Что такое способности и как их выявить у своего ребенка?

Разговор о способностях многими специалистами, изучающими эту тему, считается рискованным разговором. Действительно, каждому человеку хотелось бы знать о своих способностях и способностях своих детей. И не просто знать, а иметь возможность как-то их измерить. То есть требуются тесты, которые бы позволяли выявлять и измерять способности. Но, если можно их измерить, значит, можно и сравнить. То есть, очевидно, после измерения окажется, что одни люди имеют более «высокие» способности, чем другие. Тут-то и начинаются проблемы. Те, чьи способности оказались «выше», начинают свысока и снисходительно поглядывать на других. Некоторые начинают требовать к себе особого отношения и дополнительных прав, как к «представителю элиты». Те же, у кого результаты оказались «ниже» расстраиваются и, либо впадают в депрессию и опускают руки, либо начинают защищаться, становятся агрессивными, обвиняют ученых в некомпетентности, попытках культивировать неравенство между людьми. Так результаты психологических исследований превращаются в социально-политическую проблему.

Постараемся обойти политические темы и сосредоточимся на психологическом содержании обсуждаемых понятий.

Итак, под способностями понимают свойства личности, которые являются условиями успешного осуществления какого-либо рода деятельности. Если человек какую-то деятельность осваивает глубже, быстрее и легче, чем другие виды деятельности, она получается у него лучше, чем другие виды деятельности, значит, у него есть способности к этой деятельности. Практически всегда у каждого человека есть способности к целому ряду различных видов деятельности.

Способности «вырастают» из задатков. Задатки — это биологические, врожденные особенности человека, созревающие в процессе его развития. Это анатомические особенности строения тела, в частности, двигательного аппарата, органов чувств, нейродинамические свойства мозга, особенности строения нервной системы и протекания физиологических процессов в организме и др. Задатки не гарантируют развития у человека тех или иных способностей, они только определяют возможности для такого развития. Сформируются или не сформируются из задатков те или иные способности зависит от воспитания, обучения, участия ребенка в разных видах игровой, спортивной и трудовой деятельности.

Таким образом, мы видим, что способности — сочетание врожденного и приобретенного, то есть, выявив задатки ребенка, можно развивать соответствующие им способности. Специально указываю на это, поскольку в некоторых текстах для учителей и родителей мне встречалось утверждение, что способности — чисто врожденные особенности человека и развивать их невозможно. Это не так!

Специалисты считают, что задатки ребенка проявляются в его склонностях к тем или иным видам деятельности (такие склонности считают предпосылками специальных способностей) или в повышенной любознательности ко всему (так проявляется общая способность).

Склонность — это стремление, тяготение ребенка к определенным видам деятельности (например, рисованию, занятию музыкой, конструированию, общению и др.).

Задатки и способности довольно сложно выявить в раннем возрасте. Редко они проявляются у малышей достаточно ярко, чтобы взрослые смогли их заметить. Специалисты отмечают, что только у 10–15% детей явно выраженные склонности и устойчивые интересы обнаруживаются в раннем возрасте (до 3–5 лет). Некоторые способности могут сформироваться только в школьном возрасте. Поэтому важное значение имеет включение ребенка с раннего возраста в самые разные виды деятельности — различные, доступные его возрасту игры, спортивные упражнения, творческие занятия (рисование, лепка, музыка, декоративное искусство и др.), чтение, разные доступные виды трудовой деятельности и др. Постепенно можно будет заметить, что ребенок начинает предпочитать одни занятия другим, чем-то занимается с большим удовольствием, интересом и более успешно, чем другим. Это и будет проявлением склонностей. Дальнейшая поддержка их развития у ребенка приведет к формированию устойчивых способностей. Только важно обойтись без фанатизма и не стремиться включить ребенка во все виды деятельности сразу. Так не долго и вообще всякие склонности уничтожить.

К сожалению (а может быть, к счастью?), способности невозможно назначить. То есть, если родителям очень хочется, чтобы их ребенок непременно стал в будущем музыкантом, и они поэтому всячески стараются усадить его за музыкальный инструмент, нагружают постоянными музыкальными занятиями, в ущерб всему остальному, то гарантии развития музыкальных способностей у ребенка не существует (хотя некоторая вероятность все-таки есть), а вот не заметить проявление каких-то других склонностей, упустить развитие каких-то других не менее полезных способностей очень даже возможно. Поэтому гораздо надежнее присматриваться к проявлениям склонностей у ребенка, поощрять их, поддерживать их развитие.

Сориентироваться в том, какими способностями обладает ребенок, могут помочь различные их классификации, предложенные психологами. Эти классификации можно легко найти в Интернете. В качестве примера приведу одну из них (по материалам Елены Богачевой — психолога Вологодского научно-координационного центра Центрального экономико-математического института РАН). Используя таблицу, вы можете примерно оценить, в какой сфере деятельности проявляются способности у вашего ребенка.

 

Сфера деятельности, в которой проявляются способности:

Характеристика ребенка

интеллектуальная

  • наблюдателен;
  • разносторонне любознателен;
  • имеет исключительную память;
  • охотно и легко учится;
  • знает многое, о чем его сверстники и не подозревают;
  • умеет хорошо излагать свои мысли.

академических достижений

Чтение:

  • часто выбирает своим занятием чтение;
  • использует богатый словарный запас;
  • подолгу сохраняет внимание, когда ему читают;
  • способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова;
  • демонстрирует умение читать.

Математика:

  • проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов;
  • проявляет необычное для своего возраста понимание математических отношений;
  • демонстрирует легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков);
  • с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания;
  • разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег.

Естествознание:

  • внимателен к предметам и явлениям;
  • проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации;
  • часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов;
  • проявляет большой интерес к естественнонаучным опытам и экспериментам;

творческого или продуктивного мышления

  • чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу;
  • демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес ко множеству разных вещей);
  • часто делает все по-своему (независим);
  • изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;
  • способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальные решения.

общения и лидерства

  • легко приспосабливается к новым ситуациям;
  • другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
  • в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе;
  • имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;
  • с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;
  • другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

художественной деятельности

Изобразительное искусство:

  • проявляет очень большой интерес к визуальной информации;
  • проводит много времени за рисованием или лепкой;
  • демонстрирует опережающую свой возраст умелость;
  • осознанно строит композицию картин или рисунков
  • его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет;

Музыка:

  • проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;
  • чутко реагирует на характер и настроение музыки;
  • легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам;
  • с удовольствием подпевает.

двигательная

  • проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;
  • любит движение (бег, прыжки, лазание);
  • обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);
  • прекрасно удерживает равновесие;
  • для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0