приходится на каждый тип устройств. Оборудование или технологии меняются динамично, реагируя на рыночный спрос, что заставляет работников постоянно переучиваться.

Таким образом, обучение специалистов становится постоянным, а получаемые знания не рассчитаны на долгий срок и на большую аудиторию.

Следуют ли профессиональные консультации этих стран новым тенденциям? Да, следуют. Следуют ли им в нашей стране? Не всегда и не в полной мере. Мы только нащупываем путь, осмысливаем происходящее, наблюдаем за развитием ситуации. Но у нас, и я писал об этом, создано множество форм профориентации от детских игр и курсов, до форумов и специализированных центров для старшеклассников. Но есть ли поддержка взрослых? Пока развитого сервиса для них не наблюдается.

По материалам интернет-ресурса Newtonew, 46-го Всемирного экономического форума в Давосе (2017), Атласа новых профессий (АСИ, «Сколково»)

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0