Если ребенок не хочет идти в школу

Начался учебный год, и некоторые родители уже столкнулись с проблемой: ребенок заявляет, что не хочет идти в школу. Чаще это происходит с первоклассниками, которые только начинают знакомиться со школьной жизнью, но могут отказываться посещать занятия и более взрослые дети. В чем причина? Почему, получив опыт «взаимоотношений» со школой, ребенок пытается спастись бегством? Попробуем разобраться.

Одна из важных причин, по которым отказываются ходить в школу первоклассники, — слишком тяжело проходящая для них адаптация к учебе. Это и необходимость привыкать к новому режиму дня, и необходимость точно соблюдать требования учителя, и необходимость удерживать сосредоточенное внимание на выполнении учебных заданий, иногда довольно трудных, и необходимость находить общий язык с одноклассниками и еще целый ряд «необходимостей». Конечно, это непросто. Родители и учителя начинают отмечать возросшую или появившуюся капризность и раздражительность ребенка, ухудшение сна, аппетита, уставший вид, невнимательность, рассеянность на занятиях и другие подобные симптомы перегрузки. Специалисты считают, что нормальный период адаптации для первоклассников — 2–4 месяца (в некоторых случаях и до 6 месяцев). Так что, если нежелание ходить в школу возникает у ребенка до ноября-декабря, не стоит паниковать и обращаться к специалистам. Сначала есть смысл попробовать несколько снизить домашнюю нагрузку, увеличить продолжительность прогулок, активного отдыха на свежем воздухе и сна, может быть организовать дневной сон. Не стоит в первые два-три месяца учебы записывать ребенка в какие-то секции и кружки, поскольку они станут дополнительной нагрузкой и могут еще больше затянуть процесс адаптации. Не помешает и поддержка, подбадривание со стороны родителей, бабушек и дедушек, в том числе, уменьшение строгости требований, подчеркивание нового, «взрослого» статуса ребенка — статуса школьника. И только если все эти меры не приведут к успеху, нужно обратиться за помощью к психологу или опытному педагогу.

Другой причиной отказа первоклассника (первоклассницы) ходить в школу может стать полное разочарование в школе как таковой. Когда родители и воспитатели в детском саду готовили ребенка к школе, они рассказывали, как интересно и весело там будет. Но вот начались занятия, и ребенок не находит в них ничего занимательного, веселого и интересного. Наоборот, нужно много трудиться, подчиняться правилам, часто делать не то, что хочется, а то, что надо. И в этом он не видит ничего для себя приятного.

Конечно, такая ситуация, следствие неправильно построенной подготовки к учебе. Вместо того, чтобы рассказывать «сказки» о школе, стоило честно говорить правду о том, что будут и уроки, и домашние задания, и необходимость выполнять указания учителя, но будут и новые друзья, и возможность поучаствовать в разных сферах общественной жизни и творчества — спортивных и музыкальных секциях и кружках, клубах по интересам и др. Поскольку этого не было сделано раньше, теперь придется с удвоенной активностью помогать ребенку найти себя в школьной жизни: всячески отмечать и поддерживать его успехи в учебе, подыскать (вместе с ним) кружок или секцию (в школе!), которые вызовут его интерес и в которых он мог бы быть успешен и с удовольствием проводил бы время с другими ребятами. Но договориться, что запишете вы его туда, как только он еще немного освоится с повседневной учебой, например, в декабре или сразу после Нового года.

Вообще, если ребенок с первых дней обучения начинает отказываться ходить в школу, вы видите, что он не понимает, чего от него хотят, не справляется с учебными заданиями, учитель сообщает о его неусидчивости, несоблюдении обычных для всех детей школьных правил, нужно удостовериться, что причиной затруднений не являются проблемы в развитии. Для этого имеет смысл обратиться в ближайший центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи с запросом о выборе оптимального образовательного маршрута и, возможно, о проведении дополнительных развивающих занятий с ребенком.

Еще одна причина нежелания посещать школу, как у первоклассников, так и у детей постарше, — так называемая «школьная неуспешность». То есть ребенок затрачивает на учебу значительные усилия, а результат оказывается далеким от ожиданий. Учеба «не идет», учитель ставит плохие оценки и отчитывает, родители ругают или просто смотрят укоризненно и разочарованно. Ребенок чувствует, что расстраивает их, не соответствует их ожиданиям, и у него либо возникает злость на школу и учителя, либо просто опускаются руки. Всякое желание ходить в школу пропадает.

В этом случае, родителям нужно самим предпринять некоторые меры. Прежде всего, есть смысл оценить собственные ожидания от ребенка. Так ли уж справедливо ожидать и требовать от него (от нее) безупречной учебы? Не стоит ли несколько «снизить планку»? Подумайте, насколько безупречно вы сами выполняете свои профессиональные и семейные обязанности? И сколько бы вы продержались, если бы пришлось выполнять все эти обязанности не на приемлемом, а на самом высоком уровне? Существует много примеров, когда не слишком успешные ученики становились весьма успешными взрослыми людьми (детям, пожалуй, об этом лучше без необходимости не рассказывать). Так что, если несколько сократить требования и усилить поддержку, можно сделать гораздо более счастливыми и себя, и ребенка.

Также нужно поговорить с учителем, постараться понять, почему ребенок не успевает усваивать необходимую информацию. Может быть учитель мог бы объяснять материал немного медленнее, более подробно и с большим количеством примеров? Может быть учитель смог бы менее строго относиться к вашему ребенку, чтобы тот не стеснялся спрашивать, если ему что-то непонятно? В общем, было бы неплохо уточнить причины затруднений и предоставить ребенку необходимую помощь.

Нередко, к сожалению, причиной отказа ребенка любого возраста, особенно подросткового, посещать школу становится конфликт с учителем. Несмотря на то, что сотрудничество педагога и детей, — основа успешного учебного процесса и благоприятного психологического климата в классе, все же иногда профессиональная перегрузка, эмоциональное выгорание, давление со стороны руководства могут приводить к тому, что учитель срывается, проявляет равнодушие или грубость по отношению к тому или иному ученику. Ребенок дома жалуется на грубость учителя, предвзятое отношение, намеренное занижение оценок, боится ходить на определенные уроки. Родители замечают резко ухудшившуюся успеваемость по конкретному предмету.

Не спешите винить во всем ребенка. Покажите, что доверяете ему, чтобы он не замыкался в себе, а мог делиться с вами своими учебными трудностями. Конечно, вы не должны одобрять все поступки сына или дочери, тем более, если сами считаете их неправильными, но при этом, старайтесь оказывать поддержку своему ребенку, независимо от того, виноват он (она) реально или нет. Только в этом случае вы сможете сохранить доверительные отношения и возможность как-то влиять на ситуацию. Поддерживая ребенка как такового, но не соглашаясь с некоторыми его поступками, вы сможете вместе с ним обсудить и придумать, как ему стоит дальше изменить свое поведение. Вообще, обратите внимание: мы часто осуждаем, обвиняем, критикуем, ругаем ребенка, давим на него, чтобы усилить свое влияние на него и его поведение. Но, поскольку от таких мер взаимоотношения портятся, наш контакт с ребенком разрушается, мы, на самом деле, теряем на него всякое влияние! Специалисты давно заметили такой парадокс, но, увы, им никак не удается донести это знание до родителей.

Итак, если у ребенка возник конфликт с учителем, нужно договориться о встрече с педагогом и обсудить ситуацию. Втягиваться в конфликт, включаться в «перетягивание каната» и выяснение, кто прав, кто виноват, не стоит. Цель разговора двух взрослых людей — найти разумное решение проблемы, продумать дальнейшие конкретные шаги, которые позволят восстановить мир и приемлемые взаимоотношения с ребенком. Если учитель упорствует, принципиально не желает «сделать ход» навстречу ученику, требует уважения только своей позиции, придется навестить директора и попросить его помочь учителю занять более конструктивную позицию. Посредником (сейчас чаще говорят «медиатором», что, впрочем, одно и то же) в улаживании конфликта учитель-ученик может стать и школьный психолог, если, конечно, он в школе есть и обладает необходимой квалификацией.

Причиной нежелания ребенка ходить в школу может стать и конфликт с другим ребенком или другими детьми. Благоприятный психологический климат, к сожалению, складывается в классах не всегда. Робкий, застенчивый, «домашний» ребенок или ребенок, имеющий какие-то особенности здоровья или развития, может стать объектом насмешек одноклассников или школьников постарше. Преследования со стороны других учеников могут нанести серьезную психологическую травму с серьезными же психологическими последствиями, поэтому такие ситуации нельзя пускать на самотек.

Если вы видите, что ребенок несколько дней подряд печален, угрюм утром перед посещением школы, придя домой после занятий замкнут, отказывается обсуждать школьные дела, не рассказывает ни о ком из своих школьных товарищей; вы обнаруживаете, что его одежда или школьные принадлежности испорчены, на лице или на теле появились синяки, ссадины, отнеситесь к этому серьезно. Постарайтесь доверительно поговорить с ребенком. Не обещайте ему, что никому об этом не скажете: возможно, вам придется вмешаться, чтобы защитить его. Дайте несколько советов, которые помогут уменьшить остроту проблемы (стараться находиться рядом с учителем или другим взрослым, в том числе во время перемены, обеда, на открытых площадках; поворачиваться и уходить в случае насмешек, молча, избегая зрительного контакта, не отвечая на агрессию). Воспитывайте у ребенка уверенность в себе: учите оставаться спокойным и не реагировать, не вести себя как жертва (то есть держаться прямо, с высоко поднятой головой, уверенным взглядом), уверенно говорить «нет»; развивайте навыки общения — во всем этом могут помочь занятия с психологом). Обсудите происходящее с учителем. Попросите обратить внимание на ситуацию.

Мы обсудили основные, наиболее частые причины, по которым дети отказываются ходить в школу, а также основные шаги, которые могут предпринять родители, чтобы исправить ситуацию. Конечно, к нежеланию посещать учебу могут приводить и многие другие причины, например: конфликты между родителями в семье (ребенок перестает ходить в школу в отместку или потому что никто не обращает на его учебу внимания); «плохая компания», в которую попал ребенок (в которой другие дети не учатся); комплексы самого ребенка по поводу каких-то дефектов своей внешности или речи, тем более, если кто-то его за это дразнит; зависимое поведение (от прогулок с друзьями, компьютера, вредных привычек и др.).

В любом случае, если родителям удается понять причину, по которой ребенок не хочет посещать школу, найти решение проблемы становится не такой уж трудной задачей. Всегда есть возможность посоветоваться с педагогами, школьным психологом или специалистом центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Нужно только помнить, что попытки силовых решений, прямолинейного давления на своего ребенка, других детей или учителей, никогда не приводят к хорошим результатам. Впрочем, об этом мы уже говорили.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0