Деньги как средство воспитания характера ребенка

Мир, в котором мы живем, многообразен и сложен. Нас окружают разные вещи, растения и животные, другие люди. Одновременно наш мир включает разные нематериальные составляющие — правила поведения, культурные нормы, ценностные ориентации. И ко всем этим частям окружающего мира мы формируем определенное отношение. Целостную систему отношений, сложившихся у каждого из нас к самим себе и разным частям окружающего мира, психологи называют характером. Например, такие черты характера как общительность или замкнутость, чуткость или черствость проявляют сформировавшееся у человека отношение к другим людям, а такие черты как трудолюбие или лень — отношение к работе. Неотъемлемыми чертами характера могут быть щедрость или жадность, расточительность или склонность к накоплению. Эти черты характера складываются у нас вместе с формированием нашего отношения к материальной стороне окружающего мира, прежде всего к деньгам.

Нужно ли специально целенаправленно воспитывать отношение ребенка к деньгам, его финансовую грамотность? Большинство специалистов сходятся во мнении, что такое воспитание совершенно необходимо. Особенно оно важно в связи с тем, что именно в ходе обучения финансовой грамотности проще всего сформировать у ребенка такие качества как умение принимать самостоятельные решения и отвечать за их последствия. И начинаться такое воспитание должно в семье.

Основное средство воспитания — собственный пример родителей. Родителям нужно договориться о том, какое отношение к деньгам они хотели бы привить ребенку своим примером. Мама и папа — наиболее авторитетные взрослые в жизни ребенка, и именно их он видит чаще и больше всех остальных людей. Поэтому именно родительское отношение к деньгам вероятнее всего станет образцом для ребенка. Как родители относятся к деньгам — например, с беспокойством, завистью или спокойно, прагматично, — так со временем станет относиться и ребенок. У щедрых родителей, как правило, растут и щедрые дети, у жадных — прижимистые, у прагматичных — прагматичные. Если у родителей разные взгляды на обращение с деньгами, то у ребенка может сложиться противоречивое отношение. Так что придется ответить на вопросы: какое отношение к деньгам вы хотели бы сформировать сознательно? Готовы ли вы постоянно демонстрировать сыну или дочери именно это выбранное отношение?

Не менее важный вопрос, готовы ли родители обсуждать при ребенке, а потом и вместе с ним финансовое состояние семьи? Получится ли простым и понятным ребенку языком объяснить, например, то, что семья испытывает в данное время финансовые трудности, в чем конкретно эти трудности состоят и какие меры родители собираются предпринимать, чтобы с этими трудностями справиться? Подобные обсуждения могли бы принести ребенку много пользы, поскольку не только обучают конкретным полезным навыкам обращения с деньгами, но и способствуют сплочению семьи в трудных ситуациях.

С какого возраста лучше начать обучение ребенка финансовой грамотности? Большинство специалистов считают, что примерно с 3–4 лет, то есть с момента, когда ребенок начнет понимать, зачем нужны деньги. Сначала это могут быть простые игры — в магазин, в кафе, в парк развлечений и тому подобные. Можно вместе поиграть и в настольные экономические игры. Лучше, если это будут не компьютерные, а именно настольные игры, в которые родители могут играть вместе с ребенком. В таком случае обучающий эффект от игр увеличивается, поскольку взрослые могут пояснять свои ходы, давать советы. На этом этапе ребенок научится отличать монеты от купюр, различать монеты, похожие внешне, но разного достоинства, отличать купюры от квитанций, чеков и банковский карт. Одновременно будет формироваться понимание ценности предметов. Немного позже (в 5–6 лет) можно предложить ребенку самому купить что-нибудь в магазине (жвачку, мороженое, пирожок). При этом ребенок узнает, что нужно говорить продавцу, как посчитать сдачу и др., то есть начнет осваивать важные социальные компетенции.

В этом же возрасте можно говорить с ребенком о том, почему плохо рвать одежду, ломать игрушки, разрисовывать и рвать книжки, портить другое имущество. Все это стоит денег. Чтобы получить деньги, родители ходят на работу и трудятся, а ребенка оставляют в детском саду или с бабушкой. Взамен испорченной одежды придется покупать новую, тратить на нее деньги. Но деньги нужны и на другие важные покупки — продукты, мебель, квартплата и др., — поэтому количество денег всегда ограничено.

Ребенку 7–8 лет можно объяснить, что у семьи нет возможности купить ему дорогой телефон или игровую приставку, поскольку для этого нужно много денег. За разную работу платят разное количество денег. Однако любую работу нужно делать хорошо. Чтобы получать много денег, нужно долго учиться — сначала основам знаний в школе, а потом — конкретной профессии.

Ребенка этого возраста уже можно привлекать к участию в планировании расходной части семейного бюджета. Тогда его не будет смущать фраза мамы или папы «денег нет». Вероятно, он и сам не станет просить купить то, что не запланировано. Одновременно можно формировать и «финансовую выдержку», то есть планировать крупные покупки для ребенка заблаговременно — к новому году, к дню рождения, к каникулам. Так ребенок лучше освоит навыки планирования, бережливости.

Старшего дошкольника или младшего школьника стоит научить копить. Откладывание денег в копилку учит важным вещам — экономии и разумному выбору. Придется решать — купить мелкую, но приятную вещь (шоколадку, игрушку) сейчас или купить что-то более серьезное и дорогое позже. Тем самым будут тренироваться волевые качества, прежде всего, умение контролировать сиюминутные побуждения и импульсы.

Основные темы для обучение финансовой грамотности ребенка — это, конечно, получение дохода и умение сберегать имеющиеся средства.

Маленький ребенок не имеет возможности зарабатывать деньги, поэтому доход ему придется обеспечить родителям. Это могут быть деньги, регулярно выдаваемые на карманные расходы, и возможные подарки в денежной форме. Впрочем, подарки — вещь нерегулярная, поэтому основным доходом ребенка до подросткового возраста будут деньги на карманные расходы.

Выдавать карманные деньги можно начать, как только ребенок пойдет в школу. Родителям придется принять для себя важное решение. Деньги, выдаваемые на карманные расходы, это не плата ребенку за хорошую учебу, помощь по дому или за примерное поведение. Фактически это воспитательный инструмент. Поэтому расходовать карманные деньги ребенок имеет полное право по своему усмотрению, ни перед кем не отчитываясь. Только ситуация, когда деньги находятся в полном распоряжении ребенка, может стать действительно воспитательной. Только так ребенок может получить опыт принятия важных самостоятельных решений. Поскольку сумма, имеющаяся в распоряжении ребенка, всегда ограничена, он вынужден учиться анализировать разные возможные варианты расходования средств, учиться расставлять приоритеты.

Количество выдаваемых на карманные расходы денег зависит от возможностей семьи и от возраста ребенка. В любом случае, сначала это должны быть небольшие суммы, поскольку ребенок только учится обращаться с деньгами. Поговорите с другими родителями, семьи которых имеют примерно такое же материальное положение, как и ваша. Сколько они в среднем выделяют денег на карманные расходы детям? Начните выдавать столько же или немного меньше.

По мере взросления запросы и потребности ребенка будут возрастать. Нужно в разумных пределах увеличивать и количество выдаваемых карманных денег. Хорошо, если часть этих денег будет предназначена для трат на «официальные» нужды ребенка — завтраки и обеды в школе, проезд, необходимые канцелярские принадлежности. Размер таких расходов нужно обсудить с ребенком. Так он будет учиться тратить деньги не только на то, что хочется, но и на то, что нужно.

Периодичность выдачи карманных средств тоже зависит от возраста. Младшим школьникам лучше выдавать деньги чаще — 1–2 раза в неделю, поскольку они еще плохо умеют контролировать свои расходы. Постепенно время между выдачами денег можно увеличивать, доведя его к 8 классу до 1 раза в месяц. К этому возрасту подросток уже может освоить понятие бюджета и осознать необходимость его планирования. Специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил при выдаче карманных денег.

1. Выдача должна быть регулярной и своевременной. Игнорирование выплат или их отсрочка ведут к воспитанию финансовой необязательности.

2. Не меняйте правил. Если по каким-либо причинам вынуждены пойти на сокращение размера карманных средств, ребёнку необходимо объяснить обстоятельства, вызвавшие это урезание и добиться у него понимания. Все изменения в правилах выплат должны согласовываться с ребёнком.

3. Не делайте послаблений. Гоните от себя жалость и желание компенсировать своему чаду потерянные или слишком быстро нерационально израсходованные средства. Иначе это подведёт его к мысли, что к родителям можно относиться как к страховой компании, которая в случае необходимости всегда покроет непредвиденные потери и убытки. Кроме того, это пошатнёт основы финансового воспитания и из серьёзного занятия превратится для ребёнка в игру. Финансовые неудачи — часть науки управления деньгами. Поэтому смиритесь с потерями и возможным нерациональным расходованием средств на первом этапе — хорошие уроки бесплатными не бывают.

Часто родители спрашивают, нужно ли давать ребенку деньги за хорошие оценки в школе? Психологи считают, что это крайне нежелательно. Во-первых, такая оплата будет означать, что оценки нужны не ребенку, а родителям. Во-вторых, в сознании ребенка не должны смешиваться представления о семейных, личных отношениях и товарно-денежных. Все-таки от близких людей мы ждем тепла, доброты, понимания, сочувствия, заботы, ласки, независимых от нашего или их финансового состояния. Конечно, поощрения за хорошую учебу должны быть, но лучше, если это будут не денежные призы, а искренняя радость и удовольствие родителей от успехов ребенка.

Еще один довольно частый вопрос от родителей — возможно ли в каких-то случаях приостановить или вовсе прекратить выдачу карманных денег? Такие ситуации, конечно, возможны, если, например, ребенок явно демонстрирует незрелое поведение: не может контролировать свои импульсивные желания, тут же растрачивая выданные деньги, или поддается влиянию других детей, покупая то, на что они ему укажут. В таких случаях можно начать выдавать карманные деньги позже — через несколько месяцев или даже через год.

Также стоит прекратить выдавать карманные деньги, если станет известно, что у ребенка их отбирают старшеклассники (что иногда, к сожалению, случается). В этом случае обязательно нужно сообщить о происходящем руководству школы, возможно, поговорить с родителями малолетних правонарушителей, добиться восстановления нормальной дисциплины в школе. После этого можно вновь начать выдавать ребенку деньги.

Итак, умение обращаться с деньгами — важный навык для успешной жизни в современном обществе. Однако обучение этому навыку может стать в руках родителей еще и серьезным средством воспитания характера ребенка, развития его личности. Научите своих детей бережливости, экономии, планированию, навыкам принятия взвешенных самостоятельных решений. Придет время, и они скажут вам спасибо.

Написать комментарий

Уважаемые читатели!

Ответы на вопросы, поступившие в период с 15 июля по 14 августа, будут даны после 15 августа.

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

КомментарииКомментариев: 0