Базовые навыки общения как основа жизненного благополучия

С самого начала и до конца своей жизни человек находится в обществе других людей. Родившись, ребенок начинает свои взаимоотношения с мамой. Потом к ним присоединяется папа, братья и сестры, бабушки, дедушки. Затем в сферу общения входят друзья, воспитатели, одноклассники, педагоги, соседи, сослуживцы и многие-многие другие. Не только качество жизни, но порой и само выживание зависит от наличия/отсутствия рядом других людей и от характера взаимоотношений с ними. Одиночество считается одной из наиболее проблемных форм существования человека.

Если проанализировать запросы, с которыми к психологам обращаются клиенты, окажется, что более 80% из них так или иначе связаны с непониманием других людей, чаще всего, близких; с нарушением, запутанностью, разрушением отношений.

Почему отношения нарушаются? Разве постоянная жизнь среди людей не научает человека успешно находить с ними общий язык? Оказывается, все не так просто!

Все люди разные. Существует множество внутренних и внешних причин, по которым они теряют или не могут найти взаимопонимание, вступают в конфликты, не могут выстроить контакты с некоторыми, а иногда и многими, людьми. Впрочем, как бы это ни показалось странным, наиболее частой причиной нарушения взаимоотношений становится элементарное неумение детей и взрослых использовать базовые навыки общения. Базовыми психологи считают (1) умение входить в контакт с собеседником, начинать и (2) поддерживать разговор, (3) завершать беседу, когда тема исчерпана или когда желание продолжать общение пропадает. Еще к этому списку нередко добавляют (4) навык вызова симпатии, (5) умение слушать и (6) умение пользоваться разными формами общения. Этим навыкам нетрудно научиться в любом возрасте. Очень полезно научить им детей, особенно подростков (хотя начать это обучение лучше все-таки еще в дошкольном возрасте), и тогда львиная доля недоразумений, недопониманий и конфликтов с ними не случится. Впрочем, и взрослым обладание этими навыками существенно упростит жизнь.

Попробуем разобраться в секретах этих навыков поподробнее.

Первым у нас указан навык вступать в контакт с собеседником, в том числе, знакомиться с новыми людьми. Однако описывать, в чем состоит этот навык и как лучше его использовать, пока рано. Есть некоторые предварительные общие сведения, относящиеся ко всем этапам общения, которые нужно учитывать, прежде чем подходить к незнакомому человеку.

Людей, с которыми мы охотнее всего готовы общаться, часто называют «симпатичными». Что это значит? Какие люди вызывают у нас симпатию? Конечно, у каждого из нас есть свои пристрастия и предпочтения. Однако известный психолог Владимир Ромек приводит список признаков человека, который вызвал бы симпатию у большинства из нас (Ромек В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях — СПб.: Речь, 2003). Итак, большинству из нас нравятся люди, которые: опрятно одеты; улыбаются; делают комплименты и даже льстят; говорят о том, что нравится нам, что нас интересует; не говорят о том, что нам неприятно; делают подарки; угощают тем, что нам нравится; подчеркивают наш статус; просят совета; подчеркивают то, что нас объединяет; дают договорить (не перебивают); соглашаются; подбадривают; помогают преодолеть трудности и др. Таким образом, если мы хотим, чтобы наше общение с другим человеком успешно началось и успешно продолжалось, мы должны демонстрировать хотя бы некоторые из перечисленных навыков «симпатичного человека».

Теперь можно поговорить о том, как установить контакт и начинать общение с незнакомым человеком. Обычно мы стараемся познакомиться с интересными для нас людьми. А где найти интересного человека? Вероятнее всего, в тех местах, где интересно бывать нам. Для детей это детский сад или школа, кружки или секции, двор или парк. Для взрослых — место работы или места развлечений — клубы, кафе, фитнесс-центры, торговые комплексы, парки, театры и др.

Увидев человека, с которым хотелось бы познакомиться, можно сделать следующий шаг — подойти и привлечь к себе его внимание. Конечно, подходить лучше к человеку, который в данный момент не занят, то есть ни с кем не разговаривает, не отвечает на сообщение в телефоне, не увлечен телефонной игрой, стоит или сидит в одиночестве. Для привлечения внимания можно подойти, посмотреть в глаза, улыбнуться, поздороваться. Если вы видите, что собеседник не против пообщаться с вами (не отворачивается, не уходит, улыбается в ответ, отвечает своим приветствием на ваше), можно начать разговор. При этом не стоит забывать о навыке вызова симпатии. Хорошим началом разговора могут быть общие замечания, вопросы, формальная просьба в зависимости от ситуации (например, спросить время, попросить подсказать дорогу, пригласить на танец, у одноклассника спросить, что задали и т. п.). Еще варианты: представиться, попросить о помощи, сделать комплимент, предложить помощь, иногда можно высказать собственные ощущения в данный момент или объявить очевидный факт (например, Красивое место! Похоже, мы ищем одну аудиторию. Какая большая здесь очередь и т. п.).

Нежелательно начинать разговор (особенно с незнакомым человеком) с чересчур личных замечаний или вопросов. Кроме того, не стоит, глядя в глаза, слишком быстро и вплотную приближаться к собеседнику, прикасаться к нему, — так можно и напугать незнакомого человека!

Если вы или ваш ребенок испытываете сложности при начале разговора с незнакомыми людьми, можете потренироваться, узнавая на улице у прохожих время, уточняя, как пройти к ближайшему магазину, выясняя в очереди за билетами в кино, интересный ли фильм, и т. п. Также можно заранее подготовить и выучить несколько нейтральных вопросов или фраз, с которых можно начать разговор.

Если вы заметили, что собеседник не хочет общаться с вами (см. выше), скажите что-нибудь вроде: «Ладно, я, пожалуй пойду. Счастливо!», — и отойдите. Стараясь чаще знакомиться с новыми людьми, вы быстро научитесь понимать собеседников, и у вас будет получаться все лучше и лучше.

Если разговор не получается, лучше отойти, чтобы не вызывать отрицательной реакции партнера по общению. Если вы заинтересованы в этом собеседнике, можно будет попытаться заговорить с ним в другой раз. Нежелание человека общаться в данный момент совсем не обязательно связано с нежеланием вообще общаться с вами. Вы ведь тоже не всегда и не со всеми хотите разговаривать!

И на начальном этапе общения, и в его продолжении важен еще один базовый навык — умение слушать собеседника. Психологи отмечают, что умение слушать состоит из трех составляющих: услышать — понять — повторить. Слушающий человек: поворачивается к собеседнику, смотрит на собеседника, проявляет интерес, сочувствует, кивает, использует «Угу», «Да», «Понимаю!» и т. п., переспрашивает, уточняет, не перебивает, старается понять, что хотел сказать собеседник, может повторить услышанное своими словами, прежде чем возражать.

Признаки плохого умения слушать: прерывания, перебивание, занятие посторонними делами, взгляды на часы, в сторону, зевание и т. д., переход к рассказу о собственных делах, возражения, не дослушав до конца, негативные оценки услышанного («Да ладно, это все ерунда! Вот у меня…») и т. п.

Кстати, в большинстве пособий для женщин на тему «Как выйти замуж» обязательно содержится совет: как можно внимательно слушайте мужчин! Дело в том, что знаменитый психолог и психиатр Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, обратил внимание, что в него и в его коллег часто влюбляются пациентки, хотя они не дают для этого никакого повода. Позже он выяснил интересную закономерность: человек, который рассказывает другому человеку много личной и значимой информации о себе и своей жизни (например, о своем детстве и детских переживаниях, о взаимоотношениях с родителями и другими близкими людьми и др.), через некоторое время замечает, что он перестал быть равнодушным к своему собеседнику. Ведь с ним теперь связано столько глубоких чувств!

Эти чувства возникли, когда он говорил о своих личных переживаниях, и теперь ассоциируются с человеком, который слушал.

И вот теперь открытие Фрейда используют не совсем честные свахи. Они знают, что мужчины, вопреки бытующему противоположному мнению, очень любят поговорить., причем о себе., причем о том, «какой я герой». А поскольку умение слушать не является их сильной стороной, то, встречаясь, два «героя» обнаруживают, что партнер по разговору не слушает их геройские рассказы, обижаются и вступают в конфликт, который у детей и подростков нередко может заканчиваться дракой. Поэтому особенно высоко мужчины ценят тех, кто готов их выслушать. То есть, взрослые мужчины — женщин. А если женщина еще периодически будет вставлять фразы типа: «Надо же, ты такой особенный! Не такой, как все!». То мужчины готовы будут падать к ее ногам.

Впрочем, как уже упоминалось, ровно та же закономерность «работает» и с женщинами. Так что и мужчины могут результативно использовать навык слушания в своих интересах. Хотя, для получения такого эффекта, разговоры должны быть частыми, довольно продолжительными и доверительными, что не всегда возможно обеспечить.

Следующий базовый навык общения, о котором стоит поговорить, умение поддерживать разговор.

Одним из способов поддержания разговора является задавание вопросов. Лучше избегать так называемых «закрытых» вопросов — вопросов, на которые можно ответить коротко — «Да» или «Нет» (например: «Тебе нравится эта музыка?»). Гораздо успешнее позволяют поддерживать разговор открытые вопросы, требующие развернутого ответа (например: «Какая музыка тебе нравится?).

Чтобы установившийся контакт не прервался, недостаточно просто заговорить с собеседником. Нужно, чтобы вы сами и/или тема разговора вызывала у него интерес. Поэтому лучше всего заранее подготовить тему или несколько тем, на которые вы могли бы некоторое время вести беседу и рассказать что-нибудь интересное. Конечно, то, что интересно вам, может оказаться неинтересным для собеседника, и контакт быстро прекратиться. Но в этом может быть и положительный момент — станет понятно, что, по крайней мере, эта тема не является вашим общим интересом.

Иногда тему для разговора могут подсказать сами обстоятельства встречи, например, музыка в клубе, еда в кафе, книги в магазине или библиотеке, расписание движения поездов на вокзале. Или актуальные события текущей спортивной, культурной или общественной жизни (победа любимой спортивной команды, выступление популярного артиста, экологическая ситуация и др.). Ну и конечно, собственные интересы, хобби или профессия могут стать источником тем для разговора.

Разумеется, «нащупав» интересную для собеседника тему, все-таки не стоит все время говорить самому. Важно давать возможность высказываться и собеседнику. Нужно внимательно следить за реакциями партнера по общению и, как только вы увидите, что он хочет что-то сказать или уточнить, замолчите и внимательно слушайте партнера, используя навык слушания.

Если партнер не предпринимает попытки вступить в разговор, вы чувствуете, что его не заинтересовала тема, о которой вы говорите, можно попробовать передать ему инициативу разговора, воспользовавшись вопросом типа: «Вы согласны со мной?», «Как вы считаете?», «Правда?», «Интересно, как вам это удается?» Такие вопросы нередко позволяют «запустить» диалог.

В ходе разговора нужно использовать разные формы общения. Речь идет о вербальном и невербальном общении. Вербальное общение — это общение с помощью слов, невербальное — с помощью мимики, жестов, поз, интонаций голоса и т. п. Психологи установили, что более половины всей информации люди передают и получают в невербальной форме. Причем именно информации, передаваемой в невербальной форме, люди больше доверяют. Если сказать: «Очень красиво», — ровным тоном голоса с равнодушным выражением лица, то скорее поверят выражению лица. Именно по невербальным сигналам специалисты определяют говорит человек правду или обманывает.

Чтобы лучше понимать собеседника и лучше ориентироваться в ситуации, нужно обращать внимание на невербальные элементы общения. В этом смысле, «умение слушать» часто представляет собой «умение видеть», умение наблюдать. Настроение человека, его отношение к чему-либо обычно ярко проявляется в его интонациях, мимике, жестах, позе, порой даже в тех случаях, когда он старается это скрыть.

Хочет ли человек что-то сказать, настроен ли он общаться, хочет ли побыть один, — все это обычно видно без помощи слов.

Поэтому, если вы видите, что, несмотря на все ваши старания, в ходе разговора собеседник не смотрит в вашу сторону, все чаще заглядывает в телефон или на часы, рассматривает что-то в стороне, машет кому-то из своих знакомых, зевает и тому подобное, значит, пришло время разговор завершать.

Не затягивайте разговора, если вам больше нечего сказать, а собеседник торопится. Поблагодарите его за разговор и попрощайтесь.

Если в какой-то момент общение стало для вас утомительным, а собеседник увлекся интересной для него, но не интересной или непонятной для вас темой, вы можете проявить инициативу для прекращения разговора. Конечно, просто повернуться и уйти будет невежливо. Однако можно воспользоваться одной из «закрывающих» фраз. Например, «Извините, мне нужно срочно позвонить домой!», «Извините, но я обещала хозяйке помочь ей на кухне», «Извините, пойду налью себе немного воды. Но мы вернемся потом к разговору», «Очень интересный разговор, но я вижу, там мой знакомый. Я должен передать ему сообщение».

Если вы сами услышите подобные слова от собеседника, скажите что-нибудь короткое и приятное, чтобы дать ему возможность уйти. Например: «Приятно было с вами поговорить», «Рад был с вами познакомиться», «Приятного вечера».

Итак, мы обсудили базовые навыки общения: умение начинать, поддерживать и прекращать разговор, вызывать симпатию, слушать, использовать вербальное и невербальное общение. Их игнорирование или неумелое применение часто приводит к недоумениям, недоразумениям и конфликтам в общении. Люди перестают слышать друг друга, пытаются использовать давление для достижения своих целей, отношения еще более запутываются и разрушаются. Вы можете научиться этим навыкам сами или усовершенствовать свое владение ими, а также научить им детей. Это позволит обеспечить гораздо больший уровень благополучия в вашей и их личной, семейной и профессиональной жизни.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0