Что такое воля и как ее развивать

Никто, пожалуй, не будет возражать против того, что воля — положительное качество человека. И было бы полезным развивать ее у себя и у своих детей. Но что такое «воля»? Это умение заставить себя делать то, что не хочется, или умение, в нужный момент, захотеть делать то, что нужно? Возможно ли ее развивать, или она просто сама «созревает» в течение жизни? Обсудим эти вопросы.

В настоящее время нет определения понятия воли, с которым были бы согласны все ученые, которые заняты ее изучением. Некоторые считают, что воля — это качество, позволяющее человеку управлять своим поведением. То есть делать то, что задумал, а не то, что захотелось. Другие, что воля — это способность человека действовать по своему усмотрению: что захотел, то и сделал. Третьи уверены, что воля непосредственно связана с мотивацией и позволяет человеку делать выбор в условиях, когда происходит борьба двух или более мотивов. Наконец, четвертые убеждены, что воля — это механизм, позволяющий человеку преодолевать препятствия и трудности на своем жизненном пути.

Наиболее активно сегодня конкурируют между собой два представления о том, что такое воля. Первое — это представление о воле как о силе переживания человеком своих потребностей, желаний. В этом случае можно заметить, что воля подменяется мотивацией. Раньше говорили: «Чего изволите?», то есть «Чего желаете?». И сейчас используется, например, словосочетание «произвольная программа», то есть, программа, составленная по своему желанию. Воля выступает здесь скорее как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения и деятельности человека.

Второе распространенное сегодня представление связывает волю с преодолением жизненных трудностей, препятствий. Человек, умеющий успешно преодолевать трудности, достигать поставленных целей, считается волевым. В этом случае воля становится характеристикой, чертой человека, поскольку есть люди более успешно или менее успешно достигающие своих целей, то есть, с точки зрения этого подхода, более или менее волевые.

К сожалению, ни один, ни другой подход не отвечают в полной мере на вопросы, возникающие в связи с объяснением разного поведения людей. Поэтому можно сказать, что все еще существует путаница в понимании понятий «воля», «сила воли», «волевые качества» и тому подобных. По сути, перечисленные подходы не противоречат друг другу, каждый из них со своей стороны раскрывает какую-то часть такого объемного феномена как воля.

Отечественные ученые — психологи, педагоги, — всегда подчеркивали решающее значение воли для формирования поведения детей, развития их личности. В то же время, методические разработки, посвященные воспитанию воли, как правило, сводятся лишь к ряду советов о том, что волю нужно воспитывать, нужно развивать волевые качества — целеустремленность, самообладание, терпение, сдержанность и другие, учиться преодолевать препятствия и так далее. Но как конкретно развивать эти качества, какие использовать приемы, — об этом информации совсем мало. Сегодня, как и много лет назад, имеется насущная потребность в практических разработках на эту тему.

Понять, на сколько волевые качества развиты у ребенка можно с помощью наблюдения. Для получения достаточно полной характеристики волевой активности нужно изучить инициативность, организованность, решительность, настойчивость, самостоятельность, которые ребенок проявляет в разных видах деятельности. Именно эти характеристики наиболее ярко проявляются в действиях и поступках людей, удобны для наблюдения, характерны для всех видов деятельности (учение, труд, спорт, общественная работа). Конечно, их проявления будут разными у детей разного возраста. Рассмотрим пример для детей школьного возраста. Методику наблюдения за проявлениями волевых качеств разработал А. И. Высоцкий (привожу ее по книге: Ильин Е. П. Психология воли. — СПб: Питер, 2000).

Признаки волевых качеств школьников

Признаки дисциплинированности:

  • сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка (соблюдение требований учителей, своевременное выполнение трудовых поручений, выполнение всех правил в спорте и т. д.);
  • добровольное выполнение правил, установленных коллективом (класса, членами кружка, группой товарищей по труду, спорту и т. д.);
  • недопущение проступков (уход без разрешения с занятий, неявка на воскресник и т. п.);
  • соблюдение хорошего поведения при изменении обстановки.

Признаки самостоятельности:

  • выполнение ребенком посильной деятельности без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.);
  • умение самому найти себе занятие и организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.);
  • умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав;
  • умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности.

Признаки настойчивости:

  • стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительно преследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями;
  • умение продолжать деятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности;
  • умение проявить упорство при изменившейся обстановке (смене коллектива, условий труда и т. д.)

Признаки выдержки:

  • проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненных условиях (большие помехи, неудачи и т. п.);
  • умение держать себя в конфликтных ситуациях (при спорах, незаслуженном обвинении и т. д.);
  • умение тормозить проявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении (большой радости, негодовании и т. д.);
  • умение контролировать свое поведение в непривычной обстановке.

Признаки организованности:

  • соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.);
  • планирование своих действий и разумное их чередование;
  • рациональное расходование времени с учетом обстановки;
  • умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки.

Признаки решительности:

  • быстрое и обдуманное принятие решений при выполнении того или другого действия или поступка;
  • выполнение принятого решения без колебаний, уверенно;
  • отсутствие растерянности при принятии решений в затрудненных условиях и во время эмоциональных возбуждений;
  • проявление решительных действий в непривычной обстановке.

Признаки инициативности:

  • проявление ребенком творчества, выдумки, рационализации;
  • участие в осуществлении разумного новшества, хорошего начинания, исходящего от других;
  • активная поддержка коллектива детей в реализации намеченных планов;
  • стремление проявить инициативу в непривычной обстановке.

Конечно, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос стойким, смелым, волевым. Вот несколько рекомендаций по развитию волевых качеств у ребенка:

  • Не делайте за ребенка то, что он в состоянии сделать сам. Если вы не уверены, что он справится, будьте рядом, чтобы можно было подсказать, помочь, но помогайте только после того как он хотя бы попробует сделать сам. Не забывайте хвалить, поощрять за самостоятельные попытки и, тем более, успехи, за доведение намеченных дел до конца.
  • Не всё будет получаться у ребенка сразу. Проявите терпение, не спешите делать замечания и критиковать, дайте побольше времени, ненавязчиво подскажите. Возможно, вам придется что-то за ребенком доделать или даже переделать. Воздержитесь от упреков, похвалите за самостоятельность — такая ваша стратегия окупится многократно.
  • Чтобы выработать привычку быть организованным, используйте продуманный режим и распорядок дня. Составьте его вместе с ребенком, исходя из обычного ежедневного набора дел. Хорошо если распорядок будет подходить всем членам семьи и всеми поддерживаться.
  • Будьте последовательны — если что-то не разрешено ребенку сегодня, то не должно стать разрешено завтра. Идеальный вариант: есть вещи, которые не приняты в семье, например, курить, брать без разрешения чужие вещи и др. Взрослые не только запрещают делать это ребенку, но и сами никогда не делают (например, не берут без разрешения вещи ребенка).
  • Дошкольники и младшие школьники чаще всего действуют под влиянием непосредственных желаний и чувств, поэтому очень важно замечать и поощрять всякое проявление ими волевых усилий.
  • Очень хорошим подспорьем в воспитании воли у детей могут стать совместная работа и совместные игры в коллективе. Равнение на других детей, старания не отставать от других, поддерживать общие правила совместной деятельности служат хорошей тренировкой для волевых качеств каждого участника группы.
  • Детям нужны правильные ориентиры для своих поступков, примеры проявления волевых качеств. Читайте, рассказывайте сказки, истории, рассказы о героях, проявивших решительность, мужество, смелость, героизм. Обсуждайте поведение героев, акцентируйте внимание детей на том, как они принимают решения, настойчиво следуют поставленным целям.
  • Поощряйте занятия физкультурой, спортом.
  • Учите ребенка ставить конкретные и выполнимые задачи, цели — это поможет ему мобилизоваться, увидеть смысл в проявлении настойчивости, старательности.
  • Волевые качества зависят не только от воспитания, но и от врожденных особенностей нервной системы человека. Например, робость, неспособность быстро принимать решения, утомляемость (неспособность долго терпеть усталость) и ряд других могут иметь врожденную основу. Это не означает, что развивать волевые качества при наличии у ребенка таких врожденных особенностей не нужно или бесполезно. Просто, в таком случае вам придется столкнуться со значительными трудностями, и от вас потребуются чуткость (нельзя, например, робкому ребенку приклеивать ярлык «трус»), терпеливость, оптимизм и педагогическая мудрость.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0