Что такое «уровень субъективного контроля» и как его развивать у школьников

Давно известно, что внешние события оказывают влияние на мысли, чувства и поведение людей. Причем характер этого влияния зависит от того, как человек воспринимает то, что с ним происходит. Разными людьми одни и те же события могут оцениваться противоположным образом, а значит, совершенно по-разному влиять на поведение этих людей. Например, на ошибку в каком-то своем тексте один человек может отреагировать спокойно («У меня всегда тройка была в школе по русскому языку. Хорошо, что только одну ошибку сделал»), другой же может сильно расстроиться («Я этот текст начальнику отослал. Он теперь подумает, что я совсем неграмотный!»).

Субъективные ожидания человека того, в какой мере он в состоянии контролировать происходящие с ним события и их последствия, известный психолог Джулиан Роттер назвал «локусом контроля».

Человек склонен приписывать причины событий, происходящих с ним, либо внешним, либо внутренним факторам. Поэтому Дж. Роттер выделил два крайних типа локуса контроля — экстернальный («внешний») и интернальный («внутренний»).

Человек, обладающий интернальным локусом контроля, считает, что все, что с ним происходит, зависит от его компетентности, способностей, целеустремленности, определяется его активностью и усилиями. Он уверен, что сам является автором своих успехов и неудач, верит, что сможет реализовать все свои планы, если приложит достаточное количество усилий («Родители опять на меня обижаются, считают, что мало уделяю им внимания. Надо на следующей неделе заскочить к ним, чайку попить, об их делах послушать, о своих рассказать»).

Человек с экстернальным локусом контроля убежден, что его успехи и неудачи вызваны действием внешних обстоятельств, судьбы, поступками других людей, везением, случайностью. Он, как правило не строит долгосрочных планов и не проявляет активности, чтобы изменить что-то в своей жизни, поскольку считает, что в этом нет смысла, — слишком многое зависит от того, как сложатся обстоятельства («Родители опять на меня обижаются, считают, что мало уделяю им внимания. Никак ведь не могут понять, что у меня работа ответственная, совсем не отпускает»).

Психологи считают, что интерналы, как правило, независимы, не терпят манипулирования, не любят конфликтов и выяснения отношений, направлены на дело, в котором стараются реализовать свои способности и творческий потенциал. Для них характерны: эмоциональная стабильность, развитые моральные качества, благожелательность, терпимость, доверчивость, воображение, общительность, сила воли.

Экстерналы, чаще всего, эмоционально неустойчивы, не уверены в себе, тревожны, менее (чем интерналы) терпимы к другим, могут быть агрессивны, но чаще проявляют конформность, уступчивость, зависимость от других людей. В конфликтах и просчетах склонны обвинять других.

Исследователи установили, что локус контроля изменчив. Его изучение у подростков (мальчики и девочки 14 лет) показало, что некоторые изменения возможны даже в течение года. При этом у девочек сдвиг происходит в сторону внешнего, а у мальчиков — внутреннего локуса контроля.

Дж. Роттер ввел понятие «локус контроля» в конце 60-х гг ХХ в. Однако позднее содержание этого понятия уточнялось и сегодня психологи считают локус контроля не столько поведенческим навыком, сколько важной интегральной характеристикой личности, показателем взаимосвязи отношения человека к себе и отношения к окружающему миру.

Отечественные эксперты отмечают, что интернальность связана с социальной зрелостью и просоциальным поведением, а экстернальность — с недостаточной социальной зрелостью и асоциальным поведением. Так в исследовании, проведенном под руководством известного ученого-психолога А. А. Реана, среди молодых правонарушителей доля экстерналов составила 84%, а интерналов — 16% (Реан А. А., 1994). Такой результат неудивителен, поскольку интернальность фактически означает принятие субъектом на себя ответственности за свои поступки и их последствия, а вот снятие ответственности за все происходящее с самого себя, возложение ответственности на окружающих людей, судьбу, случай, обстоятельства свойственно экстерналам. Таким образом, высокий уровень экстернальности у молодежи можно считать фактором риска противоправного поведения (особенно в группах при наличии сильного асоциального лидера).

Разработчики использующихся сегодня тестов, определяющих локус контроля, считают, что он может быть разным в разных ситуациях. Поэтому в тесте выделяют несколько субшкал (сам тест «Уровень субъективного контроля» можно найти и пройти в Интернете):

  • Шкала интернальности в области достижений. Высокие показатели по этой шкале отмечаются у людей, которые считают, что добиваются успехов в своей жизни своими собственными силами и что способны добиваться еще более высоких достижений, если приложат больше усилий. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам — везению, счастливой судьбе или помощи других людей.
  • Шкала интернальности в области неудач. Высокие показатели по этой шкале говорят о том, что в своих неприятностях и страданиях человек склонен обвинять самого себя. Низкие показатели свидетельствуют о том, что человек обычно приписывает ответственность за свои неудачи и провалы внешним обстоятельствам, другим людям или невезению.
  • Шкала интернальности в семейных отношениях. Высокие показатели по этой шкале означают, что человек считает себя ответственным за все, что происходит в его семейной жизни. Низкий показатель указывает на то, что субъект считает не себя, а других людей (кого-то из членов семьи, родственников или знакомых) или внешние обстоятельства причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.
  • Шкала интернальности в области производственных отношений. Высокий показатель свидетельствует о том, что человек считает свои действия основной причиной того, как организована его производственная деятельность, как складываются отношения в коллективе, происходит ли его карьерный рост и т. д. Низкий показатель говорит о том, что человек склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам — руководству, коллегам по работе, экономической ситуации, везению/невезению.
  • Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни. Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает самого себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняете этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит также от его действий. Человек с низкими показателями по этой шкале считает болезнь и здоровье результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего, конечно, врачей и органов санитарного надзора.

Как видно из предыдущих рассуждений, и как показывает большое количество исследований, обладать интернальным (внутренним) локусом контроля лучше, чем экстернальным (внешним). Действительно, как указывалось выше, интерналы менее тревожны, менее склонны к агрессии, более благожелательны, терпимы и более популярны в группе. Они более уверены в себе и чаще находят смысл и цели жизни. Однако А. А. Реан отмечает, что субъект, «который перманентно и тотально берет на себя ответственность за все неудачи, провалы, промахи в жизни, подвержен серьезному риску дезадаптации. Такая ориентация на всеобъемлющую ответственность в случае серьезности или множественности неудач является основательной почвой для возникновения комплекса вины. Такая ориентация на всеобъемлющий контроль за ситуацией является фактором риска психоэмоциональной дезадаптации, роста дискомфорта, напряжения». От себя добавлю, что такая гиперответственность может приводить к возникновению депрессии и формированию невроза. Чтобы этого не происходило, А. А. Реан предлагает различать интернальность-экстернальность не только по ситуативным (поведенческим) областям: область достижений, область неудач, область производственных отношений и т. п., а еще и по каузальным («причинным») областям: а) ответственность за причины неудач и б) ответственность за преодоление неудач. «Хороший» интернальный контроль тогда может быть представлен следующим образом (Реан А. А. Психология изучения личности: Учеб. пособие. — СПб., Изд-во Михайлова В. А., 1999):

изображение

Такой «хороший» интернальный контроль позволяет субъекту сохранить уверенность в себе, активную позицию и чувство контроля за событиями своей жизни, не приобретая попутно чувства всеобъемлющей вины и эмоциональной дезадаптации.

Специалисты считают, что знание индивидуальных особенностей личности, связанных с уровнем и направленностью ответственности, полезно для родителей и совершенно необходимо в деятельности педагогов, социальных работников, психологов. Причем, коррекционно-воспитательная работа с подростками, совершившими правонарушения, должна предполагать (в определенной мере и в качестве способа коррекции поведения, и в качестве одной из целей развития личности) его (подростка) переориентацию с экстернального на интернальный контроль.

Как же помочь подросткам сформировать у себя «хороший интернальный контроль», или, говоря общепринятым языком, ответственность? Эксперты предлагают несколько советов:

  1. Часто экстернальный локус контроля формируется у детей, испытывающих трудности в учебе. Плохие отметки приводят к критике и осуждению со стороны близких людей (прежде всего, родителей). В результате, как защитная реакция, формируется поведение избегать ответственности и перекладывать ее на внешние причины. Поправить ситуацию можно, ненавязчиво помогая ребенку с учебой и находя (почаще!) поводы продемонстрировать ему свое уважение.
  2. Возможно, взрослым придется начать с себя. Понаблюдать за собой: всегда ли удается держать слово, следить за выполнением своих обязательств, отвечать за свои поступки. Кстати, неплохо было бы поделиться с ребенком своим опытом — рассказать, как вы сумели сформировать у себя ответственное поведение. Личный пример — важный метод обучения. А двойные стандарты («Мне можно, а ты еще не дорос») легко могут свести все усилия к нулю.
  3. Ответственность начинается с самостоятельности. Поэтому правильным решением будет уходить от требований послушания, и постепенно предоставлять все больше самостоятельности в разных делах — гигиене и опрятности, учебе, помощи в домашних делах и др. Только предлагаемые к самостоятельному выполнению дела должны быть подростку по силам. Если, например, вы все время вместе делали домашние задания, нельзя требовать, чтобы с завтрашнего дня он начал полностью выполнять их сам.
  4. Можно обсуждать с подростком разные ситуации из его жизни и из жизни его друзей, знакомых, возможно, также ситуации из его любимых фильмов. Обсуждать, задавая вопросы: «Как ты думаешь, почему ты(он) поступил именно так?», «Как ты думаешь, что было бы если бы ты(он) поступил…(обсудить разные варианты возможного ответственного и безответственного поведения и их последствия)? Обсуждая разные ситуации взаимодействия ребенка с другими людьми, важно также обращать его внимание на то, где начинается его ответственность, а где — другого человека.
  5. Психолог Зоя Титова предлагает развивать осознанность подростка, в частности, правильно формулировать высказывания о своем поведении:
  • Осознание выбора — вместо: «Я ушел с урока, потому что Федя предложил погулять», говорить: «Я ушел с урока, потому что я захотел погулять».
  • Осознание последствий — вместо: «Я опоздал, потому что пробки на дорогах», говорить: «Я опоздал, потому что я поздно вышел».
  • Осознание ответственности за свои поступки — вместо: «Я написал контрольную на два, ну и что?», говорить: «Я написал контрольную на два, я подготовлюсь и исправлю».
  • Осознание своего вклада в случившееся — вместо: «Я подрался с Петей, потому что он обзывал меня и полез на меня с кулаками», говорить: «Я подрался с Петей, потому что я разозлился и не смог сдержаться, когда он назвал меня дураком».

Собственно, такое переформулирование фраз как раз и позволяет переориентировать в сознании подростка локус контроля с внешнего на внутренний.

Как видим, локус контроля — не врожденное качество личности. Внутренний локус контроля можно развивать, и подростковый возраст — вполне подходящее для этого время. Надеюсь, приведенные рекомендации помогут вам успешно справиться с такой задачей.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0