Играйте с детьми!

Каждый родитель хочет своему ребенку лучшего. Каждый учитель хочет передать ученикам самую важную, самую ценную и полезную информацию, обучить самым нужным навыкам. Все это для того, чтобы дети смогли стать успешными, полезными членами нашего общества. Но что требуется от современного человека, чтобы он стал успешным, чтобы не потерялся в этой жизни, чтобы смог обеспечить себе и своим близким достойное существование?

21 век — это время развития техники и технологий, время инноваций, предприимчивости, конкуренции, безудержного стремления к эффективности и бесконечному повышению своего «уровня потребления». Конкуренция принуждает к гонке за всеми видами ресурсов, в том числе, за так называемыми «внутренними ресурсами» — знаниями, полезными навыками и компетенциями, развитием интеллектуальных способностей и др. Вообще, некоторые эксперты называют современную экономику «знаниевой экономикой» или «экономикой знаний».

Вероятно, каждый взрослый, положа руку на сердце, должен признать, что достиг бы сегодня больших успехов в жизни, более высокого положения в обществе, лучшего финансового состояния, если бы в детстве и юности научился бы большему, например, еще в школьном возрасте выучил бы в совершенстве иностранный язык, овладел бы компьютерной грамотностью, освоил бы навыки этикета, умение эффективно общаться, приобрел бы хотя бы самые основные экономические знания и так далее.

Но в детство вернуться невозможно, а наверстывать упущенное теперь гораздо сложнее — уже нет столько времени на учебу, нужно решать повседневные проблемы, обеспечивать семью, поддерживать приемлемый уровень жизни. Понимание того, что вернуть былые возможности в полной мере вряд ли получится, заставляет нас обратить внимание на детей. Мы уверены, что их благополучное будущее зависит от того, на сколько активно удастся обучить их всем самым передовым знаниям и навыкам.

Первым, что мы приносим в жертву «светлому будущему» ребенка, становится игра. Какой смысл заниматься глупостями? Играть некогда, нужно учиться! И дети учатся: английский язык и рисование, компьютер и хореография, плавание и аэробика — перечислять можно долго.

Не отстают и детские дошкольные образовательные организации. Они быстро поняли, что нужно не в игры играть с ребенком, а готовить его к школе. Действительно, наиболее популярными стали как раз те детские сады, которые предлагают широкий спектр дополнительных образовательных услуг: английский (или даже китайский) язык и риторику, плавание и теннис и т. п. И родители довольны, и детскому саду дополнительная прибыль, поскольку подобные услуги, как правило, платные. Очевидно, что при такой занятости времени на игры у ребенка практически не остается.

Казалось бы: ну и что в этом плохого? Не играет, зато больше времени делом занимается. Не бегает, зато шишек и ссадин меньше будет. Однако есть все-таки одно большое «но», о котором хорошо знают психологи. Не терпит природа, когда про нее забывают или перестают с ней считаться. Специалисты давно уже выяснили, что если ребенок не достаточно играл в детстве, он может остаться личностно незрелым и даже иметь серьезные психологические проблемы во взрослом возрасте.

Есть у психологов такое понятие «ведущая деятельность в данном возрасте». Так вот, ведущая деятельность для дошкольника — игра. Не в том смысле, что большую часть времени он играет, а в том, что именно в игре и через игру только и может происходить полноценное развитие его психической сферы, в том числе и развитие внимания, мышления, памяти и так далее. То есть тех сфер, развития которых так не хватает современным детям для успешного обучения в школе. И не происходит полноценного развития психики дошкольника ни в какой другой деятельности. Иными словами, сколько не организовывай учебную или спортивную деятельность (или обе их вместе) для 5–7 летнего ребенка, хоть с утра до ночи его загрузи, все равно никогда не достигнет он того уровня развития, который был бы у него, если бы с ним просто играли.

В связи со сказанным, сегодня не только в дошкольном, но и в младшем школьном возрасте игра все еще продолжает быть важным развивающим средством для ребенка. А значит, громадное значение имеет то, играют ли с ребенком дома, в семье. Еще раз повторю, игра — это мощнейший, практически безотказный «инструмент» развития ребенка, с помощью которого можно научить ребенка читать считать, писать, а главное думать, рассуждать изобретать и доказывать. Игра — это не только развитие, но и общение нас с детьми. Дети особенно тянутся к людям, которых они любят. Для них счастье, когда взрослые уделяют им внимание, играют с ними. Поэтому, играя с детьми, мы выполняем сразу несколько функций: развитие, обучение, общение и просто делаем детей счастливее, а значит здоровее.

Игры могут быть самыми разными — сегодня и в Интернете, и в разной опубликованной литературе можно найти описания игр на любой вкус. Нет недостатка и в различных игрушках. В принципе, можно выбрать любые, которые соответствуют возрасту ребенка. Однако если Вы хотите, чтобы они были действительно развивающими, нужно учесть несколько требований.

Главное помнить, что смысл развивающих занятий состоит не в том, чтобы дать знания, а в том, чтобы «продвинуть» развитие ребенка вперед, совершенствуя его физические, функциональные и психические возможности. Прежде всего, речь должна идти о развитии следующих сфер:

  • моторная (двигательная) сфера — развитие крупной и мелкой моторики: бег, прыжки (на одной и двух ногах, в длину и в высоту, через скакалку и др.), бросание и ловля мяча; лепка, шнуровка, различные варианты игровой «пальчиковой гимнастики» и т. п.;
  • мотивационная сфера — развитие интереса к новому, к познанию окружающего мира (совместные походы на природу с последующим обсуждением увиденного, «путешествие» в деревню, игры на даче, посещение музеев и др.);
  • познавательная сфера — развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи (веселых и интересных игр, в том числе настольных, для развития познавательных способностей есть великое множество);
  • волевая сфера — развитие произвольного поведения: способности к преодолению трудностей и сдерживанию импульсивности (для развития волевой сферы хорошо подходят игры по правилам и командные игры);
  • эмоциональная сфера — развитие социальных эмоций: сочувствия, сопереживания, заботы (ваш ребенок любит играть с домашними животными, помогать по своей инициативе взрослым и младшим?);
  • личностная и социальная сферы — развитие способности к выстраиванию дружеских взаимоотношений со сверстниками и обучение навыкам общения (опять же, множество групповых и командных игр позволяют развивать эти сферы).

Хотелось бы также сказать несколько слов об игрушках. По поводу игрушек и о том, как их выбирать, можно найти много текстов в Интернете, в различных газетах, журналах. К сожалению, многие из этих текстов написаны по заказу кампаний, выпускающих игрушки, и часто имеют своей целью сбыть товар, а вовсе не проинформировать родителей. Однако, один из текстов мне показался интересным (автор: Елена Маслова, журнал «KID», http://www.kid.ru/12003/index15.php3), привожу здесь небольшой отрывок из него.

«Чаще всего мы выбираем детям игрушки так, словно собираемся играть в них сами. Во времена нашего детства выбор игрушек был гораздо скромнее, и теперь нас тянет ко всем этим разноцветным чудесам. Хватаем то, что кажется нам самым оригинальным и ярким, и мчимся осчастливливать ребенка. Или покупаем то, о чем мечтает наше неразумное чадо, насмотревшись рекламы и жутковатых мультиков. Барби, например, или милейшего „человека-паука“. И отмахиваемся от мыслей о том, что ничему хорошему такая игрушка не научит.

Итак, выбор игрушки — серьезнейшее дело. Игрушка — культурное орудие ребенка, она символизирует те или иные стороны человеческих отношений. Вот требования, которым обязательно должна отвечать каждая игрушка.

Медицинские и экологические требования. Обратите внимание на то, из чего сделана игрушка. Нет ли в ней вредных материалов и ядовитых красок? Малыш обязательно захочет попробовать ее на вкус, да и дети постарше часто целуют игрушки и берут их с собой в постель.

Педагогические требования. Заводная игрушка позабавит ребенка, пирамидка поможет выработать терпение и координацию движений, мяч укрепит физически. А теперь подумайте: чему научит вашего сына его вожделенный „человек-паук“, или трансформер, или какой-нибудь „вампир“? Или дочку — сверхсексуальная Барби?

Психологические и нравственные требования. Какие чувства вызовет новая игрушка у ребенка — нежность или агрессию, желание заботиться или стрелять по ней из пистолета? Очень полезны игрушки, в которые можно играть нескольким детям одновременно, — настольные и спортивные игры или, например, конструктор. Такие игры развивают у детей умение сотрудничать.

Эстетические требования. Будет ли ваш подарок способствовать развитию у ребенка чувства прекрасного или выработает дурной вкус? Гораздо лучше подарить ребенку рукотворную игрушку, чем сделанную на фабрике.

И помните: самая восхитительная, сказочная игрушка не заменит ребенку общения с вами».

В заключение хотелось бы привести несколько рекомендаций по играм с ребенком:

  • Не забывайте поощрять инициативу и творческие усилия ребенка. Не осуждайте и не ругайте за ошибки. Не высмеивайте даже самые нелепые, на ваш взгляд, попытки справиться с возникающими трудностями или придумать что-то новое. Чтобы отбить у ребенка интерес к какой-нибудь игре, достаточно один раз поругать его за неправильные действия. Особенно это касается детей по натуре чувствительных и неуверенных в себе. Даже если вы считаете, что действия ребенка неудачны, найдите что-нибудь, за что можно похвалить (за необычность решения, за чувство юмора, за смелость или изобретательность, за старание и аккуратность).
  • Не забывайте говорить ребенку, что он умный, способный. Захваливать, конечно, тоже не стоит, иногда нужно давать и критическую оценку, но начинать лучше все-таки с похвалы: «Ты очень старался, и многое у тебя получилось хорошо, но пока еще не все получилось правильно. В следующий раз ты наверняка справишься еще лучше, чем сейчас». Дело в том, что 6-8-летние дети не всегда могут отделить оценку за выполненное задание от оценки себя в целом. Слова «Ты сделал это плохо» они нередко воспринимают как «ты плохой». Поэтому важно давать им общую положительную оценку.
  • Не спешите подсказывать. Дайте ребенку некоторое время подумать самому. Постарайтесь сделать так, чтобы в сложных для ребенка ситуациях он находил правильный ответ хоть и с вашей помощью, но все же сам. Дайте правильный ответ, только если все другие возможности исчерпаны. Объясните этот правильный ответ, чтобы ребенок понял.
  • Ребенка важно научить отстаивать свою точку зрения. Это позволит укрепить его уверенность в себе, в своих силах. Поэтому, даже если ответ неправильный, всегда нужно спросить: «Почему ты так считаешь?» или «Почему ты так решил?».
  • Все-таки основная сила игры не в том, что на является инструментом развития возможностей ребенка (хотя это тоже важно), а в том, что она вызывает положительные эмоции, и тем самым, формирует стойкую мотивацию к умственной деятельности, вообще, к преодолению трудностей. Поэтому обращайте внимание на то, чтобы игра не сопровождалась отрицательными эмоциями. Если Вы заметили, что ребенок все больше отвлекается от игры, чаще допускает ошибки, начинает разговаривать на другие темы, значит, он устал. Не стоит ждать, когда он скажет: «Мне уже надоело играть». Необходимо немного раньше переключить его внимание на другое интересное занятие или просто дать возможность отдохнуть по своему усмотрению.
  • Атмосфера игры не терпит принуждения, поэтому никогда не принуждайте ребенка к игре. Насилие (в том числе, психологическое) разрушает взаимоотношения между людьми, и оттолкнет от вас ребенка. Принуждение связано с угрозой наказания, поэтому оно неизбежно вызовет отрицательное отношение не только к предлагаемой вами таким образом игре, но и вообще, ко всякой умственной деятельности, что, согласитесь, совсем ни к чему.

Итак, игра — мощнейшее средство развития человека в любом возрасте. Особенно она важна для детей в дошкольном и даже младшем школьном возрасте. Не пренебрегайте ею, и вам никогда не придется об этом жалеть!

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 2

  • фото
    Шишкова 27 ноября 2015

    Добрый день. Выскажите свое мнение,как психолога, по поводу крика учителя на ребенка. Ситуация: 2 кл., ребенок получил 2 за диктант, вызывают к доске,надо было подобрать на одно из слов,в котором ошибся проверочное. ребенок застопорился и не смог этого сделать, испугавшись,что будет еще 2 - расплакался. при этом со слов ребенка учитель еще и кричал на ребенка и просто выставил его за дверь класса,видимо чтобы не мешал. Правильно ли ведет себя учитель?

  • фото
    Оксана Савченко 02 декабря 2015

    Здравствуйте! Честно говоря, Ваш вопрос поставил меня в тупик. Казалось бы, чего тут неясного? Учитель обидел ребёнка, кричал на него, выставил за дверь, разве может он быть прав? Любой здравомыслящий человек должен сказать, что учитель вёл себя неправильно. Но Вы ведь спрашиваете меня не как просто постороннего человека. Вы просите, чтобы я высказал своё мнение, как психолог. И я оказываюсь в тупике. Дело в том, что психолог никогда не ставит вопрос: «Кто прав, кто виноват?». Так поставить вопрос может судья. Так поставить вопрос может учитель, который должен научить других отличать правильное от неправильного. Психолог же пытается понять, кто и что думает, чувствует в разных ситуациях, как принимает решения, поступает ли в согласии со своими мыслями и чувствами.
    Давайте сравним. Чтобы узнать, прав человек или неправ, мы должны с формальной точки зрения взять закон или утвержденные и записанные правила и посмотреть, поступает ли человек так, как в этих законах и правилах написано. С точки зрения законов и правил, учитель обязан учить и воспитывать детей, объясняя им материал, давая упражнения, проводя контроль (вызывая к доске, давая самостоятельные и контрольные работы), разбирая с ними ошибки. Учитель так действовал в ситуации, которую Вы описываете? Так! Да, он повысил голос, удалил ученика из класса, но по законам и формальным правилам учитель сам имеет право выбирать методы и способы воспитательного воздействия на учеников. Итак, с формальной, юридической точки зрения учитель ничего не нарушил. Разве что несколько «перегнул палку». Опять же, с формальной точки зрения, ученик обязан осваивать знания, которые даёт учитель, слушать, учить уроки, выполнять задания, стараться. А он? Получил 2 за диктант, не смог ответить у доски. Прав был ученик? Он, конечно, еще всего лишь второклассник, но мы ведь с юридической точки зрения сейчас рассуждаем. Общий контроль за учебой ученика по закону обязаны осуществлять родители. Следить за выполнением домашних заданий, выучиванием правил, помогать, если что-то недопонял, сообщать учителю, если есть трудности, вместе решать, как помочь, и так далее. Было это сделано? Правы родители? Как видим, если подходить только с формальной стороны, ситуация становится не такой однозначной, как казалось. К тому же, при таком подходе, мы легко попадаем в конфликт и череду долгих разбирательств, кто же все-таки прав, а кто виноват, и у кого какие были уважительные причины.
    Теперь посмотрим на ситуацию с психологической стороны. Что думает, чувствует учитель? Учитель хочет, чтобы все ученики учились хорошо. Он старается объяснить им материал так, чтобы они поняли. Он повторяет несколько раз по-разному, если не понимают. Он ждёт, что они прочтут материал ещё и в учебнике, и что родители помогут дома ученикам, если те чего-то все-таки не поймут. Но все равно кто-то из учеников не понимает. При этом ещё и невнимателен на уроках, ленится, болтает с соседом по парте. Родителям некогда, они заняты своими делами и мало заботятся об учебе детей. Все это вызывает раздражение и недовольство, которое, в конце концов, «выливается» и на учеников, и на собственных членов семьи учителя. Он верит в ребенка, верит, что тот способен разобраться (иначе и не пытался бы давить на него, чтобы добиться результата), но ученику не говорит, чтобы тот «не расслаблялся» и «не избаловался». Он понимает родителя, сочувствует, что тому приходится много работать, ему и самому приходится пахать с утра до вечера. Но родителю он тоже об этом не говорит, чтобы тот не расслаблялся и не переставал искать время для своего ребенка. Что чувствуют родитель и ребенок, он точно не знает, поскольку ему об этом никто не говорит.
    Что думает и чувствует родитель? Родитель хочет, чтобы ребенок учился хорошо. Но у ребенка не получается. Как ему объяснить, чтобы он понял, не ясно, а учитель не может найти к нему подход, наоборот, отбивает всякую охоту учиться. Родителя это раздражает, обижает, злит, он «выливает» эти чувства на своего ребенка, других членов своей семьи. Он любит своего ребенка, уважает учителя (иначе бы не обижался), но свои любовь и уважение он старается скрыть. От учителя, потому что тот «не заслужил». От ребенка, чтобы тот «не избаловался» и не «сел на шею». Что чувствуют ребенок и учитель, он точно не знает, поскольку ему никто об этом не говорит.
    Что чувствует ребенок? Он хочет учиться хорошо. Но никак не может понять, что от него хотят учитель и родители. Он не понимает и даже не понимает, чего он не понимает. Он напрягается, заставляет себя слушать учителя и родителя, но невозможно же заставить себя долго слушать то, чего не понимаешь! И он отвлекается. Болтает с соседом, смотрит в окно… За это ругают. И от этого хочется убежать – на улицу, в компьютер, в крайнем случае, в телевизор или в разговоры с друзьями. Сначала все это обижало, раздражало и даже злило. Теперь от этого просто грустно и уныло. Он уважает учителя и любит родителей, но не умеет им об этом сказать. Неужели они сами не видят? Что чувствуют учитель и родитель он не знает, они ведь об этом не говорят. Понятно, что злятся, раз ругаются.
    В общем, всем участникам истории плохо. Но все они – ВСЕ! – хотят, чтобы ученик учился хорошо (и сам ученик тоже!). А значит, в этой ситуации есть выход. Нужно только научиться в приемлемой форме сообщать другим о своих желаниях и чувствах, и научиться договариваться, вместо того чтобы скрыто или явно конфликтовать. Кто сделает первый шаг? Кто-то же должен его сделать!