К бабушке — в деревню!

Летние каникулы — самый длительный период отдыха для ребенка в году, поэтому родители стараются сделать этот отдых максимально полезным и разнообразным. Наряду с такими вариантами, как летний лагерь и путешествие на море, обязательно рассматривается вариант — к бабушке в деревню или с бабушкой на дачу. Плюсы такого отдыха для здоровья очевидны — свежий воздух, свежие овощи и ягоды с грядки, возможность отвлечься от компьютера и телевизора. Тишина, спокойствие и умиротворенность. Но кроме физического здоровья специалисты советуют при выборе форм летнего отдыха не забывать и про психологическое здоровье и благополучие ребенка. Для этого нужно иметь в виду несколько психологических моментов.

Прежде всего, возникает вопрос: насколько легко ребенок перенесет расставание с родителями? Ответить на этот вопрос не так-то просто, учитывая, что каждый ребенок — индивидуальность, и только родители могут знать, пойдет ли расставание ему на пользу или вызовет ненужный стресс.

Очевидно, чем моложе ребенок, тем сильнее он переживает разлуку с родителями. Специалисты считают, что в возрасте до года, ребенок ни при каких обстоятельствах не должен разлучаться с родителями. Также нежелательно расставаться с ребенком на срок более двух-трех дней до достижения им 3-4-летнего возраста.

Более длительная разлука с родителями (от недели до месяца) вполне возможна для детей от 6 до 11 лет. Дети этого возраста открыты миру, вполне готовы воспринимать бабушек и дедушек, будут счастливы ненадолго «оторваться» от родителей. При этом они еще не дошли до бунтующего отрочества, когда бабушкам и дедушкам будет трудно с ними справиться.

Важно, чтобы ребенок воспринимал своих бабушек и дедушек как родных. То есть не должно получиться так, что он познакомится с ними, только приехав в деревню. Если планируется, что ваши сын или дочь будут периодически гостить у бабушки с дедушкой в деревне или на даче, нужно позаботиться о том, чтобы познакомились они как можно раньше. Если же ребенок едет в деревню к бабушке и дедушке, которых не видел в течение всего года, то родителям тоже стоит отправиться на отдых вместе с ним. Кстати, через некоторое время после начала отдыха можно поинтересоваться у ребенка, как ему дедуля с бабулей. Если вы видите, что малыш тянет ручки к бабушке, а в случае беды бежит к деду за помощью, значит, с ними он чувствует себя комфортно.

Некоторые психологические коллизии могут возникать, если в деревню (на дачу) приехали отдыхать сразу несколько семей родственников. Сразу же возникает серия вопросов, связанных с распределением ролей и иерархией отношений. Кто главный? То есть, кто и кому имеет права давать распоряжения, кто устанавливает «правила игры»? Кто хозяин, а кто — гость? Для кого это место «свое», а для кого — «чужое»? Если формальные хозяева «территории» бабушка с дедушкой, то и их дети (родители, которые привезли на отдых внуков) могут считать себя равноправными «сохозяевами», что нарушает иерархию и может приводить к возникновению путаницы и анархии в «правилах общежития».

Если кто-то из родственников считает себя гостем, он может ожидать от «хозяев» проявлений гостеприимства и заботы, к чему «хозяева» могут оказаться не готовы. «Хозяева» могут обижаться на то, что «гости» не поддерживают установленных ими правил поведения в доме или на участке, хотя «гости» могут быть и не осведомлены об этих правилах. Кстати, «принимающая сторона» может ожидать, что приехавшие родственники окажут серьезную помощь по хозяйству (прополка, вскапывание грядок, сбор урожая, строительство или ремонт построек и т. д.), а те, кто приехал, могут быть настроены исключительно на отдых ото всех дел.

Конечно, все это проблемы взрослых. Но они могут приводить к конфликтам, причем, не только взрослых со взрослыми, но и взрослых с детьми и даже детей между собой. А это гарантированно может испортить отдых всем.

Итак, если в деревне или на даче предполагается отдых нескольких семей, взрослым нужно заранее позаботиться о благополучном совместном пребывании, для чего обсудить и разрешить несколько вопросов.

  1. Будет ли цель пребывания в деревне (на даче) развлекательной или требуются какие-то работы по хозяйству? Если требуются, то кто и как будет в них участвовать?
  2. Как будет устроено совместное проживание: кто с кем в каких комнатах будет жить, будут ли какие-то особенные зоны ответственности у детей и взрослых (кто-то готовит, кто-то моет посуду, кто-то убирается, кто-то ходит в магазин, кто-то колет дрова, кто-то кормит домашних животных, кто-то развлекает детей и т. д.)? Будет ли питание совместным или раздельным?
  3. Какая за кем будет закреплена «личная территория» — комната, часть огорода?
  4. С чем детям можно играть, а чего они трогать не должны? Кто и какие развлечения для детей организует? О каких своих действиях дети должны предупреждать взрослых, а в каких случаях могут действовать по своему усмотрению? Какое вообще поведение ожидается от детей?
  5. Что «хозяева» и «приехавшие» ожидают друг от друга?

Прояснение этих вопросов значительно уменьшит вероятность недопониманий и конфликтов, снизит «градус негативных эмоций», если они все же возникнут, сделает отдых и детей, и взрослых предсказуемым и управляемым.

Обсуждая летний отдых в деревне или на даче, нельзя не сказать несколько слов о безопасности. Дети — народ любознательный и активный. Посему обязательно нужно провести подробный инструктаж по нескольким темам.

  1. Только что сорванные с грядки (с куста, с дерева) фрукты, овощи, ягоды в рот не тянуть! Даже если они выглядят абсолютно чистыми.
  2. То же самое касается и лесного урожая — в лесу ягоды и плоды с травы, кустов и деревьев без предварительного осмотра и ополаскивания родителями ни в коем случае не есть! Категорически нельзя пробовать даже самые красивые и аппетитные грибы!
  3. По деревенским достопримечательностям — полуразрушенным или недостроенным домам и сараям, а также по крышам домов, опорам линий электропередач и колодцам не лазать!
  4. Домашних животных и птиц, даже самых симпатичных и забавных, не обнимать и не целовать! Гладить только с разрешения и в присутствии бабушки или дедушки!
  5. На речку, озеро или карьер без взрослых не ходить, и своим умением плавать перед другими детьми не хвастать (особенно, если это умение не так уж и совершенно)!
  6. Конечно, стоит проинструктировать и о конкретных местных опасностях (если они есть). Например, змеи, клещи, опасные растения и опасные места.

Избежав перечисленных опасностей, можно сделать отдых ребенка в деревне весьма познавательным. Например, полезными могут быть знания о том, откуда берутся молоко и яйца, как выглядят и как называются плодовые деревья, грибы, ягоды, о том, что такие вкусные ягоды крыжовника и малины растут на таких колючих кустах и т. д. Ребенок воочию, а не на картинках, увидит домашних животных, услышит их «голоса», сможет их покормить, понаблюдать за их повадками, а с некоторыми, возможно, и поиграть. Научится ловить рыбу. Узнает, что морковка и картошка «сидят» в земле, а вишни и сливы висят на дереве. Городские дети, узнавая все это, как правило, испытывают ни с чем несравнимый восторг.

Ну и, конечно, нужно помнить, что общение с бабушками повышает у детей самооценку, способствует развитию их дарований, а самое главное — учит той самой безусловной любви, от дефицита которой все мы в той или иной степени страдаем. Бабушки любят своих внуков, и у внуков должна быть возможность любить своих бабушек. А значит, поездки «на деревню к бабушке» или на дачу с бабушкой — один из самых подходящих видов отдыха для ребенка.

Написать комментарий

Прикрепить файл
Вы можете прикрепить к сообщению не более пяти файлов (текст, видео, аудио), объемом не больше 5Мб каждый.

Информация персонального характера о пользователях официального сайта образовательной организации хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

Политика оператора по обработке персональных данных

КомментарииКомментариев: 0