Рассказ о профессии: Оператор беспилотников — специалист по искусственному интеллекту

Беспилотники и дроны — названия устройств, управляемых дистанционно. Этот термин появился в авиамоделизме еще в 60-70-х годах прошлого столетия. И, кстати, наш Луноход — тоже дрон! Но сегодня мы наблюдаем прорыв в автономном автотранспорте. Самоуправляемый автомобиль — тоже беспилотник, но им никто не управляет дистанционно с пультом в руках.

Как они называются и какими они бывают

Космические корабли от «Восхода» до «Бурана» управлялись автоматически. Есть автоматические поезда, появились автономные автомобили. В этих устройствах нет людей, непосредственно управляющих устройствами с помощью пульта — операторов.

Однако самоуправляемый автомобиль, а не космический корабль, кажется чудом: во-первых, он перемещается в насыщенной среде, на дорогах с плотным движением, слабо различимой разметкой и множеством знаков. Во-вторых, автомобиль очень опасен: в мире в авиакатастрофах в год погибает около 1000 человек, а на дорогах — более миллиона.

Назвать операторами тех, то управляет автономным автомобилем, нельзя. Но есть люди, которые «учат» компьютер управлять машиной — это специалисты по искусственному интеллекту, робототехнике, системам электронного распознавания, автоматизации алгоритмов управления. И именно о них пойдет речь.

Уровней самостоятельности системы (или участия людей в управлении) несколько. Так сообщество автомобильных инженеров разработало классификацию беспилотных автомобилей, которая содержит шесть уровней, от нулевого до пятого, наивысшего.

На нулевом уровне компьютер не контролирует машину, но имеет систему уведомлений для водителя. На втором уровне компьютер управляет ускорением, торможением и рулением кара, но водитель должен вмешиваться, если автопилот не смог справиться самостоятельно. Водитель может отключить автопилот. На пятом уровне действия человека ограничиваются стартом системы и указанием пункта назначения, компьютер полностью берет на себя поездку до любой точки назначения.

Что они делают

Задача специалистов и искусственному интеллекту — научить компьютерный мозг машины распознавать участников движения, препятствия, границы пути, дорожные знаки и разметку. То есть сформировать кибернетического оператора, вложив в его «мозг» все знания о вождении автомобиля, нужные «психические функции» (восприятие, внимание), нужные «моторные навыки и реакции», а также насытить память о дорожной обстановке.

И компьютеры обучаются различать разные погодные условия, день и ночь, изменения ландшафта и городской среды, которая может быстро изменяться по разным причинам: а здесь авария, а вот тут толпа, идущая со стадиона, переходит улицу, вот ребенок выскочил на дорогу и компьютеру надо понять — видит он автомобиль или нет. Они учатся, поглощая огромный объем информации, чтобы узнавать объекты и закономерности, когда они встретятся им снова.

Как они это делают

Работа по обучению искусственного интеллекта делается вручную путем покадровой маркировки тысяч часов видео дорожной обстановки. В компаниях, разрабатывающих беспилотные технологии, трудятся тысячи человек, поскольку этот труд не автоматизирован по причине невысокого пока уровня развития систем распознавания объектов. А нужно обрабатывать огромный объем данных о постоянном изменении внешней среды, ведь деревья вдоль дорог растут, здания строятся, дороги расширяются, и эти изменения нужно вносить в память машин или учить их распознавать изменения.

Одним из критериев качества работы системы автопилота является длина пробега обучаемого автомобиля. Так, машины компании Waymo год назад проехали около пяти миллионов километров, изучая дороги общего пользования. А Tesla к прошлому году собрала от пользователей данные о пробеге в 150 миллионов километров.

Большой пробег обеспечивает больший объем работы для тех, кто обрабатывает их вручную. За несколько километров пробега накапливаются десятки гигабайт данных, их передача по беспроводным сетям невозможна. Поэтому записанные данные передаются в центры обработки для маркировки и обучения систем. Час передвижения беспилотника требует сотен часов работы по обратотке и маркировке данных, которые потом автомобиль будет узнавать в новой обстановке. А чтобы машины могли передвигаться (и продаваться) по всему миру, нужно проделать такую работу во всех странах, накопив и обработав данные о всех городах и дорогах.

Где этому учат?

Совсем недавно специалистами по искусственному интеллекту становились программисты, «вникнувшие в тему», а сегодня их готовят по целому ряду программ вузы во многих городах России для разных отраслей — в том числе, для медицины и гуманитарных наук.

Для зачисления в учебное заведение, нужно хорошо знать математику, физику, информатику.

  • Математическое и программное обеспечение интеллектуальных систем — НИУ МАИ (Москва)
  • Математическое и программное обеспечение киберфизических систем — НИЯУ МИФИ (Москва)
  • Системы поддержки принятия решений — МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ (Москва)
  • Технология интеллектуального моделирования и проектирования — МИИТ (Москва)
  • Интеллектуальные системы управления объектами — РУДН (Москва)
  • Мехатроника и компьютерное управление — МГТУ Станкин (Москва)
  • Интеграция и программирование САПР — Московский Политех (Москва)
  • Нейротехнологии и программирование — Университет ИТМО (Санкт-Петербург)
  • Информатика и вычислительная техника — Университет Иннополис (Казань)
  • Автоматика и робототехнические системы — ТУСУР (Томск)
  • Прикладная информатика в здравоохранении — УрСЭИ АТиСО (Челябинск)
  • Компьютерное моделирование — ЮурГУ (Челябинск)
  • Сквозные цифровые технологии — ДВФУ (Владивосток)
  • Распределенные системы и искусственный интеллект — ВГУ (Воронеж)
  • Вычислительные технологии — КубГУ (Краснодар)
  • Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере — РГГУ (Москва), Университет ИТМО (Санкт-Петербург), УрФУ им. Б. Н. Ельцина (Екатеринбург), ПГУТИ (Самара)

Не следует забывать, что искусственным интеллектом занимаются также специалисты в области нейробиологии и нейропсихологи, системотехники, робототехники.

Ручной труд в передовой технологии?

Если маркировка терабайтов видеозаписей требует ручного труда, то понятно почему крупные компании прибегают к привлечению рабочей силы Индии и Китая, о чем предпочитают не говорить: большой объем дешевого ручного труда — не лучшая реклама высокотехнологичного бизнеса.

Почему ручной труд неизбежен, разве нет более совершенной технологии? Таковая есть — «технология глубокого обучения», она воспроизводит аналитические и синтетические процессы человеческого мозга, моделирует его высшие психические функции. Точность распознавания объектов у неё выше, чем у «традиционной», которая обеспечивает 90–95% точности.

Однако, «глубокое обучение», по свидетельству специалистов, не избавило от проблем и ручного труда модераторов Facebook, YouTube и Twitter в борьбе с пользователями — нарушителями закона и морали, хотя это более легкая задача, чем научить ездить автомобиль.

Термину «искусственный интеллект» полвека. Да, машины умеют играть в шахматы и го, вести диалог и писать музыку, но только в последние годы мы видим попытки практического воплощения в утилитарной области. Спрос на специалистов у нас тоже есть, и мы тоже учим автомобили ездить без водителя. А в оборонной сфере для специалистов этого профиля задач все больше и больше.

По материалам статьи Тима Брэдшоу (Financial Times)

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0