В этой публикации хотелось бы напомнить вещи, которые составляют основу подходов к обучению и воспитанию детей. Этому учат в педагогических вузах, однако учат, чаще всего, в отрыве от практической деятельности студентов. Поэтому многое не запоминается или остается не до конца понятым. Одним словом, пусть этот текст станет некоторым «повторением пройденного», а может быть поможет вспомнить «хорошо забытое старое».

В прошлой публикации я рассказал о базовых навыках общения. Владение ими очень важно для выстраивания взаимоотношений с другими людьми  членами семьи, друзьями, коллегами. Теперь мы можем обсудить более сложные коммуникативные умения. «Сложными» я их называю не потому, что им трудно научиться, а потому, что они представляют собой сочетание более простых, которые мы обсудили раньше.

С самого начала и до конца своей жизни человек находится в обществе других людей. Родившись, ребенок начинает свои взаимоотношения с мамой. Потом к ним присоединяется папа, братья и сестры, бабушки, дедушки. Затем в сферу общения входят друзья, воспитатели, одноклассники, педагоги, соседи, сослуживцы и многие-многие другие. Не только качество жизни, но порой и само выживание зависит от наличия/отсутствия рядом других людей и от характера взаимоотношений с ними. Одиночество считается одной из наиболее проблемных форм существования человека.

Важнейшая характеристика семьи  ее сплоченность, то есть способность семьи выступать в отношениях с другими людьми, государственными структурами как единое целое. Однако и педагоги, и психологи часто наблюдают ситуации, когда члены семьи  и взрослые, и дети  живут фактически в параллельных мирах. Обсудим данный вопрос в публикации.